ПРИЗНАНИЕ

29 марта, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №13, 29 марта-5 апреля

Наша газета дважды (29.04.95 г. и 24.02.96 г.) писала о выживании Укртелефильма в условиях экономического кризиса...

Наша газета дважды (29.04.95 г. и 24.02.96 г.) писала о выживании Укртелефильма в условиях экономического кризиса. В частности и о том, что в нелегких обстоятельствах режиссером студии Олегом Биймой были созданы два телефильма - 7-серийный «Преступление со многими неизвестными» и 5-серийный «Западня» по произведениям Ивана Франко.

Олег Бийма работает в Укртелефильме почти четверть века. Создал много музыкальных киноочерков о выдающихся певцах Украины, несколько игровых телевизионных фильмов, среди которых особенный резонанс имела лента о молодых подпольщиках города Нежина в годы Великой Отечественной, с успехом показанная в США и Канаде во время 40-летия Победы, и фильм «Грех» по пьесе Владимира Винниченко с Богданом Ступкой в главной роли, награжденный на последнем Всесоюзном телефестивале в Саратове золотой медалью.

«Западня» и «Преступление со многими неизвестными» в прошлом году были представлены на соискание Государственной премии имени Т.Г.Шевченко, не хватило всего двух голосов. В этом году кинорежиссер Олег Бийма, творческая группа и главные исполнители ролей все же были удостоены наивысшей в нашей стране оценки - они стали лауреатами престижнейшей премии.

- Олег Иванович, прежде всего вызывает удивление то, что вы смогли снять два многосерийных телефильма за столь короткое время. Как вы смогли так организоваться?

- Мне кажется, что в наше время снимать иначе уже нельзя. Конечно, было нелегко хотя бы потому, что у актера есть еще и работа в театре, можно сказать, что картину мы снимали в перерывах между спектаклями. Да и альтернативы не было: мы имели минимальные средства, хорошую литературную основу, энтузиазм команды профессионалов и прекрасных актеров. Главное, мы знали, что делаем и что хотим сделать.

- Чем вы привлекли актеров, ведь и для них это было нелегким испытанием?

- Во-первых, им была предоставлена возможность сыграть то, чего они в театре никогда не сыграют, во-вторых, поработать в новых для себя амплуа, в-третьих, их привлекла франковская проза, исполненная глубокого психологизма.

- Некоторые относят ваши фильмы к так называемым «мыльным операм». Вы с этим согласны?

- Ни в коем случае. Начнем с того, что и «мыльные оперы» по своему уровню очень разные. Сравните телесериалы «Жестокий мир» или «Дерзкие и красивые» с «Династией»... Дистанция огромного размера, хотя все они построены на общих примитивных штампах - злодеи измываются над хорошими людьми, похищение детей, отравления, ненависть и предательство и очень мало любви. В «мыльной опере» в каждом эпизоде должно случиться или убийство, или предательство, или кража, или землетрясение и очень часто вне логики событий, только для «захвата» зрителей. И это обязательно. Кстати, наше руководство очень серьезно раздумывало, ставить ли «мыльную оперу», похожую на вышеупомянутые, или все же психологическую драму. Многие настаивали на первом варианте.

- В наших фильмах нет ничего внешне броского, ничего такого американизированного, совершенно нет современной чернухи...

- Мы старались избежать схемы, поверхностных «душераздирающих» сцен, все внимание сосредоточив на психологии образов, на течении внутренней жизни. Для некоторых это «не модно», они привыкли - уже привыкли! - видеть на экране чисто внешние действия, в основном физические, часто ничем не связанные с душевными переживаниями, им уже трудно смотреть фильмы, в которых якобы «ничего не происходит». По моему мнению, это уже болезнь времени.

- Ваши фильмы создают впечатление камерности. Это стиль или... недостаток финансовых средств?

- Стиль, манеру изложения диктуют особенности литературного материала. «Войну и мир» никак нельзя снять камерно, если же кто-то попытается, это уже будет не «Война и мир». Я исхожу из того, что мне диктует автор, что он хотел сказать. Возможно, камерность - довольно характерна для моих работ, во всяком случае, я думаю, что и телевидение диктует такой стиль подачи материала. Все строится на тонких взаимоотношениях между людьми, на чувствах, не выплескивающихся наружу, и от этого еще мучительнее, сильнее. В такой манере сделаны классические «12 рассерженных мужчин», «Мари-Октябрь», первоначально, как известно, предназначенные для телевидения.

- Извините за резкость, есть люди, считающие ваши фильмы не таким уж достижением, причем среди ваших коллег на телевидении....

- В конце концов, ничего странного в этом не было бы - каждый волен иметь свое мнение, - если бы это не отражалось на производстве. Первый раз наши фильмы показывались где-то после одиннадцати вечера, когда большинство людей ложатся спать, в этом году их показывали днем, когда большинство людей на работе... Видите ли, есть люди, снобистски относящиеся к собственной культуре, если речь идет о каком-то конкретном произведении, конкретной работе. Они воспринимают искусство вообще. Украинское искусство занимает свое не последнее место в мировом процессе, но сегодня реалии таковы, что многие области искусства заняты только одним - как выжить, а, например, в кино мы полные банкроты. Наши телефильмы могут нравиться или нет, как и всякие другие, созданные у нас или за рубежом, но из этого абсолютно не следует, что нам стоит брезговать тем, что вырастает на наших неуютных, еще провеваемых холодными ветрами, весенних черноземах. Я счастлив, что высокое жюри отметило наши телефильмы и хочу искренне поблагодарить всех своих товарищей, вложивших в этот общий успех свой труд и талант.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно