Остановки по требованию. На дороге ожиданий-2008 - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

Остановки по требованию. На дороге ожиданий-2008

11 января, 2008, 14:51 Распечатать

В первом номере нового года — о субъективных предвкушениях 2008-го. А следовательно, — об обольщениях, грезах, некоторых ожиданиях. Чем, спрашиваете, сердце успокоится? В лучшем случае — успокоительным.

В первом номере нового года — о субъективных предвкушениях 2008-го. А следовательно, — об обольщениях, грезах, некоторых ожиданиях. Чем, спрашиваете, сердце успокоится? В лучшем случае — успокоительным. От «прекрасного», как правило, чаще головная боль или изжога (ушедший год немногих вылечил). Но так как шумных мероприятий — культурных и масскультурных — необозримое множество, то вовсе не с целью «объять необъятное», а скорее, по «градусу резонансности» вычленены некоторые приближающиеся к нам разноформатные культпроисшествия-2008.

Прежде чем сказать «Поехали!», предупрежу: предстоит дорога длинная (как в песне Вертинского), к тому же придется сделать несколько вынужденных остановок по требованию.

Олег ВЕРГЕЛИС

Станция «Бульба»

Член КПРФ Владимир Бортко заканчивает работу над «Тарасом Бульбой» по повести Гоголя. Прокат — осень 2008-го. Телевизионная премьера — зима 2008-го.

Почему эта премьера столь ожидаема, полагаю, ясно. Книга — на века. А на носу — и 200-летие со дня рождения Николая Васильевича. Уж к кому-кому, а к нему-то, гению вселенскому, казалось, испокон веков приклеилось определение «великий». Только вот после местного поствыборного затмения традиционно происходит аберрация общественного зрения. И, например, некоторые политики на шоу Шустера настойчиво предлагают воздержаться от поспешного зачисления в хит-парад «великих украиImageнцев» гениального уроженца земли нашей. Поскольку великий писатель, видите ли, якобы «исказил» образ украинца, живописав в своих шедеврах «пацюков» и других колоритных персонажей на хуторе близ Диканьки.

После таких «кривых эфиров», несомненно, хочется, чтобы новейший просветительский курс Минобраза «Толерантность» дополнился еще и спецкурсом «Адекватность». И преподавали их не только в средних школах, но и в парламенте... И в некоторых партячейках.

Так как Гоголь «наше все» только на историческую половину, то к картине Бортко намечается пристальный и политподковыристый интерес.

В очередной раз, не сомневаюсь, спросят: почему взяли в оборот вторую редакцию повести?

Возможно, поинтересуются: а отчего это бравого украинского казака играет еврей М.Боярский? (Раньше никого не волновала проблема, отчего украинских казаков играли американцы в голливудской версии «Бульбы» 1962 г.).

В свою очередь режиссер еще полгода назад на страницах «ЗН» обещал передать свое творение украинской культуре. Совершенно безвозмездно! Берите, дублируйте. Тем более что украинцы здесь вовсю играют (два Ступки, одна Роговцева, один Сердюк). А так как вопросами дубляжа у нас активно проникся даже воспрявший на теме десятой музы Конституционный суд, то для многих найдется занятие. Есть, кстати, удивительно «эффективная» дубляжная метода — как для «Бульбы». Ее почти ежевечерне демонстрирует наш непостижимый телеканал категории «Г» под названием «Кино». Представьте, в программе этого канала значится гонконгский боевик «Двойная рокировка» (реж. Э.Лау, А.Мак) — шедевр жанра, «праоснова» оскаровского фильма Скорсезе «Отступники». И до чего додумались? Первый «аудиослой» ленты — непереводимый «диалект» гонконгских трущоб. Вторая дорожка — русский дубляжный слог. А третий «трэк» — перекрикивание двух предыдущих языков уже нашим голосистым украинским! Человеческого долготерпения на этом «сеансе безумия» станет, пожалуй, только минут на десять. Остальное время просмотра хотелось бы посвятить персонально хозяину этого телеканала — пусть вслушивается.

Экспресс «Хворостовский»

Из сонма надвигающихся громких гастролеров 2008-го, пожалуй, особо следует выделить Дмитрия Хворостовского. В Киев он прибывает с большим сольным концертом уже 6 февраля. Его программа — неподвластная никакой инфляции классика.

Прославленный баритон, единожды вылетевший на мировые горизонты из Красноярска, ныне один из самых почитаемых, уважаемых и брендовых «оперников». Относительно «уважаемых» следует объясниться отдельно.

К Хворостовскому, к его чести, где бы он ни выступал и что бы ни пел, никак не пристает «попсовая проказа». Уж как пытались его уговорить спеть с самой Мадонной — еще десять лет назад. Но… от ворот поворот. Действительно, странно смотрелся бы этот дуэт: скрипучая универсальная выдающаяся безголосая технокукла и непревзойденный исполнитель партии Риголетто. Цирк, а не дуэт.

Только Хворостовского недавно попытались заарканить еще и для шумного трио. Киркоров предлагал «сообразить на троих» (плюс Басков). Говорил: «Будет два баритона и один тенор!» Хворостовский интересовался: «Извините, а кто же второй баритон?» Киркоров в растерянности: «Ну, я…» — «Ах, вот оно что…» И тут же уехал себе восвояси в Carnegie Hall.

Правда, в последнее время на Хворостовского «положил глаз» Игорь Крутой с компанией «АРС». Пока неизвестно, в чем затея — сугубо эстрадное предприятие или же «смежная» отрасль?

Тем временем у Хворостовского, как у серьезной оперной звезды, график расписан на несколько лет вперед. В этом году, например, помимо Киева он будет участвовать в фестивале «Белые ночи». Его ждут в Metropoliten Operа, в Мариинке, на сцене Большого.

В конце 2007-го Дмитрий отметил 45-летие. Причем отмечал его «дома» — в Лондоне. На вопрос интервьюера: «Что вам нужно для счастья?» певец ответствовал: «Недавно я переехал в новое жилье... Люблю там тихо посидеть с семьей… Что еще человеку для счастья надо? Особенно тому, у которого, в принципе, все есть». Вот и мы о том же...

Направление «Браун»

Всем миром ожидаемый бестселлер Дэна Брауна «Ключ Соломона» должен появиться на книжных прилавках в 2008-м. Автор «Кода да Винчи» (общий тираж — 65 млн. экземпляров) на сей раз решил взломать «двери» масонских лож и подобно героям советской киносказки «Королевство кривых зеркал» звонко потребовать: «Ключ! Ключ!»

«Премьеру» книги обещали в 2006-м. Потом съехали на 2007-й. Теперь же вроде ничего не должно помешать Брауну донести очередную тайнопись до широких слоев.

То, что труд Брауна продвигается со скрипом, — объяснимо. Не потому, что тема туманна и витиевата. А потому что роман сочиняется в «четыре руки». Как известно, писатель работает под церберским присмотром своей супруги Блайт Ньюлон Браун, с которой в законном браке состоит уж лет десять.

Дама оказалась не только музой гения масскульта, но его технологичным наставником. Под ее «духовную дудку» сочинялись «Цифровая крепость», «Ангелы и демоны», сенсационный «Код да Винчи». Жена месяцами пропадает в архивах. Муж — слизывает сливки массового успеха.

Дэн Браун
Дэн Браун
То, что их «Ключ Соломона» будут читать на всех пляжах в году наступившем, — это к гадалке не ходи. Ведь книги Брауна удивительным образом объединяют человечество, поведенное в начале века на давно раскрытых тайнах. Даже унылые путники в нашем метро — публика, у которой давненько нет томиков в руках (не то, что раньше, когда «Три товарища» были у каждого второго пассажира подземки), не сомневайтесь, и эти очарованные странники вскоре целыми вагонами будут искать отмычки к замкам масонских лож.

Название книги позаимствовано из одноименного талмуда о магии Clavicula Salomonis (автором считается библейский царь Соломон). Издательство Doubleday накануне выпустило даже игру, отсылающую к суперобложке. «Кода да Винчи». И всматриваясь в обезображенное лицо Моны Лизы надо с трех раз догадаться, о чем снова нафантазирует Браун. Отталкиваясь от этой «тайнописи», исследователь Грег Тейлор (конечно же, это фантастика: не читал, а уже исследует) выстроил целую сюжетную и идеологическую схему будущей книги. Действие, оказывается, происходит в Вашингтоне, так как шестнадцать американских президентов имели связи с масонами. Главными объектами в романе окажутся мемориал Джорджа Вашингтона, памятник Каменщику и штаб-квартира ЦРУ.

Бывший преподаватель английского языка Дэн Браун, к сожалению, «оставит в живых» сквозного героя — профессора Гарвардского университета Роберта Лэнгдона. В голливудском «Коде...» его скверно сыграл Том Хэнкс. Но этот же актер снова играет того же героя в надвигающейся экранизации «Ангелов и демонов». Фильм выйдет на экраны в конце 2008 года (если забастовка сценаристов не помешает), режиссер — Рон Ховард («Игры разума»).

Узкоколейка «Мельпомена»

Непростая сверхзадача — определиться с отечественными театральными «предвкушениями». Тем не менее украинские режиссеры среднего возрастного звена (значит, самого активного отряда) без дела не маются. На подходе новые спектакли Дмитрия Богомазова, Андрея Приходько, Александра Билозуба. Тех, кого все еще числим в «надеждах». Хотя они давно уж «опорами» должны стать.

Дмитрий Богомазов
Дмитрий Богомазов
Дмитрий Богомазов, которого «ЗН» планомерно и без всякого пиар-подтекста называет «лучшим украинским режиссером» (из окрепшего поколения), скоро может поменять «прописку». А то и гражданство. Покуда для него наши разновеликие театральные реформаторы «строят» помещение (на Троещине), режиссер получил несколько заманчивых предложений поработать в России. А там «построят» быстро — несмотря на «Не верю!». В настоящее время Богомазов с десяти утра до шести вечера репетирует в своей комнатушке на улице Гончара театральный коллаж (нечто перформансное, арт-медийное) по мотивам шекспировского «Ричарда III». Премьера намечена на апрель 2008-го. Показ пройдет в Одессе в рамках международного театрального «морского» проекта, в котором участвует 15 стран, омываемых морями-«окиянами». Центр затеи — в Стокгольме (оттуда заказчик). «Кастинг» в проект, скажем так, был неслабый. Богомазов прошел его достойно.

Еще три театральные затеи, на которые хотелось бы обратить внимание читателя, «заквашены» в Национальном театре имени Ивана Франко. Режиссер Александр Билозуб («Голодний гріх», «Соло-меа», «Соло для часов с боем») собрал прекрасную половину театра Франко — его боевой женский состав — и объединил милых дам в работе над «Амаркордом» («Я вспоминаю»). Это не отголоски фильма Феллини, а оригинальная пьеса. Судя по всему, о трудных судьбах украинских женщин в «італійських наймах». Во всяком случае, спектакль заявлен как совместный проект. У франковцев запускается с «Фаустом» также режиссер Андрей Приходько («Шякянтула», «Сойчине крило»). В этом спектакле предполагается не только канонический текст Гете, но и маловостребованное произведение предшественника Шекспира Кристофера Марло (распределение пока неизвестно).

Наконец у тех же франковцев вскоре появится и своя «Эдит Пиаф» — уже третья по счету на сценах Киева (после Русской драмы и театра «Браво»). Правда, к новому спектаклю о знаменитой певице приложил руку сам Юрий Рыбчинский — фактически автор идеи. Свою поющую «Пиаф» в коллективе франковцев, говорят, пока не вырастили. Поэтому девушку будут приглашать со стороны.

«Балаян», следующая станция — «Муратова»

Легендарные активисты украинского кино — Роман Балаян и Кира Муратова — в 2008-м выпускают свои премьеры. Первый — картину «Райские птички» (с Олегом Янковским), вторая — «Мелодию для шарманки» (с Ренатой Литвиновой и Олегом Табаковым).

Кира Муратова
Кира Муратова
На 17 млн. гривен Роман Гургенович создает райское кино о вечности и смысле жизни. Эти темы — традиционны для него. Как уже сообщалось в «ЗН», действие новой ленты проистекает в период прогрессирующего застоя — начало 80-х. Главный герой — как бы «избранник» (первый вариант названия фильма) — всеми своими внутренними ресурсами сопротивляется гнусной государственной машине и всеми фибрами души хочет улететь от греха подальше — в Париж, в Париж… Как Раневская у Антона Павловича. Над сценарием работали Рустам Ибрагимбеков и Роман Балаян (в основе — произведение Дмитрия Савицкого). Помимо ожидаемого Янковского у Балаяна также снялась Оксана Акиньшина. Как и четверть века назад герой Янковского снова в полете — то ли во сне, то ли наяву. А, может, и одновременно — если Балаян соблаговолит. Официальная премьера, как сообщил Роман Гургенович «ЗН», запланирована на апрель.

О новом фильме Муратовой не так давно на наших страницах сообщалось в подробностях. Напомню лишь, что сценарий написан киевским драматургом Владимиром Зуевым в соавторстве с самой Муратовой. Оператор — Владимир Панков. Композитор — Валентин Сильвестров. В ролях: Рената Литвинова, Олег Табаков, Нина Русланова, Георгий Делиев, Наталья Бузько и дети — Лена Косюк и Рома Бурлака. Сюжет — проблемы сирот и участие в их жизни «феи» с обликом Литвиновой.

Полустанок «Голливуд»

Кинопрокатное пиршество в 2008-м — это «10000 лет до нашей эры» Роланда Эммэриха (ретро-мистерия о мамонтах и саблезубых тиграх), «Железный человек» Джона Фавро (техногенная катастрофа с Робертом Дауни-младшим), «Неверояный Халк» Луи Леттерье (про чудо-юдо), «Хэллбой-2» Гильермо Дель Торо (еще одно чудо...). Ожидается и «Обитаемый остров» Федора Бондарчука. Только из обширного ассортимента на свой вкус выберу — «Индиану Джонс и Королевство хрустального черепа» Стивена Спилберга, «Валькирию» Брайана Сингера, «Стариков...» братьев Коэн и «Игры дьявола» Сидни Люмета.

«Игры дьявола»
«Игры дьявола»
Спилберг снова в «когтях» у сказки. После надрывного «Мюнхена» и углублений в межнациональные проблемы опять скрипит потертое седло, а ветер ворошит былые раны. Не единожды анонсированное продолжение бойкого киносериала наконец обрело плоть и кровь — в проекте «Индиана Джонс и Королевство Хрустального Черепа». На этот раз гонцы за артефактами столкнутся со стратегией и тактикой Советской армии. В джунглях Южной Америки героям предстоит найти хрустальный череп, к которому неравнодушен Кремль. Действие фильма — 50-е. В главных ролях — Харрисон Форд, Шиа ЛаБеф, Кейт Бланшетт. СМИ пестрят различными страшилками о том, как секретили сюжет. Некий предатель, попытавшийся выдать прессе подробности истории, уже обречен на два года тюрьмы за длинный язык. А бедный статист, нечаянно поделившийся своей радостью от съемок у Спилберга, цензорскими ножницами напрочь вырезан из будущего хита. Чтобы не болтал лишнего.

Еще один хит важен не темой, хотя и она щепетильна (покушение на Гитлера), а именем в титрах. Это режиссер Брайан Сингер, автор выдающегося триллера «Обычные подозреваемые» (с Кевином Спейси). Никакой последующий его фильм («Люди Х» даже близко не валялись) не смог повторить тот самый ироничный дьявольский саспенс, некогда пронизавший «Подозреваемых». Но так как в его новом кино — «Валькирия» — сама тема не промах, как знать, может, и взорвется что-то. В основе сказ о том, как 20 июля 1944 года некто фон Штауффенберг попал на совещание к Гитлеру и подсунул под стол фюрера взрывчатку. Террориста сыграл флагман сайентологического учения Том Круз.

«Старикам здесь не место» (реж. Джоэл Коэн, Этан Коэн) — очевидный претендент на основные «Оскары». Тем более, что сценаристы обещали не бойкотировать саму церемонию. Картину уже облюбовали профильные премиальные комиссии. Казалось бы, всего-то ничего: 80-е, Техас, вьетнамский ветеран, который пытается сбыть наркоту, а за ним гоняются киллеры… Но важно кто «смотрит» на эту историю. А если смотрят братья…

Наконец, картина, которая в нашем прокате появится недели через две, — «Игры дьявола». Режиссер — Сидни Люмет. Голливудский старик-разбойник давно разменял девятый десяток, наснимав на своем веку немало драм («Телесеть», «Собачий полдень», «Убийство в Восточном экспрессе»), но покой ему лишь снится. «Игры дьявола» — фильм-шарада. Картина совсем не о том, о чем вы решите в самом начале. Поскольку и начало-то, почитай, середина. То есть сбитый хронометраж. В новом фильме Люмета (к сожалению, не затесавшемся в фавориты «Золотого глобуса») чувствуется жесткая рука режиссера-ветерана. Какие наши годы, дескать. Как годы Иствуда, который снимает все лучшее лишь после захода солнца. Так и годы Люмета: перед неизбежным «Аминь» он создал в своем роде классический фильм. В этом кино можно почувствовать «братские» отголоски Коэн, а можно расслышать древнегреческий семейный «хоровой» стон. Сюжет о дерзкой попытке ограбления иные киносмельчаки могли бы вывернуть в коммерческую эншн-поделку. Классик же, как и положено классику, «пошел другим путем» и со старческой морализаторской мудростью в очередной раз напомнил нам: «Друзья, не суетитесь! Поскольку лишь маленькая оплошность, лишь какой-то непредвиденный крючок, порою, могут, разрушить целую жизнь…»

И, разумеется, в наступившем году нам никуда без Джеймса Бонда. В ноябре тот или иной день премьеры очередной бондианы должен стать во всей Украине выходным. А в Бердянске, говорят, уж намечается громкое переименование одной из улиц — в «улицу девушки Бонда».

Поезд дружбы «Пинчук»

Центровой украинский фарватер в сфере прекрасного — Пинчук Арт Центр — прежде времени не открывает карты. Премьерные арт-события у них запланированы на апрель.

В настоящее время в «Пинчук Арт Центре» продолжает экспонироваться Reflection. Эта радость с арт-происками Хёрста продлится до 24 февраля. Шумную выставку увидело уже более 110 тысяч посетителей. Причем вход по-прежнему совершенно бесплатный. Эдакое миссионерство в чистом виде. Что же касается новейших проектов, то, как сообщили «ЗН» непосредственно в арт-центре, «новые выставки готовятся и те проекты, которые будут, выдержаны на прежде заданном высоком художественном уровне…» Центр Пинчука также заметно расширяется с этого года — осваиваются новые площади и пространства.

Тупик «Евровидение»

На очередном Евровидении у сербов отпеваться за Украину (в мае) предстоит Ани Лорак. По этому информповоду немало радостных возгласов и злопыхательского ворчания. Заноза в том, что Лорак командирована в Белград от нашей страны совершенно безальтернативно. Без «мнения народа», скажем так. Но разве же в этом вопросе «народ против»?

Ани Лорак
Ани Лорак
Руководству НТКУ, которое сейчас на раскаленной сковородке с новым правительственным подогревом, конечно же, теперь не до песен. А если и петь, то исключительно той женщине, которая в Кабмине (желательно — серенады).

Правда, и недавний «передовой» опыт НТКУшников в связи с их попытками «легализации» на Первом национальном оголтелого трэша и китча посредством второго призового места на Евровидении-2007 (его выборола то ли «лаша», то ли «раша»), честно говоря, вызывал регулярные эстетические сомнения… Стоило ли?.. Нет, речь не о мелодичных рифах (кому — китч, кому — Бах: все уши стерпят)… Стоило ли с таким государственным неистовством рвать на себе лацканы, заявляя то о «прорыве», то о «происках врагов», то о «возможности пересмотров результатов голосования», так как «обидели юродивого». Ведь и к месту этому (как бы призовому) только с юмористическим снисхождением и нужно относиться. Поскольку жанр такой —«посмешище». И к разуму надо вовремя взывать, если доходит до того, что сугубо субкультурную аномалию — уже на официальном уровне — у нас пытаются прировнять к неким «ценностям и достижениям». И вроде год не високосный был…

А сюжет с Лорак симптоматичен тем, что устраивай не устраивай народные гулянья с «отловом» талантов в глубинках, так в любом случае победит именно эта... С именем. С репутацией приятной вокалистки. С глянцевой внешностью. С прежде трудной судьбой. А также с дремлющим артистизмом и слабо пробивающейся сценической энергетикой.

В общем, будет с кем и будет над чем поработать.

В конечном исходе многое, если не все, решит исключительно концертный номер — песня, постановка, подача. «Цепляемость» композиции и конкурентное соседство с тем или иным саундом. И здесь тоже есть над чем голову поломать, чтобы не опростоволоситься (пенять на «Гринджолы» тогда уж бессмысленно).

Впрочем, Евровидение — как любимая телепередача домохозяек — не всегда трамплин для карьерного взлета артиста. Ведь что прошлый опыт показывает? Порою те, кто в конкурсном «пролете», как правило, по-прежнему в «топе». А те, кто вроде до вершин вскарабкался, кубарем с них скатываются. Если для примера, то даже позорный провал прожженной А.Пугачевой в 1997-м (15 место) не стал поводом для увядания ее карьеры. Поражение она обернула в демонстративную наступательность — и уж десять лет по-прежнему первые полосы, первые каналы. А определенный успех, скажем, «Тату» в Прибалтике в дальнейшем стал лишь «движением по нисходящей». И даже историческая и заслуженная победа Русланы пока не стала стимулом для новых интересных поисков артистки. Кажется, все еще топчется на том же «диком поле», а надо дальше — за горизонт. Шустрая Кароль, к примеру, занявшая не самое высокое место, будто бы на дрожжах взрыхляет свою популярность: везде и всюду, во всех рейтингах, биток на сольнике, бесконечные корпоративы, какие-то непротивные песенки. А с той же призовой Верой, наоборот, «ирония судьбы»: репертуарный ступор и безжизненность прежде витальной комической маски. Раньше что привечали в забавной Сердючке? Корень ее кликухи — «серд» — хоть и дурковатая, но «сердечная»! Теперь остался лишь первый слог… И объяснимый облом в соседних телеэфирах. Вот поэтому на Евровидении вовсе необязательно побеждать. Главное — вовремя принять участие.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №14, 14 апреля-20 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно