Сон Подервянского рождает «героев»

26 февраля, 2010, 14:09 Распечатать

Новий арт-проект Леся Подервянского представлен в галерее «Коллекция»: «Герої: 9 картин та 9 текстів»...

Новий арт-проект Леся Подервянского представлен в галерее «Коллекция»: «Герої: 9 картин та 9 текстів». Из девяти работ лишь одна — «Солдат і відьма» — создана в 2001-м, остальные — несколько позже. Художник не делал своих персональных выставок десять лет. Данная экспозиция продлится до 10 марта, затем работы отправятся в Одессу (галерея NT-ART).

Выставка привлекла заметное внимание общественности. Картины Подервянского выставлялись в разных странах, некоторые работы хранятся и в Национальном художественном музее, и в частных коллекциях. (Одна из картин — «Воїн, Смерть і Диявол» — украшает коллекцию американского кинорежиссера Вуди Аллена.)

В нынешней экспозиции Подервянского отголоски лиричности… Хотя сам художник не видит себя в роли экскурсовода. Потому и сопроводил своих «Героїв» неким «вступительным словом».

В его «пояснительной записке» значится: «…в ответ на вопрос «Что вы хотели сказать этой работой?» некий живописец терпеливо объясняет, понимая безнадежность ситуации… Ощущение фальши требует от обоих вежливости. Слова складываются в предложения; они могут быть какими угодно и не имеют никакого значения. Запутавшись окончательно, живописец и зритель смотрят на полотно, а полотно смотрит на них. Далее, из гуманистических соображений, понимая, что делает глупость, живописец пишет текст, в котором детально объясняет, что происходит на полотне, и вешает его рядом с работой. Таким образом, после сражения с полотном и красками, проливая «чернильные слезы бессилия» в попытке самовыражения и творческом поиске, живописец задается вопросом: «Что еще осталось не прибитым к стене? Может быть, стоит подвесить туда еще и зрителя, а потом повеситься самому?»…

…Дабы не тратить энергию на такую игру и фальшь художник и сопроводил каждую картину развернутым комментарием.

В результате получился живописно-литературный «микс». Хотя сам Подервянский признается «ЗН»:

— Чем меньше говоришь о живописи, тем лучше! Я принципиально никоим образом не трактую свое творчество. На живопись нужно смотреть! И наблюдать. Это как в ресторане — еду нужно есть ртом. А живопись — это та же еда, только глазами. Если вы начнете в ресторане много говорить, то мало съедите. Живопись и литература никак не пересекаются. Они существуют параллельно и апеллируют к разным вещам. Живопись — невербальное, литература — вербальное искусство.

Что касается представленных текстов… Это провокация. Всякое объяснение живописи — абсурд. Я заметил, что в музеях на картины обращают внимания меньше, чем на этикетку. А потом еще и зовут экскурсовода. А если не будет экскурсовода и этикетки, то на работы даже не посмотрят.

Каждое полотно я сопроводил текстом. Он мог бы быть каким угодно. Только картина от этого не изменится. Потому что она — первична. Правда, многие воспринимают эти тексты за чистую монету. Человек, подписывающий свои работы — идиот. Но человек, читающий это— еще больший идиот! Я пишу, а все читают.

***

В некоторых его картинах чувствуется откровенный стеб. На первый взгляд, лирическая работа на розовом фоне «Рожева курява 2» из серии «Провінція Африка» (2009)… Орнамент «в цветочек», как в сельской хате. И тут же — античный умирающий герой. И подпись: «Луцій не міг згадати Кассія.

Передовий загін, яким він командував, був вирізаний варварами ще ввечері, і вже цілу добу їхні тіла замітало піском. Кассій і Луцій були коханцями.

Їхньою мрією було вислужити належне, вийти на пенсію і жити щасливо в одному з тих затишних невеликих міст на узбережжі Середземного моря, які побудував спеціально для ветеранів африканських легіонів божественний Август»…

Или его полотно — «Солдат і відьма» (2001), выдержано в серых тонах (картина из частной коллекции). Лицо ведьмы скрыто, она как бы отворачивается от тебя. Не поймать! «Відьма-гадалка нагадала солдатові смерть. Солдат звик до того, що відьми завжди ная…ють і не звернув уваги. Відьми гадають в залежності від ситуації. Коли ти їдеш в електричці — тобі випадає дорога, коли ідеш на війну — смерть. Поки солдат розмірковує над цим, сріблястий туман сповиває його ноги і плечі. Сум огортає обох, відьму — тому що бреше, солдата — тому що не вірить».

Из частных коллекций на выставке еще две работы Подервянского — «Рожева курява 1» и «Два бійці».

— Живопись должна продаваться, — говорит Подервянский. — Потому что непроданные картины для художника — как дочки, не вышедшие замуж. Знаю ли я своих покупателей? Да, знаком с некоторыми. Что между ними общего? Это люди с деньгами, а также определенными духовными потребностями. Дебилов среди них нет. С некоторыми я даже дружу, и они достаточно приятные люди.

Мне самому мои работы нравятся, лишь пока их пишу. И уже меньше — спустя время. Чем больше прошло времени, тем я холоднее к ним. Люблю новое. А со старым расстаюсь, как только сделаю последний штрих. До свидания!

***

Что такое процесс творчества для Подервянского? «Это — простая работа, без ожидания музы. Приходишь в мастерскую — и пишешь». А вдохновение или его отсутствие? «Это категории дилетантов. Иногда работа ведет художника, а иногда художник определяет траекторию движения. Трудно это все осмыслить логически».

Как известно, отец Леся — известный украинский художник Сергей Подервянский, работал в разных направлениях, он был на «ты» с любой техникой…

— Естественно, отец — мой первый учитель, — говорит художник. — Именно он учил меня держать в руках кисть, карандаш. Сперва родители не хотели, чтобы я был художником, потом они поняли, что переделать меня нельзя, поэтому и не мешали моему становлению.

***

В представленной экспозиции лишь одна работа — «Сон Дмитрика» — отражение реального прототипа, друга художника. Картина исполнена в песочных тонах: увесистый мужчина верхом на льве. При детальном рассмотрении вырисовывается множество дополнительных планов… А текст гласит: «Вранці Дмитрик іде до школи. Дебіл Iлюша, що живе на першому поверсі, свистить Дмитрику навздогін. Дмитрик оглядається, дебіл Iлюша сидить за столом біля відчиненого вікна і п’є каву з молоком, він посміхається Дмитрикові і пальцями робить таємничі знаки, за його спиною висить китайська картинка в рожевих і блакитних кольорах. На картинці зображений китайський богатир У Сун, він сидить верхи на тигрі і гамселить його кулаками.

Дмитрик прямує до школи, уроки вивчені, день не провіщує нічого лихого.

Колись Дмитрик виросте і стане адвокатом, він заробить купу грошей, його будуть любити жінки і друзі…»

— Я не знаю, как охарактеризовать стиль моих работ. Это вообще не мое дело, — говорит художник. — Если очень обобщенно — это нарративная живопись, имеющая черты постмодернизма. Определять стиль — задача искусствоведов, людей, разбирающихся в этом. Дело художника — просто писать. Дело публики — смотреть. Как правило, в живописи никто, кроме профессионалов, не разбирается.

Однако неподготовленные, но сенситивные люди могут ощущать энергию живописи и кайфовать, даже если они ничего не понимают в искусстве. Они ощущают вибрацию, исходящую от полотна.

***

Одна работа в этой экспозиции отличается заметным многообразием цветов — «Ніч конкістадорів» (кстати, после открытия выставки эта картина ушла в частную коллекцию). И подпись: «Вночі загін дона Хорхе Ернандеса Ескобара потрапив у засідку.

Воїни інків винищили усіх, за винятком кількох солдатів, які загубилися у сельві ще звечора; самого Хорхе Ернандеса шаман інків перетворив на ягуара…»

— Как уже говорил, могу написать и к этой картине еще десять или двадцать текстов, которые будут совершенно разными. Почему много цвета? Мне интересно ставить себе разноплановые задачи. Одни надоедают, придумываю другие… А сейчас я просто растерян. Нужно начинать все с нуля, делать иное. Впрочем, это нормальное состояние после того, как уже создал экспозицию. Приходишь в мастерскую — видишь белый холст… Жутко, тревожно, но интересно и замечательно.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно