Выход в прокат фильма "Поводир" Олеся Санина должен ознаменовать новую точку отсчета украинского кино. Его главный месседж - "возможность" наших кинематографистов сделать масштабный зрительский фильм и таким образом открыть ворота украинской индустрии.
Первым важным фактом является то, что оба новых украинских фильма (целиком пленившие глаза и мысли зрителей) - "Плем'я" Мирослава Слабошпицкого и "Поводир" Олеся Санина - базируются на теме физического увечья, связанного с органами ощущения.
В первом случае речь идет о глухонемых, во втором - о слепых.
Конечно, это случайность. Но какая характерная и, пожалуй, знаковая! Через художественный и эмоциональный катарсис, через проблемы с ощущениями должно наступить определенное прозрение. Это по-украински. Или по-христиански. Как говорится, на грубое дерево нужен грубый клин. Именно такими клиньями являются "Плем'я" и "Поводир".
Но если "Плем'я" (как клин) был применен не массово - на "свою" аудиторию, ограниченным количеством копий, то "Поводир" выглядит неким оружием массового эмоционально-бизнесового поражения.
Выдвижение этого фильма на "Оскар", и скандал с этим связанный, широкая рекламная кампания, правильный маркетинг и крупнейший украинский дистрибьютор - все свидетельствует о выверенном пути, едва ли не впервые в украинской истории примененном по лекалам уже давно устоявшихся киноиндустриальных государств.
С "Поводирем" почти все сложилось, как планировалось. Известный режиссер ("Мамай" Санина получил огласку), лучший оператор Украины (Сергей Михальчук).
Известная и замечательная певица с дебютом в кино (Джамала), один из лучших украинских продакшенов (Pronto Film). И актуальная и идеологически правильная идея в основе сценария - расстрел большевиками кобзарей и массовая коллективизация в Украине.
Впрочем, за хорошо склеенной формой подачи, за фантастической операторской работой, впечатляющими панорамами, художественным совершенством в кадре кроются и фундаментальные проблемы нашего кино. Особенно обидные. Поскольку точно так же как короля делает его свита, кино создают детали.
Будем откровенны. Харизматичный актер Александр Кобзарь, играющий негативного персонажа (чекиста), в течение всего фильма - одинаковый, выражение его лица больше похоже на маску, надетую в начале фильма и так и не снятую в финале. Потрясающий Станислав Боклан - один из лучших актеров отечественного театра, - в кино все равно оставляет при себе театральность...
Интересен юный Антон Святослав Грин - все же любитель и, вопреки всем тренировкам перед съемками и во время их, любителем остается, и этого не скрыть в крупных планах и особенно - в диалогах. Этого не скрыть ни операторскими ракурсами, ни монтажом.
Джамала - физиономически и в звуковом плане очаровательна, все об этом знают, но она тоже любитель.
Однако первенство в расфокусе "Поводиря" ведет драматургия. Довольно сложный проект с большой съемочной группой, продолжительным пре- и постпродакшеном, массовками и количеством локаций (что делает честь творцам) в определенных сценах проваливается в режиссуре и драматической составляющей. Сцена драки "на палках" мальчика с другими ребятами, кроме того, что снята неудачно (нужны знатоки экшн-съемок, а у нас такого никогда не снимали), не подходит сюжету: драматически-лирическую историю с формой роуд-муви превращают в боевик с очевидными аллюзиями "Слепой ярости" Филлипа Нойса с Рутгером Хауэром в главной роли.
А в трагической сцене с колодцем и пониманием смерти возлюбленной, герой Боклана, взывая в отчаянии к небу, разводит в стороны руки столь пафосно, что разрушает все преувеличением и нереалистичностью. Так же и в сцене, когда герой Антона от голода идет грабить квартиру, его застает героиня Джамалы и, грязного (по прошествии весьма долгого времени) - узнает в ту же секунду…
Кто-то скажет, что не надо быть слишком придирчивым. Что не надо быть придирчивым в такое время. Не надо "придалбываться" к нашему кино, к тем, кто хоть что-то делает, а ты здесь, писака, лишь болтовню разводишь… Вполне вероятно.
Вполне вероятно, что фильм понравится массам, и 130 копий смогут собрать 30 млн грн по курсу 12 (мой прогноз) за полтора месяца проката. И уже таким образом сделать "Поводиря" первым отечественным блокбастером (хотя это и не окупит затраты на фильм).
Кто знает, может, принимая во внимание ситуацию в Украине, Американская киноакадемия (чувствительная к политичности, социальности и идеологичности) не только внесет "Поводиря" в список номинантов, но и присудит ему награду за лучший "зарубежный фильм". Возможно.
Но это не опровергает важности критики относительно кино. Особенно отечественного. Которое только невероятными усилиями сможет пробить идейную и техническую стену проблем, построенную нами же.
"Поводир" может оказаться знаковым фильмом в том смысле, что, хромая и на ощупь, проведет нас на ту сторону баррикад. Подальше от племени злых сторонников старого статус-кво.
Караван идет. И подталкивает его как раз "лай".