Сегодня активно пиарится новый проект Савика Шустера «Великі українці» — о «лучших из лучших» представителях своего отечества… И почему-то с тоской подумалось: а ведь вряд ли в этот «чарт великих» додумаются внести фигуру, выпадающую из всех рейтингов и условных контекстов — гениального Святослава Рихтера. Родившегося в 1915 году в Житомире, а с 1916-го по 1941-й обитавшего вместе с родителями в Одессе (там он формировался, оттачивал свое мастерство, вопреки окружавшей его трудной действительности).
Разумеется, событий из рихтеровской судьбы сюжетно хватило бы не на одну высокую драму. Да и весь его одесский период был в свое время подвергнут эдакой «пластической операции»: что-то потеряли, что-то забыли, пытались было даже поссорить с городом… Парадоксы рихтеровских сюжетов даже в хрониках последних лет весьма симптоматичны. Напомню, что еще в 2005 году была найдена мраморная скульптура Рихтера (автор М.Цветков), которая 17 лет (!) валялась в сарае в Яготинском музее Киевской области… И в какой-то миг даже культчиновники испугались этого вопиющего факта. Но впоследствии все попытки передать эту скульптуру в Одессу, чтобы установить ее возле оперного театра — до сих пор так и не увенчались успехом. Эта тема попросту не приоритетна для исполнительных властей. И Рихтер (в этом году исполнилось уж 10 лет со дня ухода в мир иной великого музыканта) для многих по-прежнему «чужой среди…»
Тайну гения скрывает одесская аура?
«Обо мне говорят и пишут такие небылицы, такую чушь, что я спрашиваю себя, кто мог все это выдумать», — жаловался С.Рихтер Б.Монсенжону в его знаменитом фильме «Непокоренный Рихтер».
Но если вчитаться в публикации за десять лет после ухода маэстро, то и чушь, и небылицы продолжали множиться в заданном направлении.
Особенно, если публикации «приурочены» к датам и поданы в конгломерате «подогретых» фактов. Но это еще полбеды.
Бывает и так, что публикуется микст фактов, как это было совсем недавно в одной из киевских газет, где автор объявил: одесская «аура раскрывает тайну Святослава Рихтера, о существовании которой многие до сих пор не знают…».
Неплохо бы знать, о какой «ауре» идет речь. И что о ней думает автор, утверждающий, что «барельеф с факсимильной росписью Святослава Рихтера, выполненный из бронзы, установлен на стене Пасторского дома»? Похоже, что преподносимая «одесская аура» из такой же «бронзы», как и рихтеровский барельеф.
Мемориальная доска С.Рихтеру на Пасторском доме в Одессе |
Может быть, «аура Одессы» скрывает тайну Рихтера?
«Символическое место немецкого городка» на 75% уничтожено. Чудом уцелевшая кирха, возможно, единственное место в Европе, стоявшее в руинах свыше полувека, и, что любопытно, вовсе не как жертва войны.
Сюда «тайно» приезжал из Кишинева после концерта Святослав Рихтер перед планируемым сносом здания в 60-е годы, чтобы, как мы предполагаем, попрощаться с останками своей одесской «символики» перед тем, как ему стать «затонувшим собором» детства и юности, в котором органистом был его отец — Теофил Рихтер.
Почему предполагаем? Я лично еще в 1966 году относил письмо Е.Фурцевой (оно у меня сохранилось), составленное в Москве с Э.Гилельсом и подписанное Д.Ойстрахом, Я.Заком и Г.Олейниченко, о спасении кирхи. Информация о готовящемся взрыве здания не могла не дойти до ушей С.Рихтера.
Юрий Башмет с большой иронией и грустью говорил мне о хрестоматийном жанре «подачи» Рихтера-музыканта и человека. Была она и шекспировски трагична, а порой и комична, с теми, говоря современным языком, «приколами», которые неумолимо «выдавали» всё его несоответствие идеологическим мифам и «прокрустову» искусствоведению.
Вне концертной жизни за роялем весь московский период жизни мастера был тщательно ретуширован. И, возможно, не без его вынужденного согласия, о чем говорят косвенные факты.
Но именно одесский период очень трудно подлежал гримировке, а посему был своевременно и радикально дистанцирован в его биографических сведениях.
«Злые языки уверяли…»
О фактах его подлинной рихтеровской биографии говорить необходимо сколь бережно, столь и осторожно, но вовсе не устраняя контекста «репрессионизма» небезызвестного социалистического реализма.
Как критически ни оценивается нашумевшее интервью А.Гаврилова с его «умозаключениями» о Рихтере, нельзя с ним не согласиться, что «слишком это напоминает великую шекспировскую историю». Строя свои догадки о «масках Рихтера», чуть ли не как о его личинах, «для Рихтера это была игра в имидж, выработанная тонкая политика, вымуштрованная прохождением через сталинское время, хождением двадцать пять лет на грани расстрела. Этот человек себя полностью перековал и превратился в положительного героя», — утверждает А.Гаврилов.
Рихтеровский имидж детства и юности вне действительно трагического контекста остается закодированным, за пределами понимания иной исторической, творческой, моральной дистанции современности, чтобы в публицистике оставаться официально портретным либо обыденно девальвированным.
Действительно, если репрессированный и расстрелянный НКВД Теофил Рихтер (реабилитированный Хрущевым в 1962 году по настоянию знаменитого сына, написавшего ему письмо) обрел легитимность мученика, то «сбежавшая» с немцами мать — А.П.Рихтер-Москалева — и сегодня «подается» в стандартном негативе как предательница сына. Закрепленный тип женщины, променявшей сына на негодяя с темным прошлым, продолжает обрастать небылицами, тогда как основные источники этой информации, на наш взгляд, и сегодня спрятаны в тень.
Каким бы образом ни упоминал обстоятельства отъезда матери из Одессы Рихтер, все говорит о том, что он обожал мать, несмотря на явные противоречия этих воспоминаний. Поздние признания Рихтера о «самой темной странице биографии» при их сопоставлении с появившимися источниками проявляют контуры интриги-мифа, скорее всего, искусственно инъектированного в его сознание, сопровождавшего и отравлявшего всю его жизнь.
«Одиозная» фигура С.Кондратьева, «разрушителя» рихтеровской семьи, кочует из статьи в статью, из книги в книгу, опираясь на свидетельства, с одной стороны, Рихтера, с другой — инициативных (а может быть, и заинтересованных?) «доброжелателей».
Что было первичным в неприязни юного Светика к Кондратьеву — ревность к человеку, которому «мама оказывала… всевозможные знаки внимания», или «словоохотливость» образованнейшего по тем временам человека (на фоне профессуры одесской консерватории 30-х годов)? Не нам судить…
«Молодежь валом валила, чтобы прослушать курс лекций», — сохраняя некую объективность, говорит о Кондратьеве сам Рихтер, будучи его учеником. Да и уроки композиции, что не отрицает Рихтер, он давал студентам, в том числе и талантливому композитору В.Фемилиди, сочинившему балет «Карманьола». Рихтер прежде всего профессионально непредубежден, когда вспоминает, что балет был создан «под общим наблюдением Кондратьева: когда его поставили в Одессе». Партитура была такова, утверждает Рихтер, что «в ней были места, которых не постыдился бы и сам Прокофьев. И теперь еще я храню в памяти полную партитуру этого балета».
Только спустя годы признается Рихтер о далеком прошлом: «злые языки уверяли, будто причиной стало анонимное письмо, которое якобы послал Кондратьев, чтобы избавиться от отца. ...Однако «с трудом верится, что он совершил подобную гнусность».
Негативные эмоции — острые и запоминающиеся, объяснимые для молодого человека, не лишенного небезызвестного комплекса Эдипа (по тем временам «реакционного и антинаучного направления» фрейдизма), искусно брались в расчет авторами мифов, чтобы сконструировать его «гамлетовские» отношения с близкими в юности людьми.
С.Кондратьев к С.Рихтеру относился однозначно восторженно. Располагая оригиналом книги, подаренной Кондратьевым Рихтеру в октябре 1936 года с дарственной надписью «Дорогому ученику моему Светику Рихтеру — С.Кондратьев», зная авторитетное мнение людей, близких к семье Рихтеров, можно утверждать, что этот человек одним из первых в Одессе увидел в юноше выдающуюся личность.
Пять кругов прошлого
Что же сегодня можно увидеть с дистанции «десять лет спустя», после ухода Маэстро, выйдя за круг установленных биографических стандартов?
Первое. Рихтер, скорее всего, так и не был ознакомлен с реабилитационным делом отца до самой смерти в 1997 г. Иначе он бы знал, кто подписал донос на отца и не упоминал С.Кондратьева в «ореоле сплетен» о его доносительстве.
Второе. Арест Теофила Рихтера, как и многих немцев не только Одессы, был массовой репрессивной акцией. Его расстрел был не в июне 1941 года (когда немцев и близко не было под Одессой), как говорит Рихтер в интервью Монсенжону, а в октябре, перед их приходом, что также говорит о незнании «дела» отца.
Третье. О расстреле Т.Рихтера узнали одесситы уже после вступления немцев в Одессу. Поэтому, как могла знать о гибели Теофила Рихтера женщина, оказавшаяся «случайно» по другую сторону фронта в Тбилиси 1943 года? Разве столь же случайно она, как вспоминает С.Рихтер, «подошла ко мне на улице и заговорила» о смерти отца, тем более что были подозрения о ее «принадлежности» к определенным службам?
Четвертое. Эвакуация консерватории из Одессы, как и других учреждений, происходила в ужасающих условиях. Многие одесские музыканты оставались в оккупированной Одессе под влиянием поступавшей информации эвакуированных коллег. Положение в консерватории Теофила Рихтера не давало ему никаких преимуществ в эвакуационных условиях, что прекрасно понимала практичная Анна Павловна, и преподносимая мотивация об ее отказе эвакуироваться явно упрощена.
Пятое. Кто и зачем «сообщил» Рихтеру, что Кондратьев и Анна Павловна поженились в Германии и «покинули страну в 1941 году»? Их венчание состоялось в середине марта 1944-го, незадолго до ухода немцев из Одессы в начале апреля 1944 года, когда стало ясно, чем грозит им возвращение органов НКВД. И деятельность Кондратьева как открытого противника Советов, и коммерческая деятельность «выживания» в годы оккупации Анны Павловны, жены расстрелянного «врага народа», предопределяли им расстрельную перспективу или как минимум гибель в ГУЛАГе. Брак же с ней и смена фамилии давали С.Кондратьеву единственную возможность — бежать из Одессы.
Выборочно приведенные факты заставляют задуматься — какого рода и какой плотности «информацией» был окружен Рихтер все послевоенные годы и мог ли он вырваться из ее плена. Получить «немцу» по повелению свыше первую премию на Всесоюзном конкурсе в 1945 году, разделив ее с фронтовиком Виктором Мержановым, а затем в 50-м — Сталинскую премию, будучи сыном расстрелянного «врага народа» и сбежавшей с немцами и антисоветчиком матери-дворянки, можно было, сделав компромиссный шаг — как минимум забвения «порочащего» одесского периода.
Одесский исследователь и писатель Владимир Смирнов, первый, кто ознакомился с реабилитационным делом Теофила Рихтера, высказал достаточно реальную гипотезу, что «перед тем как выпустить С.Рихтера за границу, он был подвергнут умышленной психологической обработке».
Нам же представляется, что незримая и длительная «обработка» С.Рихтера, как и его близких, началась гораздо раньше и мастерски продолжалась всю его жизнь. Нетрудно понять, что Рихтер, ничего не подозревая, получал недостоверную информацию, искаженные факты, домыслы, медленно, но неотвратимо отравлявшие его сознание.
Негативной «трагической виной» по сей день остается не репрессивный контекст эпохи, не его реально виновные действующие лица… Ни написавший донос на отца агент НКВД — Юндт, ни иезуитский следователь НКВД Гланц, ни подписавшие приговор судьи Зенкович, Захарянц, Ткаченко нигде не упоминаются (в том числе Рихтером и его окружением) — а только один (?!) объект юношеской ревности, «словоохотливый» и, вполне возможно, малосимпатичный антисоветчик — Кондратьев!
Игра в безумие или...
Весь имеющийся в нашем распоряжении материал о детстве и юности Светика Рихтера позиционирует окружавшую его среду, как весьма, по тем временам, «неблагонадежные» круги национального, религиозного и социального происхождения. Известный журналист Ф.Кохрихт, женатый на дочери «Шемаханской царицы» Святослава Рихтера Татьяне Вербицкой—Завалишиной, которую Маэстро нянчил в юности, пишет: «Рихтеры жили в замкнутом мире, в который не допускались посторонние. И отец, и сын… были одиноки — и в Оперном, где они работали (Светик — концертмейстером), и среди коллег-пианистов и педагогов…». Ибо стоит напомнить о начавшихся репрессиях 30-х годов в окружении этой семьи — тогда как «шумная, любвеобильная, прагматичная Одесса-мама, более других любившая самых энергичных, шустрых, оборотистых, коммуникабельных, оптимистических (при несомненных талантах!) своих сыновей и дочерей», не менее других городов переживала «оптимистическую трагедию» невинных человеческих судеб.
Триумфальное поступление без экзаменов в Московскую консерваторию в класс к Г. Нейгаузу в 1937 г. и привилегированное положение сталинского стипендиата, благодаря Г. Нейгаузу знакомство с Н.Мясковским, С.Прокофьевым, общение в престижнейших семьях московских знаменитостей не перевешивали влечение Светика к Одессе, дому, родителям, куда он регулярно удирал из столицы. Детство и юность Светика Рихтера в Одессе, вплоть до начала войны в страшном 1941 году, надолго оставались в легендах одесситов.
Перекличка гамлетовского сюжета, подмеченная Ф.Кохрихтом у молодого Рихтера, как бы в продолжение шекспировских ассоциаций Гаврилова, очевидна не только поданной фабулой семейной драмы — расстрелянного отца (якобы с подачи С.Кондратьева) и женившегося на матери. Гамлетовское состояние самого Рихтера, со своим внутренним миром и «призраком» НКВД, «указующим на преступника» Кондратьева, делает его героем не меньшей по масштабу современной драмы, не нашедшей своего Шекспира.
Человек, склонный в жизни к некоторой театральности, если не виртуальности, ставший «положительным героем» (по Гаврилову) в советской культуре, Рихтер, как и Гамлет, оказывается в центре множества мнений, которые он осторожно подпитывает и тем самым запутывает. «Игра в безумие» или «игра в молчание, табу» ведет либо к «чуши и небылицам», либо в «тайны и лабиринты» человеческой души, не давая никаких однозначных ответов, какими бы фактами, лежащими на поверхности, ни оперировали даже самые близкие люди.
А для того чтобы представить миру Святослава Рихтера в качестве «советского символа», «очищенного» от своей прежней жизни, нужны были «аккуратные» биографические данные, в которых признаки эдипова комплекса были бы сублимированы в тему «мщения сына за смерть отца», обеспечивая если не его лояльность, то по меньшей мере нейтральность к власти. Можно думать, что эта цель достигнута, ибо, в отличие от Гамлета, не он был автором «выполнения долга», а его героем, надолго, если не навсегда, закодировав свою тайну.
Послевоенный период отдистанцированной от Рихтера Одессы вполне можно назвать «ледниковым» даже после хрущевской реабилитации отца, особенно со стороны, видимо, предупрежденных властей и администрации культуры. Небольшой круг музыкантов и почитателей, начиная с 60-х, выезжал на кишиневские, киевские рихтеровские концерты, однако доступ к Маэстро был максимально ограничен даже для очень близких ему людей из довоенного прошлого.
Могила музыканта на Новодевичьем кладбище в Москве |
Незримо зависшая «блокада» бывших отношений: Рихтера к Одессе и Одессы к Рихтеру, прорвать которую не удавалось и после ухода Маэстро в 1997 году, продолжает существовать. Попытки его соученицы и друга по Одессе и Москве, по классу Г.Нейгауза, профессора Одесской консерватории, известной украинской пианистки Л.Гинзбург вернуть Одессе Рихтера, наталкивались на невидимую стену негласного сопротивления.
Противоречия вспыхнули вновь, когда инициативная группа все же поставила ребром вопрос о мемориальной доске своему земляку и на свои средства, страх и риск организовала первый «РИХТЕРФЕСТ-2002» — «Декабрьские встречи». И областная власть, и академическая среда остались безучастными к этому событию. А руководители консерватории немало потрудились, чтобы дискредитировать любыми способами и фестиваль, и его организаторов. Это и прямая попытка срыва концерта молодых пианистов Одессы в филармонии, отказом в нем участвовать семи участников из 12; и демонстративное отсутствие педагогов консерватории, в первую очередь фортепианных кафедр, в течение всех 10 дней «рихтеровских встреч», уклонение от контактов с известными коллегами из украинских консерваторий, участвовавших в концертах и встречах «РИХТЕРФЕСТА»…
…Так оценим ли, наконец, значение Рихтера и в Украине? И «проснется ли» по этому поводу «академическая Одесса»?
Не верится, что в стране стало «меньше гениев». Вопрос в другом: насколько и кому они нужны…