Сезон под прицелом

27 июня, 2014, 18:45 Распечатать

Остап Ступка сыграет странного политика

В гаснущем столичном театральном сезоне осталась, собственно, только одна еще нераспробованная большая премьера — "Носороги" Э.Ионеско в Национальном театре имени Ивана Франко. Коллектив франковцев будет трудиться до 20 июля, и спектакль режиссера Андрея Приходько представят уже 16-го. Но это ближайшее будущее. Теперь же отдаленном. Традиционно анонсируя в ZN.UA грядущие премьеры замечу, что в афишах киевских театров в сезоне 2014—2015 будут значиться Стриндберг, Островский, Софокл, Карпенко-Карый, Арбузов, Ибсен, Айтматов и, надеюсь, кое-кто из подрастающего поколения. 

"Рейтинг" самых ожидаемых премьер составлять бесполезно. В разной мере каждая уже запущенная (или еще не "заквашенная") постановка может представлять интерес. Но, как это всегда случается в преддверии сезона, "магистральной" темы, исходя из анонсов, вычленить пока не удается. 

Есть ощущение, что тот или иной уважающий себя театр находится в замешательстве, пребывает на репертуарном распутье. Вроде надо как-то реагировать не только на кассовые сборы (посредством комедий), но и на "театр военных действий", который стал декорациями жизни… А ведь именно такой "театр" и вторгается в наш внутренний мир: в мысли, сны, в эпитеты, метафоры, даже в ямбы. 

Было бы нелепо взывать к попыткам "актуализации" каких-либо сценических текстов, учитывая вихри современности. И, правда, невероятно представить себе картину, когда на основных площадках (но в разных нарядах) путешествует маркитантка матушка Кураж, и таким образом, благодаря Б.Брехту, современный театр "отражает современность". 

Отражение, как известно, может заключаться не только в средствах внешней трансформации текста или в способах-формах документального театра. По большому счету важно самоощущение художника — его личный психологический, творческий и гражданский "диагноз". Потому что война — не только реальные взрывы-потери или картинка на телеканалах, война — это и то, что в головах… 

Очевидно, будет предпринята серьезная попытка разбора, что же творится в голове отдельно взятого политика — художественным руководителем Национального театра имени И.Франко С.Моисеевым. Он начал работу над знаменитой пьесой А.Стриндберга "Эрик XIV". Текст классика — о странной личности короля Эрика, который поселяет в своем дворце любовницу, планирует комбинации выгодного брака с Елизаветой Английской, по-своему понимает, что такое "власть" и что такое "любовь". Этот сын основателя шведской королевской династии поневоле становится заложником политического долга и человеческих побуждений. (И, как всегда, тут как тут родственники и претенденты на престол). Оказавшись меж жерновов — недолго и до психлечебницы. Образ загадочного Эрика в свое время возвысил до небес гениального актера М.Чехова, для которого король-неврастеник стал великой ролью (1921 год). 

У франковцев странного короля будет играть Остап Ступка. Художник проекта — А.Александрович-Дочевский. Премьера (пока предварительно) намечена на конец года. 

Как сообщил ZN.UA художественный руководитель театра, в планах франковцев также: "Хозяин" И. Карпенко-Карого (режиссер П.Ильченко, в главной роли Петр Панчук), "Лес" А.Островского (режиссер Д.Богомазов), "12 стульев" И.Ильфа и Е.Петрова (режиссер Д.Черепюк). 

На летний период закрывается для переоборудования Камерная сцена имени С.Данченко. После перестройки сценического пространства и зрительного зала — уже осенью — можно ожидать каскад дебютов и спектаклей с участием мастеров. 

В Киевском академическом Молодом театре в новом сезоне выпустят "Метод Гренхольма" на основе пьесы Ж.Гальсерана. Это так называемый "офисный детектив", когда каждый из четырех героев пьесы приходит на собеседование, рассчитывая занять вакантное место топ-менеджера, наивно веруя, что он единственный претендент на "престол" (режиссер — Т.Криворученко). В этом же театре анонсируют премьеру классической мелодрамы И.Карпенко-Карого "Безталанна" (режиссер А.Билоус). А режиссер И.Славинский выпустит популярную в свое время драму О.Заградника "Соло для часов с боем": в спектакле будут задействованы мастера Молодого театра. В грядущей репертуарной обойме — трагедия Софокла "Антигона" в постановке приглашенного французского режиссера. 

Национальный театр имени Леси Украинки уже запустил в производство ряд спектаклей, в основном комедийной направленности. Один из таких — "Требуется лжец" по пьесе греческого драматурга Д.Псафаса. 

Художественный руководитель театра М.Резникович работает над лирической комедией А.Арбузова "В этом милом старом доме". Пьеса написана в 1972 году, но, очевидно, ее ретроритмы проникнут и в нашу действительность. В спектакле заняты Ю.Мажуга, В.Заклунная и другие. Ко всему на Новой сцене этого театра вроде бы готовится постановка "Норы" ("Кукольный дом") — великой пьесы Г.Ибсена. 

Киевский академический театр на Левом берегу Днепра готовит в новом сезоне следующее: "Близость" П.Мамбера, "Дикарь" А.Касона, одну из пьес А.Крыма. В театре обещают и "Безымянную звезду": кто не знает, это популярная румынская пьеса М.Себастьяна, на основе которой снят шлягерный фильм М.Козакова (в 1979 году). Художественный руководитель театра Э.Митницкий работает над знаменитой пьесой Т.Уильямса "Орфей спускается в ад". 

Киевский театр на Подоле, по-прежнему пребывая в подвешенном состоянии без основной сцены, будет играть репертуар на малой площади (на Андреевском спуске) и, очевидно, на малой сцене ДК "Украина". Худрук театра Виталий Малахов в конце июня выпускает "Вернисаж на Андреевском" — театральное ревю, основанное на сюжетах о легендарной киевской улице. В ближайших планах театра: "Белый пароход" Ч.Айтматова и "Лес" А.Островского. 

Национальная опера Украины, сетуя на сложности с финансами, в уходящем сезоне совершенно не радовала обилием премьер. (И, может быть, это даже к лучшему?). По причине безденежья в будущем сезоне будут проходить реставрационно-восстановительные работы — опера Понкьелли "Джоконда" (спектакль не шел лет семь). Ожидается и новая версия "Запорожца за Дунаем" С.Гулака-Артемовского. Из балетов — "Укрощение строптивой" (на музыку разных композиторов). Относительно Раду Поклитару и его театра "Киев Модерн Балет", то их планы пока под грифом "секрет".

Но, естественно, хочется говорить не только о "громадье" планов, но и неких сценических предощущениях. Первое предощущение связано с оживлением молодых режиссеров. Как говорится, полку прибыло. Интересный и бодрый режиссерский курс у Э.Митницкого: многие студенты уже активно ставят на малых сценах Левого берега и Молодого театра. С интересом ожидаю "Двое на качелях" У.Гибсона (в Театре драмы и комедии) от режиссера А.Попова, который еще год назад был отмечен нашим изданием за спектакль "Белые ночи" в рамках ІІ Фестиваля молодой режиссуры им.Л.Курбаса. Естественно, есть и другие молодые постановщики с творческим потенциалом. Но в реальности и в перспективе многое зависит уже от украинских театров (и их бессмертных руководителей). Насколько эти горцы и музеи заинтересованы в поддержке начинающих постановщиков и в предоставлении им не то, чтобы карт-бланша, но хотя бы попытки полета? В ином случае, ситуация с укреплением корпуса молодой украинской режиссуры, снова будет складываться по мотивам бессмертных строк Т.Шевченко: "Розлізлися межи людьми, мов мишенята…".

И еще одно безанонсное предощущение: в новом сезоне резвее заявит о себе новая драма. Думаю, появятся в афишах названия не только "актуальные", но и сценичные, актерам и режиссерам — интересные. Недавнее проникновение на столичные площадки текстов В.Маковий и О.Савченко, кропотливый труд над пьесами П.Арье и С.Брамы во Львове, новое драматургическое оживление в Черкассах — симптомы отрадные. 

Будущий сезон (в столице), учитывая риски недофинансирования, зримо и жестко будет делать ставку — на кассу. В ход пойдут, в основном, комедийный боевики. Которые, всем нам в это хочется верить, все-таки не будут скатываться до уровня "коцебятины", как определил в свое время похожие резвые тенденции украинский критик П.Рулин. 

…И, возвращаясь к тому, с чего начал — видимо, само время и будет вносить в репертуар какие-то важные коррективы. Какие? Посмотрим. Много лет назад, размышляя о репертуарных тенденциях своего времени, немного пафосно, но честно и хлестко на схожую тему размышлял еще один украинский критик… С.Петлюра. "Так вона плаче, ця прехороша красуня Мельпомена! Плаче розпачливими сльозами горя й великого обурення. Бо її храм краси і чистоти геть-чисто закидано літературним сміттям, бо її жерці не виконують тієї творчої ролі, яку мусили б виконувати, коли б хоч трохи розуміли завдання справжньої штуки і свою високу місію, бо українські драматурги не стоять на сторожі розвитку рідного театру і, замість артистичної живої і живучої страви, годують публіку літературною січкою, макулятурою або — в ліпшім разі — такими творами, які стоять в гострій суперечці з вимогами нової соціяльної драми". Конец цитаты. Которая свидетельствует, что в нашей с вами современности все совершенно "не так"… 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно