ПРО «рок» в своем отечестве. Соло для Евровидения с «боем»

16 марта, 2007, 00:00 Распечатать Выпуск №10, 16 марта-23 марта

Всю неделю они были рядом. Друг с другом. «Плічопліч». Сердючка — Шевченко. Шевченко — Сердючка. К...

Всю неделю они были рядом. Друг с другом. «Пліч­о­пліч». Сердючка — Шевченко. Шевченко — Сердючка. Каналы, FM(ы), спецкомитеты как будто соревновались в иезуитстве пиара: кто эффективнее сплетет в одну косу позерство и гений, лиру и суржик, псалмы и кривлянья?! Удивительно, но в стране, где для одних великий поэт — «вурдалак», а для других трэш­клоун — почти что «икона», уповать хоть на какуюто адекватность становится все мучительнее и бессмысленнее. А если вспомнить еще и итоги «всенародного» волеизъявления по поводу Евровидения (2007), то это, конечно, не мука… А навязчивая и всепобеждающая субкультурная вампука. И так как Евровидение в какой­то степени «диалог культур», возможно, и надо по этому поводу отпустить пару реплик?

«Шо це було?» Мабуть, НПО — неопознанные поющие объекты. «Мамо, хто вас випустив?» Мы тут и так по колено в роке!

Музыкальный редактор НТКУ А.Мозговая тем не менее уверена, «шо це було» шоу. Правда, не прояснен нюанс — скорее «маппет-шоу». Поскольку все, кто наблюдал за этим действом (по отбору песенных еврокандидатур), проходившим на Первом национальном 9-го вечером, должно быть, смеялись больше, чем на «Кривом зеркале» или на «Вечернем квартале». «НеАнгелы», «НеДемоны», «НеБрауны», «Бондарчук», «Гребенюк»… Или как их там — поющих в терновнике? Мы уж тут было изрыдались: а отчего ж «Арктику» не доставили в холодильнике на смотр самодеятельности? Может, она где растаяла по дороге — по причинам глобального потепления?

Разные у нас были отборы на Евровидение. Смешные и грустные. Честные и спорные. Семейные и келейные. Этот же оказался безумным. Четыре креатуры от одного продюсера и еще три — как бы с бухты-барахты. Словно живем в стране глухонемых. И некому пристойно выступить, отлично спеть — кроме фанерных призраков.

Когда все они в тот вечер, наконец, отруладили, после «Новостей» на УТ-1 в прямом эфире в целях «промо» показали конкурсантов из некоторых других стран (Белоруссии, Мальты, Румынии). Не то чтобы иноземцы особенные вокальные гении... Но ведь и не местечковые миражи. Не рукотворные идолы. А исполнители с продуманными номерами, с вменяемыми композициями. «Еврофест давно уже превратился в конкурс шоу!» — убеждают продюсеры УТ-1. Пусть. Но разве можно принять за «шоу» то, что в итоге и решили послать в Хельсинки? И суть не в конкретной маске (как бы к ней ни относились!), а в бездарности представленного «маскарада». Это же какой-то непрожаренный привокзальный «беляш», мутная газированная бурда, пригородная «гоцалка». Но не шоу. И не песня. И не фишка. Ни текста. Ни музыки. Ни аранжировки. Ни смысла. Правда, скрытая «концепция» присутствует (но о ней ниже).

Артист, который много лет активно несет в массы известный образ (сначала проводницы, потом — певицы) — персонаж с искрой и человек талантливый. Но и талант, как и все в этом мире, может тускнеть, деформироваться. Зато всегда остается спасительная ставка — провокация. Бестолковый набор фраз в Danzing — той самой песне в исполнении В.Сердючки — уже спровоцировал некий шумок. Не знаю, что за этим — пиар-технологии или искренние публицистические возмущения, однако одна из крупнейших российских газет уже разразилась эскападой: «Украинская Сердючка призывает всю Европу попрощаться с Россией!». «В скромном тексте размером меньше одного куплета с немецкой считалочкой «зибен, зибен, ай-лю-лю, айн, цвай, драй» есть только одна членораздельная фраза — «I want you sing — Russia goodbye!», настойчиво и зажигательно повторяемая по ходу песни. В переводе: «Я хочу, чтоб вы спели — Россия, прощай!» — пишет на этой неделе «МК». И призывает отлучить от груди «змею», опрометчиво пригретую страной березового ситца. Так что, глядишь, вослед П.Порошенко к списку «нежелательных» добавится еще и В.Сердючка.

Интернет-форумы и вовсе беспощадны. «Украинцам должно быть стыдно за себя, потому что это не песня, а сама она не поет и не танцует, а вопит только!» — выражает расхожее мнение француз, услышавший Danzing в «паутине». А одна из британских газет даже оскорбительно обозвала наше европодношение «толстым и бессмысленным трансвеститом, завернутым в фольгу». Печально.

Но что забавно… У самых разных слушателей «композиция» (согласно расчетам поп-стратегов) и вызвала неоднозначные, а порой и кощунственные ассоциации. А-ля немецкий мотивчик. А-ля блестящая униформа. А-ля слоганчики словно бы из фильмов про фашистских оккупантов — «Танцевать, корошо!», «Зибен, зибен, ай-лю-лю!» (не хватало только «Матка, яйка, млеко!!!»).

Дальнейшее не важно — «Раша, гудбай!» или «Лаша тумбай» («Взбивай сливки!»). Спланированная провокация удалась. Об этом говорят, этим возмущаются. Эту песню не задушишь, не убьешь. А хотелось бы.

Вот только «политкабаре» (если подобное предполагалось), на мой скромный вкус, довольно трудный жанр для певицы Верки Сердючки. Она и с «легкими жанрами» беспечально распрощалась. И не возвращается более ни к комическим этюдам, ни к сатирическим миниатюрам. К тому, что в свое время у нее получалось остроумно, талантливо (роль тетки-торговки в фильме про «Зайцев» просто мини-шедевр). Раньше эта маска в колготках и стукалках «презентовала» на экспорт пусть беспутную, пусть безбашенную, но все же солнечную, карнавальную Украину. Теперь же этот образ выродился в монстра, «вурдалака» — с немецкими речевками и кремлевской звездой на башке. Она освободила территорию исключительно для одного неадекватного явления — нагловатого пресыщенного “чучела”, которое якобы поет. А мы его якобы слушаем. А некоторые даже публично взвинчивают «общественную значимость» этой субкультурной маски, этого жанра — «посмешище». Должно быть, у Шевченковского комитета вовсе не осталось забот, если раздули вокруг В.Сердючки «пиар-кампанию», призывая запретить ее выступление именно в день рождения Т.Шевченко. Можно подумать, в другие дни — в дни рождения Л.Украинки, И.Франко, М.Коцюбинского или Л.Курбаса — нас сопровождает иной звуковой фон. Или же Т.Шевченко (как и Франко) все это услышит? Не услышит, слава тебе Господи.

А вообще, господа, в последнее время непроизвольно произошла какая-то уж чересчур загадочная трансформация украинского песенного образа. Сначала его «били-вбивали, на чужину гнали», «у полон брали». А потом надули презервативы — и отправили на Евровидение: в добрый путь! Действительно какой-то «рок».

В связи с такой метаморфозой народный депутат Я.Табачник (член жюри при НТКУ), объясняя преимущества Сердючки, говорит: «Евровидение давно перестало быть конкурсом для вокалистов». Позвольте не согласиться.

Это как посмотреть и кого послушать. Иногда именно на Евровидении раз в год и услышишь приличные голоса. И отдохнешь от круглосуточной проплаченной фанеры в отечественной мутной телеканализации. «Cosmos» (Латвия), Anna Vissi и Elena Paparizou (Греция), Hari Mata Hari (Босния и Герцеговина), Chiara (Мальта), Martin Vucic (Македония), Shiri Maymon (Израиль), No name (Сербия и Монтенегро), Boris Novkovic (Хорватия) — только за последние годы эти и некоторые другие исполнители стали спасением и отдохновением Евровидения. Можно и наших голосистых вспомнить — Руслану, Тину (их вокальные способности сомнений не вызывают). А уж если клеймить одиозную группу «Lordi» (можно подумать, они сильно кого-то перепугали), то сними с них маски и послушай вживую — вовсе не обнаружишь никакого криминала. Приличный профессиональный среднестатистический хард-рок — ничего особенного, но и не постыдно.

И как бы в продолжение заданного «диалога культур»… «Телекритика», утверждая, что в Украине, оказывается, нет харизматичнее поп-фигуры кроме Сердючки, отчего-то на полном серьезе обзывает Евровидение конкурсом «бессмысленным», «китчевым» и «ни на что не влияющим. А я-то думал, отчего бы это президент В.Ющенко персонально поднимался на конкурсную сцену с речами сладкими, отчего г-н Стокселиус так печется о репутации международной акции и отчего только в этом году в мероприятии будут принимать участие 42 страны… Оказывается, от бессмысленности. Если действительно все так «бессмысленно», то зачем этим занимаемся: покупаем права, даем эфиры, голосуем за исполнителей. Евровидение — и конкурс песни, и межнациональная телеигра, и «поле чудес», и «ярмарка тщеславия», и «честь мундира»… И все что угодно, если учесть, что эту «поганую» (по мнению некоторых СМИ) передачу смотрят реальные миллионы и на нее многие стремятся прорваться… Вот хотя бы Сердючка. Говорит: «Друзья, я хочу, чтобы ко всему этому вы относились как, к шутке. Ведь мы так скучно живем!» Интересно, где она сама живет? Наверное, в астрале. Нам-то, бедным землянам, здесь как раз, наоборот, сильно «весело» — клоуны-политиканы ни секунды соскучиться не дают. Или — она же: «Я не президент страны! И Украину представлять не могу!» Милая, а это как знать. Ведь недолго осталось — каких-нибудь два-три года… Если, конечно, досрочно не изберут.

СПОЕМТЕ, ДРУЗЬЯ?

Danzing (попытка транскрипции)

Нихт ферштейн.

Зибен, зибен, ай-лю-лю

Зибен-зибен, айн-цвай

Зибен, зибен, ай-лю-лю,

Айн, цвай, драй

Танцен!

Нихт ферштейн.

Зибен, зибен, ай-лю-лю

Зибен-зибен, айн-цвай!

Зибен, зибен, ай-лю-лю,

Айн, цвай, драй.

Танцен!

Танцевать, корошо!

Где руки, руки, руки?!

Ай вонт ю си

Лаша тумбай (или Раша гудбай — кто как услышал)

Ай вонт ю си!

Лаша тумбай!

Танцен!

Русские! Ну, ручки!

Украина — це клево!

А Украина любе танцювать!

Танцюємо Майдан!

Най-най, да-лу-ла,

Най-най, на-лу-ла-ла.

О’кей, хеппи-энд

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №19, 25 мая-31 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно