В 2025 году количество российской музыки в итоге Apple Music в Украине осталось неизменным с прошлого года. Российские артисты получают прибыль от украинской аудитории, несмотря на четвертый год полномасштабной войны.
Итог Apple Music 2025
В этом году песни российских исполнителей появляются в топе после 30 ступеньки, так низко они опустились впервые, однако, их общее количество достигает 18, как и в прошлом году. В 2024-м украинские и международные артисты занимали первые 24 позиции.
Выше всех от российских исполнителей в украинском рейтинге трек "Наследство" от SKY RAE и Icegergert, который занимает 31 позицию. В целом исполнитель Icegergert, который в прошлом году не попадал в топ, в этом году появляется там трижды. Как сообщает Stars About War, с момента начала полномасштабного вторжения России в Украину исполнитель не высказывал публично своей позиции относительно войны. Однако в его треках иногда присутствует политическая тематика, в частности "что там либералы? (f...ck) мы е...али НАТО", или "двухглавый герб со мной давно".
Как и в прошлом году в топе присутствуют рэперы Скриптонит, Kizaru и MORGENSHTERN. Stars About War пишет, что хоть Скриптонит высказывался в поддержку Украины и донатил на медицинскую помощь, он продолжает записывать совместные треки с российскими исполнителями, которые поддерживают российское вторжение. Для исполнителя Kizaru, по словам издания, въезд на территорию РФ закрыт, но он "не выбирает ничью сторону, и за мир во всем мире".
Stars About War отмечает, что MORGENSHTERN, по представлению Службы безопасности Украины, включен в список лиц, которые создают угрозу национальной безопасности Украины. В мае 2021 года его внесли в базу данных Миротворца за участие в дестабилизации общественной жизни в Украине. В то же время в России его признали "иностранным агентом".
В феврале 2025 года сразу пять из десяти самых популярных треков еженедельного итога украинского Spotify принадлежали MORGENSHTERN, сообщает "24 канал". Его песни также выходили в топы YouTube и Apple Music, временно вытесняя даже глобальные хиты вроде Abracadabra Леди Гаги.
Слушание российской музыки во время войны - это прямое участие в финансировании экономики агрессора. Мысль о том, что "музыка вне политики", отрицается тремя аргументами, в частности, экономическим, алгоритмическим и культурным.
Экономика
Многие пользователи считают, что их несколько прослушиваний не имеют значения. Однако в масштабах страны это формирует огромные бюджеты. Деньги не идут напрямую от Apple Music или иного сервиса к власти, но путь является четким и неизбежным:
- стриминговый сервис - Apple Music, Spotify, YouTube Music, выплачивают вознаграждение правообладателям (лейблам или дистрибьюторам);
- большинство российских артистов, даже "оппозиционных", имеют контракты с лейблами, которые зарегистрированы и работают в РФ;
- лейблы платят НДС (20%) и Налог на прибыль (20%) в бюджет РФ с полученных доходов;
- артист платит НДФЛ (13-15%) со своего гонорара;
- в 2026 году почти 40% федерального бюджета России отведено армии и силовым структурам.
По данным Top Lead, в течение 2023 года украинцы перечислили российским авторам контента более 80 млн долларов через стриминговые сервисы.
Около 5 млн долларов из этих средств попали в бюджет РФ в виде налогов. Для сравнения, этой суммы достаточно, чтобы купить до 10 тысяч FPV-дронов.
Алгоритмы
Стриминговые платформы работают на базе алгоритмов коллаборативной фильтрации (Collaborative Filtering). Как это работает:
- алгоритм не анализирует ноты или текст песни, он анализирует поведение группы людей;
- если вы слушаете и украинскую группу "Без Обмежень", и российского рэпера MORGENSHTERN, алгоритм делает вывод: "Эти два артиста интересны одной аудитории";
- другому украинцу, который слушает "Без Обмежень", алгоритм начинает автоматически предлагать Morgenshtern в рекомендациях.
Потребление российского контента влияет на формирование национального информационного пространства. Прослушивание российских треков способствует их присутствию в украинских трендах и, как следствие, увеличивает вероятность их потребления более широкой аудиторией.
Культурная экспансия
Россия исторически использует культуру как оружие, которое, как объясняет Explainer, является мягкой силой. Концепция "русского мира" базируется на тезисе: "Россия заканчивается там, где заканчивается русский язык/культура"
- потребление контента создает эмоциональную связь. Трудно стрелять в того (или донатить на дрон против того), чьи песни ты постоянно напеваешь. Это размывает образ врага и снижает уровень национального сопротивления;
- кроме того, артисты, которые выехали и не проживают на территории России, например, Kizaru или MORGENSHTERN, часто остаются частью российской экономической и культурной систем. Если их старые треки принадлежат российским лейблам - деньги идут в РФ;
- многие российские артисты, такие как Григорий Лепс, Шаман, группа "Любэ", открыто поддерживают геноцид украинцев и находятся под санкциями. Однако их треки часто появляются в чартах через "серые" схемы загрузки или старые каталоги.
История
Как пишет "Лирум", история популярности русской музыки в Украине глубоко укоренена в советской культурной экспансии, которая унифицировала информационное пространство под идею "единого народа". Только в 1989 году начали фестиваль "Червона рута", который стал знаковой платформой для возрождения и популяризации самобытной украинской музыки.
С обретением Независимости началась волна культурного подъема и поиска национальной идентичности. Телевизионные проекты, такие как "Территория А", способствовали становлению новых украинских звезд, например, группы "Скрябин".
Однако в начале 2000-х годов украинская музыка столкнулась с серьезным спадом, уступив место доминированию русскоязычного контента. Все известные российские поп-исполнители регулярно собирали аншлаги в Украине.
Этому способствовали финансовая выгода, более широкая аудитория и большие бюджеты. Это стало причиной того, что даже после Революций украинские артисты выбирали русский язык и сотрудничали с российскими лейблами, чтобы достичь массовой популярности.
Исследование, проведенное в 2011 году, показало, что украинцы в 2010-х оставались основными потребителями российских хитов, потому что украинская музыкальная индустрия начала восстанавливаться поздно и не могла полноценно конкурировать. Только после 2014 года рынок начал заметно меняться.
Как пишет "Экономическая правда" объяснение этого явления также лежит в психологических, экономических и технологических факторах. Многие украинцы выросли на российских песнях, потому что другого массового предложения тогда не существовало. Трек запускается автоматически - как культурная инерция, а не сознательный выбор.
Полномасштабное вторжение 2022 года изменило эти процессы больше всего. Впервые за новейшую историю украинцы массово перешли на украинскую музыку не из-за жестких регуляций или рекомендаций, а из-за эмоциональной потребности найти культурную опору.
Сейчас в чартах Украины преобладают украинские и мировые хиты, артисты собирают большие залы, а индустрия постепенно отказывается от российской зависимости. Но путь впереди долгий, и его результат зависит не только от государственной политики или действий музыкантов, но и от ежедневного выбора каждого слушателя.
