Прошли времена, когда люди творческих профессий делились по роду деятельности - на членов определенного единого Союза и на не членов, когда и степень талантливости, способностей того или иного творца нередко определялась по «принадлежности» или нет к Союзу, когда любая «внесоюзная» группировка расценивалась как антиобщественная. Теперь же, окончательно убедившись в нецелесообразности функционирования организаций-великанов, лишний раз понимаешь: невозможно создать ничего единого с помощью значительного количества людей с разными интересами, мировосприятием, мерой творческой отдачи. Так что насколько органичны, естественны объединения не на началах материальной выгоды, скажем, а основанные по принципу общности духовных запросов и устремлений. Как, например, группа киевских художников «Эзотерия формы».
Всему свой час - истина непогрешимая. В случае с упомянутыми киевлянами - также. Потому что трое из них - живописцы Наталия Герасименко, Наталия Витковская, Владимир Недайборщ - учились вместе в Киевском художественном институте. И там же, кстати, виделись с четвертым будущим единомышленником - скульптором Николаем Перепелицей. Но не сразу их товарищеские отношения переросли в более глубокую духовную связь. «Десять лет назад такого единения душ просто не могло быть», - соглашаются все четверо. В течение же всех этих лет - через увлеченность учением той же живой этики, через книги Блаватской, Рериха, Кастанеды - шли они, каждый своим путем, к духовному самосовершенствованию, к пониманию значительной роли прекрасного и, несомненно, - друг к другу. Их собрали вместе общие интересы, например, привязанность к природе, особенно - любовь к горам: не как к таким, где утоляются чисто спортивные отношения, а к месту, что ближе к небу, чем к земле, где в тебя словно вливается какая-то могучая энергия, и ты сам способен почувствовать себя неизвестной до сих пор природной стихией... Оказалось даже, что такое неудержимое влечение привело как-то летом на Чолпон-Ата, на Иссык-Куле, почти одновременно Герасименко и Перепелицу. Правда, там они не встретились, зато, выяснив это позже поставили ту ситуацию в ряд определяющих причин своей духовной общности. Да и Недайборщ с детства небезразличен к восхождениям не только на вершины творчества. А Витковская... настолько же не любит горы, насколько их любит Герасименко - что же стало немаловажным притягательным моментом в душевном родстве.
- Витковская у нас - своеобразный противовес, - с улыбкой утверждают трое художников. - Благодаря ее здоровому скептицизму не «заносимся» чересчур высоко в заоблачные дали.
Активные участники международных выставок, художники и после своего объединения, естественно, продолжают подобную деятельность. Просто сейчас с выставками - не так просто, дорогое «удовольствие». И все же благодаря спонсорской поддержке в 1992 и 1993 годах в Киеве состоялись две большие выставки «Эзотерия формы». В 1993 году Герасименко и Перепелица представили свое творчество в Нью-Йорке - Украинский институт в Америке; 1994 год - экспозиция работ Герасименко, Витковской, Перепелицы во французском городе Сане; апрель 1995 года - в составе группы украинских художников Герасименко, Перепелица и Недайборщ выставляли свои произведения в нью-йоркском «Линкольн центре».
Что же, в первую очередь, объединяет двух Наталий, Владимира и Николая: уверенность в том, что художник - не профессия, а способ жизни; их постоянные поиски духовной формы в изобразительном искусстве. Хотя и делают это каждый по-своему, не выводя формулы общей для всех стилистической направленности.