Пинчук в коммуне

29 октября, 2016, 00:00 Распечатать

Осень неожиданно преподнесла подарок любителям современного искусства. В ПинчукАртЦентре открылась выставка "ПАРКОММУНА. Место. Сообщество. Явление".

© PinchukArtCentre / Sergey Illin

Осень неожиданно преподнесла подарок любителям современного искусства. В ПинчукАртЦентре открылась выставка "ПАРКОММУНА. Место. Сообщество. Явление".

"Парижская коммуна" — это время, а не место. К такому знаменателю сводятся характеристики знаменитого киевского арт-сквота 1990–1994 гг. от большинства живых его свидетелей и создателей. Имена людей, проживавших или просто проводивших заметную часть своего свободного времени на ул. Михайловской, 18а (тогда — Парижской коммуны), сегодня входят в шорт-лист основателей украинского современного искусства. А о времени через место — о том, как в "лихие"
1990-е "начиналось" современное украинское искусство, — пытаются судить уже их взрослые дети.

Во-первых, сама по себе экспозиционная площадка, где представлена "Парижская коммуна", давно намолена именно для проекта. Главный популяризатор и летописец знаменитого сквота, "откуда есть пошла" украинская новая волна, искусствовед Александр Соловьев, как раз во время работы на ул. Бассейной в соавторстве с Алисой Ложкиной написал свою "Новейшую историю украинского искусства. Point Zero". 

Даже странно, что и после этого в ПАЦе большой тематической выставки, посвященной "паркомовцам", не было. 

Публика ожидала.

парком_3
PinchukArtCentre / Sergey Illin

Но занимательнее — даже не это. А то, что о "нашем всем" доверено говорить не очевидцу и участнику Александру Соловьеву (хотя без его многосторонней помощи, конечно, не обошлось). Первая масштабная выставка-исследование "места, сообщества, явления" представляет взгляд на вещи младшего поколения — детей художников 1990-х. 

Кураторам Татьяне Кочубинской и Ксении Малых (дочери художника Алексея Малых) — за тридцать. И, в силу возраста и степени вовлеченности в дела взрослых, они смотрят на историю Паркома чуть абстрагированно. По-сравнению с отцами — так и вообще, можно сказать, со стороны. Но большое, как известно, видится на расстоянии. Хотя, возможно, при этом и теряется особая детализация?

парком_4
PinchukArtCentre / Sergey Illin

"Парком" у Пинчука, действительно, "ничего лишнего". И тем не менее о худпрактиках киевлян 1990-х, осмотрев экспозицию на втором этаже арт-центра, можно получить хорошее представление. Особенно в этом плане импонирует отдельный зал, посвященный взаимному цитированию разных авторов. Ну, да и в других кажется, что своим приемы Александр Гнилицкий, Илья Исупов, Дмитрий Кавсан, Павел Керестей, Юрий Соломко, Александр Клименко, Василий Цаголов и т.д., — на удивление, кураторы практически никого не забыли, и ведь собрали работы 1990-х! — изобретают у тебя на глазах. 

Главное — четко и ясно понятно, кто из киевских художников (и примкнувшие к ним одесситы Дульфан, Ануфриев и К) имел прямое отношение к коммуне. Потому что непрямое имела, кажется, вообще вся прогрессивная арт-молодежь того времени. 

Отдельно о внутрисистемных связях рассказывает карта авторства Кирилла Проценко, которой открывается экспозиция. А по количеству работ того или иного художника на выставке можно судить о негласной "табели о рангах" "паркомовцев".

Впрочем, как раз к ней — к пресловутой табели — есть вопросы. Практически в каждом тематическом зале, даже не по одному разу, присутствуют живописные работы Валерии Трубиной и Олега Голосия. 

Последнего так много, что начинает казаться: "ПАРКОММУНА. Место. Сообщество. Явление" — его персональная выставка. Кстати, будем надеяться, что однажды в обозримом будущем таковая в Киеве, действительно, состоится — давно пора. А коллеги служат стаффажем, фоном. 

парком_6
PinchukArtCentre / Sergey Illin

Завершающий зал экспозиции только укрепляет в этой мысли. Он — о том, что после трагической гибели Голосия Парком тоже постепенно "закончился". ("Парижская коммуна закончилась. Остался один мир без идей", — даже читаем цитату из критика, еще одного соучастника Паркома Олега Сидора-Гибелинды.) 

На самом деле, финишировал сквот еще целый год. И причины его угасания, конечно, куда более сложные — включая, например, появление спроса на творчество художников-участников. 

Романтизация (теперь уже молодыми кураторами и историками искусства) истории Парижской коммуны свидетельствует, в первую очередь, о степени усвоения мифа о началах современного искусства в Украине. А если шире — похоже, незаметно, и у самой украинской Независимости вырастает, сотканная из разных подобных мифов, собственная мифология.

парком_8
PinchukArtCentre / Sergey Illin

И это замечательно. Ведь полностью вытеснить из сознания, уничтожить миф невозможно. Что же касается вопросов к кураторам Татьяне Кочубинской и Ксении Малых… Так, на самом деле, это был риторический прием: написать про "вопросы". Ведь сами кураторы подчеркивают: их выставка — только постановка вопроса. Будут еще, другие, посвященные разным аспектам исследования феноменов. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно