ОДЕССА, ВЕСНА И НОВАЯ МУЗЫКА

21 апреля, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №16, 21 апреля-28 апреля

В шестой раз, традиционно в апреле состоялся великолепный в своей нестандартности — и по организации, и по наполнению, — фестиваль новой музыки «Два дня и две ночи»...

В шестой раз, традиционно в апреле состоялся великолепный в своей нестандартности — и по организации, и по наполнению, — фестиваль новой музыки «Два дня и две ночи». Старт ему был дан 1995 году международной общественной организацией «Ассоциация «Новая музыка», Украинской секцией Международного общества современной музыки, при постоянной поддержке Фонда «Відродження». Глава правления ассоциации — изящная, как японские нэцке, композитор Кармелла Цепколенко, — бессменный художественный директор фестиваля. Она изначально вложила душу в его концепцию и, безусловно, ее энергией и именем живет фестиваль. Это сегодня заявкам на участие в этом уникальном музыкальном форуме несть числа, а первые участники приезжали в далекую и незнакомую для них Одессу на свет звезды Кармеллы, лауреата международных конкурсов композиторов в Германии и Франции.

Радостно «цыкнув» почками, одесские каштаны выбросили навстречу солнцу, гостям и участникам фестиваля листочки, а обочины Потемкинской лестницы украсились россыпью цветущих абрикосов. На улицах появились разноцветные зонтики многочисленных летних кафе, на скамейках Приморского бульвара грелись старики, дети и влюбленные, а пешеходная Дерибасовская была полна фланирующим народом, будто уже наступил курортный сезон. В знаковых точках города беспрерывно щелкали затворы фотоаппаратов — гости фестиваля спешили запечатлеть себя в Одессе, потому что регламент фестиваля — два дня и две ночи, — и его насыщенная, интересная программа почти не оставляли свободного времени.

14 апреля в 16 часов фестивальный марафон дал старт, чтобы завершиться к рассвету 16-го. Правда, начало имело горький привкус — накануне умер член оргкомитета фестиваля, народный артист СССР, ректор Одесской консерватории — Николай Огренич. Все присутствующие на открытии почтили его память минутой молчания. Он любил этот форум и много делал для него.

А потом началась музыка. Открыл фестиваль камерный оркестр Одесской филармонии. Этот коллектив, руководимый Игорем Шавруком, часто включает в свои концертные программы музыку ХХ столетия. Он обладает высокой музыкальной культурой, неизменной чистотой ансамблевого звучания. Под управлением президента фестиваля — Бернгарда Вульфа, профессора Высшей школы музыки города Фрайбурга (Германия), одного из основателей Ассоциации «Новая музыка», прозвучал цикл пьес швейцарца Рудольфа Кантерборна. За дирижерским пультом Вульф выглядел так, словно писал историю современной музыки.

Как всякое искусство, рожденное сегодня, новая музыка во всей полноте отражает «поиски жанра» ее творцов и исполнителей. Кто-то идет путем традиционного мелодизма, кто-то пытается создать новые формы эмоционального звукоизвлечения, соединяет ранее несовместимое. Но музыка, наполненная эмоциями конца ХХ столетия, талантливая, неровная и неоднозначная, благодаря демократизму компановки самой программы фестиваля дает довольно полное полотно современной музыкальной культуры.

Необычным и впечатляющим было выступление группы инуитских танцовщиков и перкусионистов SIKUMIUT из Канады. Всего год назад на карте Канады появилась новая административная территория — Нунавут (Новая земля). Там живут инуиты, древний народ с самобытной культурой, который снобы-европейцы называют эскимосами. Ансамбль показал две короткие программы — «Вегетация» и «Гравитация». Они так современны и в то же время глубоко уходят корнями в историю, что их смело можно назвать — «вперед к язычеству». Традиционное горловое пение и барабанный танец эмоционально и визуально озвучивают единство человека и природы. После Одессы эта группа выступала в Киеве в рамках фестиваля «Березілля».

Музыкальные и личностные интересы создателей новой музыки, их интернациональный состав отражает не только разнообразие форм и жанров, но и сами названия произведений: Якоб тер Вельдгюйст назвал свое произведение «Возможно, это блаженство никогда не кончится», а Виолета Динеску — «on doit briser le moi pour devenir soi...» («нужно разбить Я, чтобы стать ОНО»). Философские размышления о времени и о себе исполнял ансамбль современной музыки «Фрески» под управлением Вадима Ларчикова, который неизменно включает в свои программы музыку, полную духовных поисков.

В программе же ансамбля «Гармонии мира», который существует уже более 18 лет и музыканты которого одновременно являются ведущими артистами Одесского симфонического оркестра, произведения, рисующие внешнюю картину мира, — Юргис Юозапайтис «Ночная музыка» («Шепот цветов», «Одинокая верба», «Дождь» и т.д.), Юлия Гомельская «Гербарий, музыка воспоминаний», Витаутас Германавичюс «Экспрессия».

Даже на фоне фестивальной разноликости ярким впечатлением было выступление скрипача- виртуоза из Великобритании, профессора Королевской музыкальной академии в Лондоне Питера Шеппарда Скарвета. Его мини-концерт из произведений Кармеллы Цепколенко, Юлии Гомельской, Майкла Финисси Гафлиди Гальгримссон и Найджела Кларка вызвал бурю оваций. Его блестящее исполнение захватывает своей техничностью, эмоциональной наполненностью и поисками новых возможностей инструмента.

По гамбургскому счету каждый из исполнителей заслуживает отдельного разговора, подробного и профессионального. Я не специалист-музыковед, лишь любитель и ценитель ее, с детства приученный мамой — великолепной скрипачкой — воспринимать и чувствовать музыку. Все сказанное подходит, скорее, под жанр импрессионистских заметок, поэтому остановлюсь еще на одном коллективе, который показался мне интересным. Это — медитирующий ансамбль KLANGHEMLICH. Трудно кого-то выделить в этом блестящем трио, техничном и умеющем «шутить». Музыканты знают, сколь ценно чувство юмора в исполнении. «Резервуар для разговаривающего пианиста и разговаривающего кларнетиста» Кристиана Генкинга в исполнении Франциски Ридер и Майнарда Галлера — блестящее тому подтверждение. И если в исполнительской манере Франциски доминирует женственность, то кларнет Майнарда игрив, техничен и полифоничен, как целый мужской оркестр.

Два дня и две ночи пролетают неоправданно быстро. Грустно расставаться, хотя устроители уже на следующий день после закрытия начинают готовиться к следующему фестивалю. Будем надеяться, что он состоится, хотя каждый дается буквально кровью. Вечная проблема — финансовая. Несмотря на посильную помощь различных зарубежных фондов, уровень фестиваля, энтузиазм его участников, которые едут в Одессу за свои деньги и работают бесплатно, но с полной самоотдачей, несмотря на престиж, который создает этот форум для вашей страны в мире. Рискну повторить расхожую, поднадоевшую, но неизбежную истину — без поддержки государства мы теряем нашу культуру и людей, которые, отчаявшись, покидают страну.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно