«СОВРЕМЕННИК» ИГРАЕТ… ШИЛЛЕРА! И НЕ ТОЛЬКО…

28 марта, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №12, 28 марта-5 апреля

Безумству храбрых спел славу основатель социалистического реализма еще на заре прошлого века. Пр...

Пресс-конференция «Современника»: Галина Волчек, Римас Туминас, Марина Неелова
Елена Яковлева — Мария Стюарт
Марина Неелова — Елизавета
Пресс-конференция «Современника»: Галина Волчек, Римас Туминас, Марина Неелова

Безумству храбрых спел славу основатель социалистического реализма еще на заре прошлого века. Правда, гордая эта песнь звучала в свое время не по поводу гастролей московского театра «Современник», которые благодаря компании «G. A. L.» стали ежегодным подарком киевским зрителям. Мне же, думаю, и не мне одной хочется спеть ее, одновременно почтительно преклонив голову перед творческой храбростью и человеческой состоятельностью уже более тридцати лет бессменного идейного и творческого лидера этого театра — Галиной Борисовной Волчек. Главные режиссеры редко допускают в стены своей alma mater постановщиков со всемирно известными именами. Галина Волчек, едва встав у штурвала «Современника», удивила всех, пригласив в театр Анджея Вайду и Георгия Товстоногова. Театр от этого, естественно, только приобрел. А традиция приглашения к сотворчеству лучших из лучших сохраняется в Доме на Чистых прудах и по сей день.

Марина Неелова — Елизавета

Спектакль «Играем… Шиллера!» (сценический вариант трагедии Ф.Шиллера «Мария Стюарт») поставил один из самых ярких и самобытных режиссеров современности, литовец Римас Туминас. Он живет, дышит и мыслит театральными категориями, смело экспериментируя в области классики, в частности русской. У себя в театре поставил «Маскарад» М.Лермонтова, который, даст Бог, киевский зритель сможет посмотреть во время фестиваля «Киев майский», в апреле должен быть закончен «Ревизор» Н.Гоголя в театре им. Вахтангова, в ближайших планах – работа над А.Островским в «Современнике».

Елена Яковлева — Мария Стюарт

На пресс-конференции, предваряющей гастроли, Галина Борисовна с нежным юмором отметила, что ни с одним из своих мужей и вообще мужчин в ее жизни она не «носилась» и не «обхаживала» так, как Римаса. «Париж стоил обедни» – соединение двух различных, ярко индивидуальных театральных эстетик, современниковской и туминасовской, дали прекрасный результат – мощнейший духовно-театрализованный импульс, энергетический взрыв на сцене.

Разрушая мерное течение «костюмной» трагедии, режиссер вместе с художником-постановщиком Адомасом Яцовских и художником по костюмам Мариусом Яцовских разреживают атмосферу сцены до бесцветного вакуума, в котором сталкиваются полярные индивидуальности живущих разными страстями претенденток на престол. В их взаимонеприятии первична не большая политика (хотя куда без нее деться коронованным особам), а разность мировосприятия. Полноправными участниками спектакля, подкрепляющими это их различие, являются две экологические стихии: земная у Елизаветы (Марина Неелова) – сено и прозрачно-утекающая у Марии (Елена Яковлева) – вода. В мирном соединении они могли бы дать милый пейзанский пейзаж, но не происходит единства противоположностей, и черная страсть накрывает собой белую, уничтожая ее. Правда, белая точка останется глубоко внутри на всю жизнь и всегда будет видна на надломе.

Дуэт Нееловой—Яковлевой безупречен по своей филигранной чувственности и актерской точности. Я смотрела спектакль три раза с годичными перерывами, каждый раз поражаясь умению менять нить повествования, расставлять иные акценты. Историческое парвеню Елизавета вдруг становилась аристократкой духа с голубой кровью и доминировала над истерическими метаниями Марии. В другой раз лилейная сущность Марии, ее жизнелюбие приобретали твердость алмаза, когда возникала необходимость защитить попранное человеческое достоинство. Пережитые предательства придавали ей сил. В свою очередь, они же, предательства, помогли, как железные костыли, женским комплексам Елизаветы подписать смертный приговор сестре.

Особую роль в шиллеровском представлении по Туминасу играет удивительная, органично вплетающаяся в ткань спектакля музыка Фаустаса Латенаса.

Очередная встреча с «Современником» принесла три аншлаговых дня компании «G. A. L.», которая не только осуществляет серьезные проекты по популяризации лучших образчиков российского театра в Украине, но наметила планы «экспансии» украинских театров в Москву и в другие регионы России, где проживает много наших соотечественников. Эти планы заинтересованно обсуждались идеологом акции Оксаной Немчук с Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в Украине Виктором Черномырдиным, активно поддерживающим не только гастроли «Современника» из-за своей давней дружбы с Галиной Волчек, но и гастроли Мариинского театра из Санкт-Петербурга, и предстоящий приезд Большого театра. Готовность оказать содействие в этом благородном начинании высказал Александр Зинченко, благодаря которому, как и в прошлые годы, была оказана серьезная информационная поддержка гастролям. Галина Волчек отметила высокую театральную культуру украинских артистов в лице Богдана Ступки, которого она видела на сцене. Остается надеяться, что задуманный Оксаной Немчук проект, при поддержке столь высоких государственных особ обеих стран, найдет свое воплощение в жизни и принесет российским зрителям много радостных открытий. Во всяком случае, мне и моему коллеге Олегу Вергелису, присутствовавшим при этом разговоре, очень хочется на это надеяться.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно