Сделать свою жизнь аргументом своей философии ставил целью Альберт Швейцер. Украинский философ, историк, религиовед, узник совести Игорь Козловский наполнил личным опытом свою философию жизни, аргументами которой он щедро делился с каждым, кто его знал, читал, слушал, любил...
«Ценность имеют только те мысли, которыми мы живем», — цитируя на лекциях слова Германа Гессе, Игорь Козловский четко давал понять, какую ответственность берет на себя каждый, кто их произносит. С точки осознания глубины такой ответственности начинается путь к освобождению от циничного, принятого за норму манипулирования словами, которые не отвечают поступкам тех, кто их произносит. Отсюда прорастает ценностный корень и в душе каждого отдельного человека, и в идеологии целых стран.
Война, внутри которой мы все сегодня живем, вывела проблему банального человеческого лицемерия на уровень глобальной трагедии человечества. Ложь убивает. Технологии пропаганды ставят на промышленную медийную основу фейковые новости как продукт распада соответствия между фактами и произносимыми словами. Кто-то доверяет им наполовину или на треть, и со временем доверие общества падает все ниже. Или не падает, как это произошло в России. Манипуляция цитатами из сакральных текстов сопровождает войну России с Украиной на всем ее долгом пути с 2014 года. Козловский противостоял этому на высочайшем интеллектуальном уровне, раскрывая всем, кто хочет слушать и слышит, правду, которую сохраняют история, религия и культура человечества.
Донецк. Квинтэссенция зрелого выбора
Весной 2014 года в Донецке Игорь Козловский вместе с представителями разных профессий и религий выходил на регулярную молитву за мир в центре города. Многие участники этих рискованных встреч были его бывшими студентами или знали его как замечательного религиоведа, у которого слова не расходились с делом. Еще один известный узник донецкой «Изоляции» Станислав Асеев — ученик Козловского.
После того, как оккупационная власть запретила такую публичную деятельность, Игорь Козловский не выехал из Донецка. Он остался в родном городе вместе с сыном, нуждавшимся в медицинской, психологической и просто человеческой поддержке. Своим ученикам, знакомым и незнакомым людям Игорь Козловский накануне ареста неустанно напоминал, что человеческое достоинство — это поле, которое мы обрабатываем в своем внутреннем мире. Именно такая практическая философия помогает преодолеть самое страшное.
Игорь Козловский полностью оправдал свои слова, когда стал узником совести. 27 января 2016 года в Донецке оккупанты бросили его в тюрьму за проукраинскую позицию. Ученого допрашивали офицеры ФСБ и подвергали жестоким пыткам. Он находился в плену почти два года (700 дней) до 27 декабря 2017 года. Украина вместе со многими мировыми организациями боролась за его освобождение. А мучители на допросах с откровенным цинизмом сообщали ученому, что уже не надеются выбить из него нужную информацию, а держат для обменного фонда. Игоря Козловского и освободили из плена по обмену.
«Я видел людей, которые заканчивали жизнь самоубийством в камерах, я видел людей, которые сходили с ума от этой душевной боли. Потому что, если некуда бежать наружу, многие стараются бежать вглубь и происходит создание внутреннего конструкта, где человек прячется. Человек уходит от контакта. И это происходит часто потому, что у человека не хватает внутреннего простора, а значит, он входит в состояние экзистенциального вакуума, и его схлопывает, он задыхается там... Сложно работать с таким человеком, но возможно. Нужно показать смысл. А у любого смысла есть только одно имя — любовь. Смысл — это понятие духовное, не материальное. Я говорю, что у меня был смысл выжить. Но я хотел выжить, потому что я люблю жизнь. Без этого выжить нельзя...» — рассказал Игорь Козловский после плена.
Киев. Город возвращения и любви
После освобождения Игорь Козловский в течение долгого времени жил в Киеве в арендованной квартире и работал старшим научным сотрудником в отделе религиоведения Института философии Академии наук Украины. Неутомимо ездил и замечательно выступал на форумах мира, став голосом украинских пленных, послом солидарности с гонимыми за правду.
В глубоких интервью, в преисполненных истинной мудрости лекциях, в живом общении Игорь Козловский развивал ключевой для нас лейтмотив. Не только словом, но и всем своим естеством он освобождал нас от страха перед самым худшим, перед абсолютным злом. Его правдивое свидетельство о способности человека, пройдя через ад, не сломаться и сохранить достоинство оказало незабываемое влияние лично на меня и на многих наших современников. Где истоки мужества? В присутствии такого человека в нашей жизни. В открытости нашей жизни его взгляду и свидетельству. Страшный опыт и проявленные в ответ мужество и мудрость сделали Игоря Козловского совершенно уникальным среди людей, которых я встречал.
В сентябре 2021 года мы записали с ним полуторачасовой диалог об осмыслении темы достоинства в жизни человека и общества. Я видел в нем живое продолжение мысли Дитриха Бонхёффера о двух главных делах нашего времени: углублении внутренней жизни и праведных поступках солидарности с теми, кто остро в ней нуждается. Игорь Козловский тогда сказал:
«Достоинство — это правдивость как внутренняя, так и внешняя... Правда — это когда ты на всех уровнях ответственный, у тебя есть ответ на вопросы «кто ты?» и «ради чего ты?». Правда напоминает, как внутренняя природа должна отвечать твоим поступкам и твоим словам. Момент начала какой-то духовной практики, духовной жизни — это наблюдать за собой, чтобы не предать эту правдивость. Мы, так или иначе, по природе инстинктивно хотим отвечать не себе, а обстоятельствам, массовой культуре, требованиям социума. И очень часто можем забывать о себе, о своей внутренней правде, о своей неслучайности в этом мире, о своем движении к реализации своей миссии этой неслучайности. Система ценностей как раз и формирует именно этот правдивый внутренний горизонт, над которым ты работаешь».
Краеугольный камень для размышлений он усматривал в практике, о которой речь идет в Евангелии от Луки: «Наблюдайте за собою!» (17:3). Постоянное внутреннее слежение и наблюдение за собой было звеном, с помощью которого он вытягивал всю цепочку традиции из тени инерции и рутины (не говоря об искажении).
Философия образования и эпоха Козловского
Я пригласил Игоря Козловского принять участие в Летнем университете в августе 2019 года в Киеве. Среди его благодарных слушателей была французский философ и автор книги «Дух образования» Маргерит Лена. Она обратила особое внимание на глубокую мысль Игоря Козловского: достоинство, зрелость, свобода, человечность призваны трансформировать образование и стать ключевыми чертами нового периода в жизни нашей страны.
Усталость от войны не уничтожит достижения прошлой эпохи при условии включения мощной энергии в образование. Это должно стать ключевым национальным делом и новым пробуждением гражданского общества. Без таких элементов историческая машина слетает с дороги. Нашествие невежества подстерегает яркие мысли наших современников. Циники через пять лет после Революции Достоинства в разгар очередных выборов президента заговорили о конце эпохи достоинства. А в тот день мы размышляли о том, в чем заключается «дух времени» нового периода. Аналогию может дать опыт преодоления волны антисемитизма в деле Дрейфуса. После завершения этого громкого исторического дела выдающийся поэт и мыслитель Шарль Пеги сокрушался, что закончилась историческая эпоха и наступил очередной политический период. Период без эпохальных событий, период как обыденная текучесть.
Но сегодня ошибочно противопоставлять эпоху и период. Именно личность выходит за рамки этой оппозиции и помогает различить пульс истории в хаосе тревожных новостей.
Несмотря на нынешние темные времена, если мысль может опереться на что-то обнадеживающее, то это будет простое убеждение: мы живем в эпоху Игоря Козловского. (Представляю, как искренне он бы рассмеялся, если бы я попробовал на это намекнуть раньше, его истинная скромность даже не допускала такой мысли.) Но нам дан шанс принять и усвоить реальный опыт нашего современника, ответившего на главные вызовы этой войны. Прозрения этого человека еще долго будут оставаться с нами.
Новый город друзей свидетеля правды
Шоком для всех нас 6 сентября стала ранняя смерть Игоря Козловского. Ни одним словом он не обмолвился о том, какие последствия пыток в тюрьме приняло на себя его сердце. Какую цену заплатил он за то, что, оказавшись в руках мастеров калечить и ломать «врага», не скрывал своих убеждений и не предал их? Он смотрел в глаза тем, кто убивал его родной город, кто пришел в Донецк осуществить урбицид. Он помогал как мог жителям своего города, согражданам, ставшим сокамерниками.
После вечерних электрошокеров их будили утром российско-советским гимном из громкоговорителя. Брошенный в карцер за протест, Игорь Козловский один поднимался и пел гимн своей свободной страны. Его пытались остановить гулаговским матом. Даже отзвук интонаций своих мучителей он не допустил в свой язык. Не принял ничего из их фонем, пусть и в пародийном ключе.
Поражает, насколько свободным человеком он смог быть там, в мешке нечеловечности. А на свободе без какого-либо геройства, с неповторимой простотой, самообладанием и юмором он делился с нами тем, что оказалось теперь самым животрепещущим: «Человек существует, когда существует человечность. Мы не должны повторять звериных поступков врага. Мы должны показывать примеры человечности, такие как волонтерство, капелланство и т.п. Долг любви бесконечен: его можно отдавать там, где ты пребываешь в этот миг. Кому-то можно сказать доброе слово, а кому-то не хватает простого человеческого тепла. Это позволяет тебе жить, дает тебе силу».
Естественно, как рукопожатие, чувствовалось его слово, которое удерживает в бытии, не дает оступиться, предать человечность.
Его учениками, часто не осознавая того, становились не только студенты, но и люди нашего с ним поколения, а также старше нас. Неожиданными и уместными строчками из хокку или псалма он преображал механические элементы образовательного процесса. Своими действительно энциклопедическими знаниями Игорь Козловский никого не подавлял, а вплетал их в дружескую беседу. Педагог сохранял товарищеские отношения со своими учениками долгие годы, и в какие бы страны их ни заносила судьба, они не пропадали из его поля зрения. А когда он был в плену, голоса его друзей зазвучали во всем мире. Они говорили о том моменте «филии» — дружеской любви, с которой он раскрывал человеческое измерение в жестах и поступках.
Новых слушателей в Киеве и других городах Украины он вдохновлял безграничным дружелюбием открытого и щедрого человека (в котором его мучители в тюрьме видели лишь врага и напрасно старались пытками навязать схожий взгляд на все вокруг). Улыбка его говорила лучше любых догматичных формул: ты сможешь не бояться смерти так же, как и тот, кто сквозь нее прошел и разговаривает с тобой.
Именно тот наш разговор с Игорем Козловским пришел мне в голову ночью 24.02.2022 накануне первой бомбардировки Киева и попытки российских войск захватить наш город. Мы знали, что вместе с российскими танками едут списки для арестов, чтобы обезглавить государство и гражданское общество Украины. Киеву назначили судьбу Донецка, и, конечно, среди других имен в тех списках было имя Игоря Козловского, его не могло не быть. Ученому снова угрожал до боли знакомый ад плена, но из Киева он не уехал.
18 марта 2022 года, мы вместе с ним принимали участие в деловом совещании, и его точные реплики поддерживали дух участников разговора. Игорь Козловский не оставил ни один из городов, которые любил; в каком-то смысле он создал новый город, который наполнил своими друзьями.
Игорь Козловский щедро подарил нам шанс жить в его время и в его пространстве дружбы. Это пространство не знает границ. Мысли и голос такого человека необходимы как воздух нашему обществу и нашему миру. Пусть в раненные войной дома долетает весть из его Нового града.