«ПАРАД ВИРТУОЗОВ»: МЕЧТЫ И РЕАЛЬНОСТЬ БЕСЕДА О НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

24 марта, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №12, 24 марта-31 марта

Ансамбль ударных инструментов «Парад виртуозов» под управлением Александра Блинова — это не просто красивое название...

Ансамбль ударных инструментов «Парад виртуозов» под управлением Александра Блинова — это не просто красивое название. За ним — многолетний труд музыкантов-профессионалов. Подготовка музыканта к восхождению на вершину мастерства продолжается порой всю жизнь и невозможно точно отмерить и обозначить этапы роста.

О том, как начинался коллектив, рассказывает его вдохновитель, создатель и руководитель А.Блинов.

— Все довольно традиционно. Я всех учеников считаю своими детьми, все они — профессиональные музыканты, учились в специальной музыкальной школе-десятилетке им.Лысенко. Солист симфонического оркестра Гостелерадио Украины Александр Томчук был у меня в классе самым трудолюбивым, работоспособность фантастическая! Плюс врожденная музыкальность — результат убедительный! Сергей Виленский — III курс консерватории, высокотехничный джазовый импровизатор, очень артистичен. Андрей Пушкарев — тонкая натура, талантлив, влюблен в вибрафон. Как и Сергей, на сегодня, пожалуй, один из самых сильных джазовых вибрафонистов. Но это еще только III курс!

Алена Блинова — моя дочь, пианистка по специальности (I курс консерватории), а хобби у нее — ударные инструменты. Она — яркий музыкант, хорошо читает «с листа», я только показал ей, как держать палочки, вижу — что-то получается, ну и «на здоровье». Это пока не возведено в ранг «высокого профессионализма», поскольку ее цель — фортепиано.

Особенно импонирует мне в моих ребятах то, что они просто фанатично любят ударные инструменты и ощущают, что именно ударные сейчас быстро развиваются, есть шанс именно в этом мире ощутить себя настоящим творцом музыки.

Мы сидим с А.Блиновым в его уютной квартире старинного киевского дома, в котором витает дух традиций киевской интеллигенции: книги, инструменты, масса всевозможных старинных милых предметов, оберегающих и развивающих творческую фантазию. В той же чудной среде — дружная пара: черный кот-мурлыка и умнейшая собака с добрыми печальными глазами. Бытовых проблем здесь, казалось бы, просто нет, во всяком случае, о них забываешь. Здесь главные темы — музыкальные (и в прямом, и в переносном смысле). Так вот, именно на музыкальную тему следующий вопрос.

— Как, по-вашему, такое бурное развитие ударных инструментов связано с тем, что наши современные композиторы в последнее время особенно заинтересовались ими, или же этот процесс — взаимонаправленный?

— Любому композитору, написавшему для ансамбля ударных, я гарантирую исполнение его произведения. Если же это произведение «в нашем стиле» и оно западает нам в душу, мы берем его в свой репертуар.

Мы обратились уже к нескольким композиторам. Это — Евгений Станкович, Иван Карабиц, Константин Виленский — от них я жду очень сильной музыки.

Во Франции один из ведущих коллективов ударных инструментов в Европе — «Страсбургские ударники» — существует благодаря поддержке передовых композиторов страны. Современные композиторы сочиняют музыку, приблизительно представляя себе необходимый им тембр и характер звучания еще не существующих ударных инструментов, и для исполнения данного произведения изготавливается «искомый» инструмент. Я видел в студии этого ансамбля уникальные инструменты под названием «ватер-драмм». Звучание его зависит от диаметра своебразной «ванны», напоминающей по форме литавру, наполненную водой. На поверхности «плавают» перевернутые сферы меньшего размера, по которым играют специальными «колотушками». Увидеть эти инструменты — уже очень интересно, а звучат они просто фантастически. Многие из вновь изобретенных инструментов еще даже не имеют названия.

Александр Блинов может говорить о мире ударных инструментов, по-моему, бесконечно. И с неменьшей увлеченностью — о своих коллегах-«ударниках».

— В Киеве, на мой взгляд, исполнительская школа ударных не слабее, чем, скажем, в Европе. Наши музыканты пользуются заслуженным авторитетом. Возможно это связано с тем, что мы находимся близко к центру Европы. Вообще, киевские «ударники», появляясь на конкурсах, всегда представляли серьезную конкуренцию своим коллегам из других городов и стран.

— По поводу конкурсов исполнителей на ударных. К сожалению, мы весьма ограничены в информации о них. Если, к примеру, о лауреатах конкурсов скрипачей, пианистов, а особенно — вокалистов мы хотя бы что-то узнаем, то об «ударниках» известно, наверное, лишь специалистам.

— Первый конкурс, в котором принимали участие «ударники» (в том числе стал лауреатом и ваш покорный слуга, А.Блинов), был в 1976 г., я в это время проходил курс «молодого бойца», и поскольку у меня не было никаких документов, на конкурс меня сопровождали «под конвоем» — чтобы ничего не произошло по дороге. Это был II конкурс исполнителей на духовых инструментах, а ударные присоединились к ним впервые. Впоследствии в составе джазового трио я участвовал в конкурсе артистов эстрады вместе с К.Виленским и Г.Литвином (мы стали лауреатами). Конечно, самые интересные и престижные конкурсы проходят за рубежом (Германия, Франция, США) — там очень высокий уровень, но нашим исполнителям очень сложно туда попасть.

— Сколько инструментов в технически возможном потенциале А.Блинова?

— Вообще все ударные инструменты перечислить практически невозможно. Существует приблизительно более 500 наименований, поскольку здесь учитываются еще и национальные инструменты, которых очень много. А если говорить о музыке академических жанров, то «ударник», заканчивающий консерваторию, способен играть приблизительно на 50 инструментах.

Наши вузы готовят, по сути, регуляторов. Это вызывает определенные дискуссии, поскольку современные композиторы часто пишут музыку таким образом, что некоторые сочинения может сыграть только один человек. Если же одному исполнителю это не под силу, тогда «расписывается» на нескольких. У нас очень часто композиторы пишут музыку «по канонам XIX ст.», тогда мы сами уже решаем, сколько исполнителей необходимо в группе ударных.

— Возвращаясь к проблемам ансамбля «Парад виртуозов», я подумала о том, что в отличие от общеизвестных инструментальных традиционных ансамблей, очевидно, ансамбль ударных должен располагать некоторой свободой выбора инструментария.

— В данном случае, ансамбль «Парад виртуозов» подбирает не инструменты под произведение, а ищет произведения, написанные для состава инструментов, который есть у нас.

Своих собственных инструментов мы вообще не имеем. Это очень дорогие инструменты, и в настоящее время купить их в одиночку невозможно. К примеру, одна маримба стоит 20—25 тысяч долларов, комплект литавр — приблизительно столько же, а в нашем концерте таких единиц необходимо на сцене около 10. Можно себе только представить сумму их стоимости! Во всяком случае, она для нас нереальна, да и нашему государству пока еще не под силу содержание такой концертной единицы.

Поэтому мы «собираем» инструменты везде, где только возможно, — в оркестрах, вузах, одалживаем, берем в аренду — т.е. «спасаем положение». В каждом отдельном случае это зависит от отношений с конкретными людьми. Мы владеем лишь мелкими ударными инструментами, которые были в состоянии приобрести сами. У меня это — «джумба», африканский барабан, «табла» — индийские барабаны, а также «сирены», гуиро, треугольники... В ансамбле есть «доли» — народный грузинский инструмент, бонги, конги, ударная установка, пригодная лишь для занятий, а в концерты выставлять ее нельзя, поэтому одалживаем.

В наших концертах мы используем традиционный инструментарий: литавры, маримба, 2 вибрафона, ксилофон, ударная установка, колокола, колокольчики, конги, темпле-блоки, ковбеллы, а также массу разных «мелких» инструментов.

— Говоря об ансамбле «Парад виртуозов», вы упомянули о его неповторимости и особенности. В чем же собственно они заключаются?

— С самого начала своей деятельности я поставил перед собой задачу, цель, направление: «на сцене все должно быть прекрасно». Правда, хотелось бы, чтобы, еще только входя в зал, слушатель уже ощущал бы себя участником какого-то праздника, ведь создавать настроение нужно еще до начала концерта.

У нас существует убеждение, что на сцене должно быть элитное аристократическое общество музицирующих людей, которые осознают, что публику в зале составляет такое же общество, понимающее исполнителей «с полуслова», и общаемся мы с залом на этом уровне. Мы обычно рассчитываем на то, что человек, пришедший в зал, заранее настроен на то, что он все понимает, и на таком уровне мы пытаемся общаться. По ходу концерта, видя реакцию публики, понимаешь, то ли ты выбрал направление. В каждом сочинении у нас иная манера поведения на сцене. Мы стремимся использовать в своих концертах различные приемы, позволяющие публике «разрядиться», получить удовольствие. Для этого в нашем репертуаре сосуществуют и классика, и джаз, и музыкальный юмор, и элементы театрализации, своеобразного шоу. В концертном зале человек попадает в другой мир, не будничный. И вот такую сказку хочется сохранить как можно дольше. Для того, чтобы создать эту атмосферу, по крупицам подбирается музыкальный репертуар.

— Участвуют ли в концертах ансамбля исполнители-солисты?

— Я умышленно назвал свой коллектив «Парадом виртуозов», т.е. предполагается участие в наших концертах исполнителей-виртуозов, все это будет составной частью имиджа, которого мы придерживаемся. Мы играли с японским музыкантом Токайоси Йошуока, с В.Колокольниковым, в джазовых концертах с нами выступал К.Виленский, один из ведущих джазовых пианистов в Украине. Надеюсь, этот круг будет расширяться.

У нас в Украине большое количество исполнителей на ударных, но как ни парадоксально, это не исключает восприятия этих инструментов как шумных и совсем не музыкальных (!).

Но я просто убежден, что человек с минимальной эстетической подготовкой, побывав на нашем концерте, изменит свою точку зрения.

Я говорю сейчас не о патриотизме: люди, занимающиеся бизнесом, могли бы уделить какое-то время для того, чтобы просчитать перспективу развития того или иного солиста. Скорость, с которой мы развиваемся, очень мала, поскольку, не имея собственных инструментов, мы вынуждены рассчитывать лишь на поддержку меценатов. И это была бы помощь культуре Украины.

«Параду виртуозов» нужны настоящие меценаты. Ведь музыканты работают на перспективу, развивая исполнительство, его традиции.

А посему: господа бизнесмены, оставьте свои дела всего лишь на пару часов, посетите концерт ансамбля «Парад виртуозов» под управлением А.Блинова! Побывав в сказочном мире музыки, этих неповторимых тембров и созвучий, ритмической свободы и полного согласия, вы поймете, что это — прекрасно, эмоционально, красиво, элегантно и перспективно.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно