ОБРАЗ ТЕЛА

6 мая, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №18, 6 мая-17 мая

Пожалуй, вот точное определение того, что сегодня учится делать недавний выпускник скульптурного факультета Академии искусств Украины Евгений Деревянко...

Пожалуй, вот точное определение того, что сегодня учится делать недавний выпускник скульптурного факультета Академии искусств Украины Евгений Деревянко. Он отказывается от портретной характеристики в основной массе произведений, чтобы придать более сильную выразительность всей фигуре модели. Уже в самом теле женщины заложено столько тонкой, чарующей пластики, что, воплощая его в скульптуре, для которой пластичность - едва не самый главный критерий существования, можно «выиграть» за счет чисто внешней формы. Но Евгений не забывает, что женщина - хранительница великого числа тайн, среди которых и тайна вечной привлекательности, и зарождения новой жизни; вместилище множества достоинств, как верность, преданность, нежность, любовь, страстность, непредсказуемость, в конце концов. Так что стремится соединить «внутреннее» и «внешнее» в работах. И это одухотворенное «физическое» позволяет увидеть в произведениях Деревянко признаки романтичного. А еще подобный подход создает эффект сюжетности: несмотря на, как правило, однофигурность композиций, возникает впечатление определенного последовательного действия в каждой из них с пиками и спадами событийности. Евгений заботится о ситуационной узнаваемости, поэтому нередко обращается к приемам и образам, отмеченным степенью общеизвестности. Например, «Раковина», где, собрав в единое целое собственно раковину, как общепризнанную модель вселенной, и женщину - самостоятельную неповторимую вселенную, проводит мысль наиболее полного соответствия самой природы и ее лучшего «творения».

Правда, одни и те же предметы у киевлянина часто несут разные интонационные ударения. Та самая раковина присутствует в композиции «Морская». Однако в контексте нового изобразительного замысла приобретает значение смыслового дополнения, усиливая принадлежность образной метафоры к мифологическому ряду. Чем не рождение Венеры? Хотя «тематика», которую ныне выбрал автор, требует прямых обращений к давно известным образам. Потому в созданном Деревянко есть и «Венера». Как есть и женщины, освященные талантом других творцов, - «Аэлита». Есть свои Беатриче или Жанна Эбютерн, просто иначе названные: «Белая», «Черная», «Солнцестояние», «В сторону горизонта».

Евгений пробует свои силы и в реалистической манере исполнения, и в более формалистической. Нередко все зависит от материала, в котором предполагает ту или иную фигуру скульптор. Конечно, бронза способна передать наименьший нюанс, а камню подвластны формы более обобщенные. Обобщение, впрочем, Деревянко использует и в бронзе, потому что цель выявить истоки, законы женственности диктует все-таки приоритет формы - ее самобытности, эффектности. В поисках ее удачного решения молодой художник обращается к разнообразным приемам, в частности к приему пустот, соглашаясь в этом с известным украинским скульптором Александром Архипенко, писавшем в свое время: «Именно отсутствие чего-то, а не присутствие, и есть причиной, импульсом мотива творения. Этот процесс существует в природе как скрытая сила и является основным творческим возбудителем возникновения новых форм жизни. Природа создает то, что пока еще не существует. Восприятие и использование этого принципа человеком могут привести его к пониманию многих духовных ценностей искусства, самой жизни». И следом за Александром Порфирьевичем Деревянко также доказывает своими работами, что пустоты в них - не случайные, а творческого корня, отмеченные психологической значимостью. Понимая то, что провозглашал тот же Архипенко: «Манерность, игра со случайными пустотами или буффонада никогда не заменят развития искусства, стремящегося достичь новых высот».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно