«Социальная дилемма»: переосмысление значения соцсетей или манипуляция зрителями

09 октября, 2020, 13:13 Распечатать
Отправить
Отправить

Фильм заставил некоторых пользователей отказаться от социальных сетей, а Facebook уже раскритиковал его.

«Социальная дилемма»: переосмысление значения соцсетей или манипуляция зрителями
"Социальная дилемма" поднимает вопросы манипуляции в соцсетях © Netflix

В сентябре на Netflix вышел фильм «Социальная дилемма», в котором бывшие сотрудники крупнейших технологических компаний рассказывали о механизмах и алгоритмах, которые лежат в основе деятельности соцсетей. После выхода фильма многие пользователи соцсетей решили отказаться от их использования. В СМИ «Социальную дилемму» назвали «самым важным документальным фильмом последних лет», но некоторые эксперты выступали и с критикой картины, утверждая, что она поднимает вопросы манипуляции, но сама манипулирует зрителями.

О чем фильм

«Социальная дилемма» - это 90-минутная документальная лента Netflix. В ней бывшие сотрудники Google, Facebook, Instagram рассказывают о том, каким образом социальные сети манипулируют людьми. Алгоритмы, которые лежат в основе их действия, помогают отслеживать и предугадывать действия пользователей и более эффективно взаимодействовать с ними, благодаря чему соцсети продвигают рекламу. Но действие этих алгоритмов может привести к появлению зависимости у пользователей.

Разработчики также рассказывают о том, что алгоритмы, которые лежат в основе действия соцсетей, могут быть использованы для дестабилизации ситуации в обществе, влияния на результаты выборов и распространения фейковых новостей и неправдивой информации.

Как пишет CNBC, по большей части, разработчики бьют тревогу по поводу действия своих же созданий. Один из бывших руководителей Facebook Тим Кендалл, отвечая на вопрос о том, чего он боится больше всего, заявил: «в краткосрочной перспективе я больше всего боюсь гражданской войны».

«Социальные сети все больше погружаются в ствол мозга и завладевают детским чувством собственного достоинства и идентичности», - говорит бывший сотрудник Google Тристан Харрис.

Бывшие сотрудники корпораций призывают к разработке законов, которые защищают пользователей, и к тому, чтобы пользователи более осознанно подходили к времени, которое они проводят в соцсетях, просматривая только то, что их интересует, а не то, что им предлагает алгоритм.

Реакция в обществе

После просмотра «Социальной дилеммы» многие пользователи заявили о том, что они решили отказаться от использования социальных сетей. Иронично, что сообщения об этом появились в социальных сетях. Отказываясь от Facebook и Instagram, которые в фильме упоминались чаще всего, пользователи писали об этом в Twitter.

«Каждый должен посмотреть «Социальную дилемму» на Netflix и внести необходимые изменения. Сегодня я удалил Facebook и отключил оповещения из Twitter, Instagram и LinkedIn. Пора вернуть нам контроль над нашими умами», - написал один из пользователей Twitter.

«Только что посмотрел «Социальную дилемму» и удалил Facebook и Instagram. Обязателен к просмотру для понимания манипуляций», - написал другой пользователь.

Издание The Independent назвало картину «самым важным документальным фильмом в нашей жизни». «Что делает этот фильм настолько важным, это то, что он предлагает уникальный на сегодняшний день товар: надежду… «Мы можем требовать того, чтобы эти продукты разрабатывались гуманно. Мы создали эти вещи и мы обязаны их изменить», - говорит Харрис. И это действительно так. Первый шаг – это посмотреть этот феноменальный документальный фильм – и побудить других сделать это», - говорится в статье, опубликованной в издании.

Ответ Facebook

В социальной сети ждали довольно долго, но все же выпустили официальный ответ на фильм. И, что не удивительно, выступили с его критикой.

«Мы должны обсуждать влияние социальных медиа на наши жизни. Но «Социальная дилемма» скрывает суть за сенсационностью. Вместо того, чтобы предложить подробный взгляд на технологии, он дает искаженное представление о том, как работают социальные сети, чтобы создать удобного козла отпущения в сложных социальных проблемах. Фильм не учитывает мнения сотрудников, которые работают в компании на данный момент, или любых экспертов, мнение которых расходится с тем, которое представлено в картине. Фильм также не раскрывает – критически или каким-то другим образом – усилия, которые уже были предприняты для решения этих проблем. Вместо этого он опирается на комментарии тех, кто не работает внутри уже много лет. Вот ключевые моменты, в которых фильм ошибается», - говорится в письме Facebook.

Затем представители соцсети указывают на основные пять ошибок, которые были допущены в «Социальной дилемме», и рассказывают, почему, на самом деле, все обстоит не так. Например, один из пунктов называется «Вы не продукт». В нем Facebook объясняет, что «живет» за счет рекламы и ее размещение позволяет соцсети оставаться бесплатной для пользователей. Разработчики утверждают, что не продают данные пользователей и отмечают, что пользователь всегда сможет посмотреть «интересы», привязанные к его профилю, и изменить их.

Обратили внимание в Facebook и на действие алгоритмов, отметив, что и сам Netflix, который выпустил документальный фильм, работает с ними.  «Facebook использует алгоритмы, чтобы улучшить взаимодействие с теми, кто пользуется нашими приложениями, как и Amazon, Uber и другие ориентированные на потребителя приложения, с которыми пользователи взаимодействуют каждый день. Это касается и Netflix, который использует алгоритм, чтобы определить, кто захочет посмотреть «Социальную дилемму», и порекомендовать им это сделать. Это происходит с каждым элементом контента, который появляется на сервисе», - отметили в Facebok.

Критика «Социальной дилеммы»

Несмотря на то, что в сети появилось множество восторженных отзывов о фильме, встречаются и критические замечания о его содержании или стиле подачи.

Так, психолог Памела Ратледж в статье для Psychology today написала о том, что фильм использует множество инструментов манипуляции в попытке донести свою точку зрения. Она утверждает, что фильм поднимает важные вопросы, но они не новы, содержание картины пугающе, но однобоко.  «Призыв к действию – немедленно положить смартфон и отойти на шаг назад не просто поспешно, но немедленно. Это не только нереально, но делает людей более напуганными и неподготовленными, особенно во времена пандемии, когда социальные сети могут быть спасением», - пишет Ратледж.

Она также отмечает, что многие аргументы экспертов, опрошенных в фильме, твердые, но неполные, а слово «зависимость» используется без диагностического критерия. «Иронично, когда тобой психологически манипулирует продукт, который предупреждает тебя о психологической манипуляции», - пишет психолог.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал с новостями технологий и культуры.

«Я нахожу забавным то, насколько манипулятивным и вводящим в заблуждение является фильм», - заявил в комментарии CNBC техэксперт Андриссен Горовиц. Он также добавил, что считает, что картина окажет «нулевой эффект» на Facebook и Instagram.

По словам Тимоти Арму, исполнительного директора компании Fanbytes, которая помогает продвигать компании с помощью видео в социальных сетях, большинство людей и так знали о фактах, которые показали в фильме. «Может люди старшего возраста посмотрят его и подумают дважды, особенно родители. Но поколение Z и миллениалы, я не думаю, что они обратят внимание», - заявил он.

Читайте также: Почему Facebook стал «опасным для мира» — NYT

Подготовил/ла : Фаина Ваулина
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК