В воздухе запахло порохом локальной театральной революции. Режиссер Влад Троицкий, приняв из рук Раду Поклитару "дирижерскую" палочку худрука Детского музыкального муниципального театра на Подоле, на днях заявил о возможных интересных преобразованиях вокруг этого театра и внутри него. Часть театрального социума от этого уже пришла в ужас, другая часть только собирается, а третья (часть), в основном молодое крыло нашей критики, аплодирует смелым заявлениям популярного рационализатора.
Детский музыкальный театр на Подоле уже давно неспокойное место на сценической карте столицы. Ему не всегда везло на художественных руководителей и директоров. Его часто ругали (и я в том числе) за возмутительные ярмарки-продажи трусов и лифчиков прямо в фойе. Одного директора прежде "тихо ушли", другого едва не посадили.
Впоследствии возложили большие надежды на во всех смыслах талантливого Раду Поклитару. Как яркого координатора творческой жизни коллектива.
Однако плотная загруженность балетмейстера, его хронические телевизионные "халтуры" вряд ли могли оставить место в сверхнасыщенном графике - еще и для художественного руководства беспокойным театром. Тем более таким. Под 400 человек "боевых штыков". И, кстати часто напрасно, несведущие люди иногда пытаются пожурить театр за "архаику". Те же проекты Поклитару, многие другие репертуарные проявления дадут фору (в разделе яркой экспериментальности) даже Национальным музыкальным. Так что не все там хорошо, но и не все так плохо.
Явление Троицкого, как нового руководителя (без конкурса, но и без "завещания"), для многих, конечно, историческая неожиданность. Энергичный человек и отец-основатель "Гоголь-феста", театра "ДАХ", "Дахи-брахи", вряд ли поначалу мог рассматриваться как куратор нишевого детского театра. С не такой уж родной для Влада эстетикой (и целевой аудиторией впридачу). И еще с сакральной миссией - воспитания музыкальных вкусов подрастающего поколения… И уж точно все это мало сопряжено с тенденциями авангардного, андеграундного, часто деструктивного экспериментального театра - то есть с пространством поисков самого Троицкого. Как интересного художника и неспокойного человека.
Все это так. Но теперь скажите - а КТО еще? Если маневр для поиска вакантной руководящей единицы для такого вот столичного специфичного театра сужен здесь (у нас) просто донельзя. Выбирать не из кого. Доверить большой коллектив практически некому. Если и есть кто, то либо слишком молод и ненадежен, либо стар и безнадежно отстал. "Правда в том, что мы стары и управлять больше не можем. Могут ли наши середняки управлять? По прежним опытам - нет. И в этом мое отчаяние", - писал в эпоху расцвета МХАТа К.Станиславский. Когда (тогда) выбор все-таки был! И еще какой. Мы же (в условиях текущей театральной реальности) уже за порогом "отчаяния". Нынче найти в Украине адекватного, компетентного, энергичного, творческого лидера для творческого коллектива - практически невозможно. И этот факт подтвердят везде. От Минкульта до до окраин.
"Плоды просвещения", то есть гримасы и коррупция внутри наших бесчисленных и часто бессмысленных театральных "школ", привели к дефициту творческих руководящих кадров. Нет в наличии "вожаков" не то что для музыкального театра… Для драматического - их тоже практически нет (редкие исключения - ученики Э.Митницкого).
И это не только проблема "селекции", воспитания, продвижения. Но, видимо, еще и мировоззрения. Куда оно повернуто в нашей стране - видим.
Троицкий, за которого лично я болею душой, человек широких взглядов и персонаж невероятной медийно-предпринимательской активности. Его прежняя отдаленность от чистой формы музыкального театра еще не значит, что он глух к ней. Что он не способен принять и воспроизвести эти "ноты".
Бесспорно, такт важен не только в музыке… Но и в революционных начинаниях. Которые уже заявлены.
В планах нового худрука… Создание на прежнем месте "Центра Сковороды", полифонического музыкального образования (название, видимо, навеяно памятником в этой местности?). Приглашение трудового коллектива к эксперименту. Приглашение экспериментаторов из-за рубежа. Создание новой оперы и новой хореографии. Функционирование театра с 8 утра до 12 ночи. Желание обновить стилистическую и репертуарную палитру. Надежды на музыкальный диалог с современным ребенком - языком современным, но внятным…
Заявления о намерениях интригуют. В то же время подводят к черте, за которой прежняя форма существующего театра трансформируется кардинально. И от нее не остается практически ничего. Ни рожек, ни ножек.
И вместе с "той" прежней формой, очевидно, должны раствориться в прошлом и базисные ценности того театра. В первую очередь, как музыкального. Поскольку "новострой" Троицкого, о чем он заявил, предполагает Центр…
…И, кажется мне, здесь украинский режиссер берет за образец московскую модель "Гоголь-центра" Кирилла Серебрянникова. Который, придя на должность худрука в прежде драматический театр, тут же сделал из него "постдраматический" (со всеми вытекающими последствиями).
У Троицкого - в стратегии его перестройки - все же будет побольше трудностей. Сделать из "драмы" "постдраму" - еще полбеды. А вот из музыки для детей музыку… для кого?.. - размышления на перспективу.
Вообще, смогут ли "мирно" уживаться в будущем новострое, скажем, безмятежный музыкальный утренник "Зайка-почтальон" (произведение И.Якушенко для самых маленьких) с возможной вечерней гастролью какой-нибудь скандальной театральной сенсацией, наподобие мэхэтэшного "Человека-подушки", обвиненного отцами и матерями России в педофилии…
И здесь не только злая шутка. Здесь и акцент на возможный "контрапункт". На уместность-сочетаемость под одной крышей произведений для детей (со всеми воспитательными и просветительскими сверхзадачами) и жесткой эстетики современного центра актуального искусства. Чем (по сути) и может стать будущее новообразование.
Понимая важность обновления конкретного театрального организма (да и процесса в целом), все же не до конца осознаю, кто на стартовых этапах данной революции запишется в соратники худрука. Тем более, что в данном вопросе для него важен только один партнер. Это Городское управление культуры. Держатель акций театра.
Пока что Управление хранит тревожное молчание. И на все мои призывы прокомментировать дальнейшие планы - отмалчивается или просит подождать. А я вспоминаю, насколько легче было "революционировать" на новом поприще тому-таки москвичу в его "Гоголь-центре". Русскому режиссеру в аналогичной ситуации был дан абсолютный карт-бланш. Было дано великолепное финансирование. Его лоббировали-поддерживали как на уровне чиновников Москвы (человек Абрамовича), так и на уровне кремлевских "ярких" кардиналов, чьи пиЭсы тот реформатор ставил впрок, и предусмотрительно.
Так что нашим революционерам в их великих преобразованиях пока и опереться не на кого. Бизнес за ними не пойдет. Потому что бизнесу на театр в Украине наплевать. Чиновники (пока) выжидают.
Более того. Сделать из государственного муниципального театра некий новый Центр - это же целая ария из оперы Чайковского "Опричник". Поскольку для этого потребуются сотни заявлений, обращений, утверждений, согласований на уровне Киеврады. К тому же, по моим сведениям, в юрисдикции и подчинении нашего Управления культуры нет таких загадочных субстанций как "центры", а есть - музеи, театры и т.д. Попробуй, сломай махину.
В то же время, под лежачий камень вода не течет. Дело сделано. Человек назначен. От него ожидают если не шедевров, то хотя бы творческих движений. И он их анонсировал.
…Осталось решить самую сложную из всех возможных задач на новом поприще - в конкретном театре… Соединить "тишину" творческого созидания с "громом" назревших (революционных) преобразований. Задача не для слабака.