Отражения: В воде и на суше - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

Отражения: В воде и на суше

29 февраля, 2008, 14:59 Распечатать

Во Французском культурном центре проходит выставка Катрин Ван ден Стин, выпускницы Высшей национальной школы искусств Парижа...

Во Французском культурном центре проходит выставка Катрин Ван ден Стин, выпускницы Высшей национальной школы искусств Парижа. Экспозиция называется «В свете мира». Ра­боты художницы отличаются необычной техникой: мадам Стин соединяет масляную живопись
с цифровыми фотографиями.

Впрочем, стиль Катрин Ван ден Стин некоторые критики называют «фигуративной абстракцией». Художница освещает жизнь в ее различных деталях. Она видит глубину, которую часто люди не замечают в водовороте будничности.

А вот сам метод соединения живописи масляной краской с предварительными съемками на цифровую камеру Катрин освоила во время пребывания в усадьбе Вилларсо в рамках мероприятий ассоциации La Source. Первая персональная выставка у нее прошла в 1987 году в Париже. После этого было еще десять «отчетов о проделанной работе».

Сейчас Катрин Ван ден Стин живет и работает в городке Сержи (25 километров на север от Пари­жа). И ее работа как художницы — это прежде всего «работа глаз». Она не пишет воображаемые образы. Не выдумывает иной мир кроме того, в котором живет. Она как бы ведет диалог посредством своих картин, рассказывая о быстротечности жизни, о неприметных на первый взгляд вещах.

Если вкратце изложить, над чем работает Катрин Ван ден Стин, то это «видение того, что человек не может преодолеть и чем он не может руководить». Например, это свет — как ни крути, а есть утро, день, вечер и ночь. То же самое с тенью. Далее — трехмерное пространство — длина, высота, ширина…

Названия работ мадам Стин просты и незамысловаты. Например, «Переход 1». Вот переходят люди дорогу по «зебре»… И в этом обычном действе тысяч людей виден каждый человек. Эти люди — личности, индивидуумы, а не толпа. А светотени, которые играют на асфальте, машинах, деревьях, превращают обычную улицу в некий «избранный уголок».

Художница из Франции первый раз в столице Украины. И за несколько дней Катрин уже успела сделать много фотографий нашего «стольного града». При этом надеется, что по возвращении на родину из этого материала получится занимательный цикл. «У вас солнечный город, — говорит художница. — Видно, что он развивается. Здесь переплетено много интересных горизонтальных и вертикальных линий. Чувствуется социально-экономическое развитие. Приятно удивляют цвета строений. Также ощущается присутствие и теплота людей. Между тем я заметила контраст между красивым историческим центром и, например, тем местом, где находится Французский культурный центр…»

Увы, Катрин Ван ден Стин невдомек, что между Крещатиком и улицей Горького, на которой расположен этот центр, контраст не так ощутим, как, скажем, между тем же центром и Троещиной.

Целую серию своих работ Катрин создала специально для Киева. Именно здесь она хотела «развить» карандаш и уголь: «Деревья, город», «Городские деревья», «После дождя», «Пейзаж, поле»…

Художница уверена, что не каждый может увидеть красоту мегаполиса, его линии — как симметрию, так и асимметрию. Но каждый может «развить» это видение. Нужно лишь время. Ведь техника Катрин — соединение фотографии и краски — дает возможность выделять основное из того пространства, в котором живем. Например, если вспомнить, как начинаются сумерки — многое, что мы видели, понемногу куда-то исчезает и теряется из виду. И наоборот свет позволяет предметам и материи существовать. То есть выйти из небытия и стать видимым.

Многие работы Ван ден Стин отличаются необыкновенно ярким светом и цветом. Как будто к каждой картине подключена электрическая лампочка — «Отражение парка» (№1 и № 2), «Архитектура, отражение-2», «Контражур», «Свет»…

На вопрос «ЗН», почему каждая работа мадам Стин называется столь просто, даже однозначно (например, «Пейзаж, поле», «Два кедра», «Городские деревья») художница ответила:

— Для меня «Кедр» и «Отра­жение» — это уже поэзия. Каждое слово несет определенную поэтику. Главное, что работы яркие. Я еще на этапе подготовки полотна улавливаю этот свет. Хочу, чтобы он шел к нам от каждой картины и возвращался назад. Так происходит некий энергообмен. Например, на картине «Архитектура, отражение-2» изображена городская префектура. Это здание мне нравится, хотя возведено оно давно. Но время его не портит. Рядом — небольшой бассейн… И вот я попыталась поймать «отражение» в воде всех этих вертикальных и горизонтальных линий. Поэтому сооружение в моем фотоисполнении выглядит совсем по-другому — дом на горе как некая твердь. И одновременно этот же дом изображен в иной плоскости — на воде.

— Катрин, а как сегодня живется художнику вашего ранга во Франции?

— О, это целая история! Здесь надо быть очень мужественным и не позволять себе многих вещей. Если ты художник, то должен только рисовать и не делать ничего другого… Живопись — это мой хлеб. Но, как правило, я быстро расстаюсь со своими творениями.

Если говорить о востребованности, то здесь бывает по-разному. Да, у знаменитых художников постоянно проходят выставки. Но во Франции немало художников, которые сталкиваются с трудностями. Ведь люди предпочитают современные визуальные проявления — например, видео, инсталляции. А живопись тем временем отходит на задний план. Что касается социального статуса и обеспечения художника, то с этим у нас проблем нет.

Главное — вовремя платить арендную плату за мастерскую. Если художник не может заплатить, тогда он вынужден ее покинуть. Но, как правило, выход всегда находится и проблема решается…

— Есть ли мастера, чьи работы вы хотели бы в первую очередь иметь в своем собрании?

— Мне нравятся многие художники. Но особенно — Рембрант и Малевич.

— В чем для вас заключается смысл жизни?

— Это прежде всего впечатления… Недавно я осознала всю абсурдность зла. Поэтому и обратилась к тому, что было проявлением живого, вечного. Вот уже два года я постоянно наблюдаю за природой, от которой мы получаем все составляющие нашей жизни на земле. Ведь именно об этом повествует и библейский рассказ о Сотворении мира, написанный много веков до нашей эры: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно