НЕЧА НА КАРИКАТУРУ ПЕНЯТЬ...

Поделиться
— Ага, — сказал секретарь, — очень хорошо. Есть тема для карикатуры, в связи с последними телеграммами из Германии...

— Ага, — сказал секретарь, — очень хорошо. Есть тема для карикатуры, в связи с последними телеграммами из Германии.

— Я думаю так, — проговорил художник. — Стальной Шлем и общее положение Германии…

— Хорошо. Так вы как-нибудь скомбинируйте, а потом мне покажете.

Художник пошёл в свой отдел. Он взял квадратик ватманской бумаги и набросал карандашом худого пса. На псиную голову он надел германскую каску с пикой. А затем принялся делать надписи. На туловище животного он написал печатными буквами слово «Германия», на витом хвосте — «Данцигский коридор», на челюсти — «Мечты о реванше», на ошейнике — «План Дауэса» и на высунутом языке — «Штреземан». Перед собакой художник поставил Пуанкаре, державшего в руке кусок мяса. На мясе художник тоже замыслил сделать надпись, но кусок был мал, и надпись не помещалась. Человек, менее сообразительный, чем газетный карикатурист, растерялся бы, но художник, не задумываясь, пририсовал к мясу подобие привязанного к шейке бутылки рецепта и уже на нём написал крохотными буквами: «Французские предложения о гарантиях безопасности». Чтобы Пуанкаре не смешали с каким-либо другим государственным деятелем, художник на животе его написал: «Пуанкаре». Набросок был готов.

И.Ильф, Е.Петров. «Двенадцать стульев»

Помните, ещё недавно такие карикатуры присутствовали практически во всех изданиях бывшего СССР. Толстые буржуи и капиталисты, точащие зубы на «молодую» страну и «мир во всём мире», советский рабочий с «метлой социализма» и т.д. Сегодня такая карикатура не только не смешная, а для многих и не понятна. Но, оказывается, что карикатура такого типа была детищем не только СРСР. На Западе с их «загнивающим капитализмом» художники-карикатуристы использовали те же приёмы, что их собратья по перу по ту сторону границы, только у них в роли «всемирного зла» выступали большевизм и коммунизм. Это не значит, что тогда (20–50 гг. ХХ в.) художники по-другому рисовать не умели. Умели, да вот только обществу не нужна была иная карикатура. В то время карикатура была одним из главных элементов агитации и пропаганды. Вот и приходилось карикатуристам рисовать то, что «требовало» правительство, и то, что разрешала цензура. Работа в таких условиях привела к тому, что карикатуристы наловчились обходить острые рифы, а насмешка над теми или иными вещами «читалась между строк» карикатуры. А особенно если карикатура была политической. Так, со временем исчезла стандартная подача «плохих» и «хороших» персонажей. Появилась карикатура, которая стала не просто дополнением к тексту, а самостоятельным художественным произведением.

Если раньше карикатуры в мире были более-менее похожи (можно даже сказать однотипны), то теперь они сильно отличаются друг от друга. Например, в США и странах Центральной Европы существует в основном развлекательная карикатура, а вот в странах, которые развиваются, она носит совсем иной характер — изобличить то негативное, что есть в конкретном обществе. Вот и приходится карикатуристам выкручиваться, чтобы не остаться без работы, не попасть в тюрьму или вообще не пропасть без вести. Например, сейчас два турецких карикатуриста сидят в тюрьме, их работы были конфискованы прямо с выставки. Ещё один пример — палестинская карикатуристка, молодая женщина, исчезла полгода назад и до сих пор не известно, что с ней. Очень часто на авторов карикатур подают в суд по той причине, что какой-то чиновник узнал в герое карикатуры себя.

Работы украинских политических карикатуристов сильно отличаются от карикатур в других странах. Во-первых, ещё сказываются советские времена, когда приходилось рисовать и держать фигу в кармане. Многие продолжают делать это и сейчас. А во-вторых, вопрос свободы слова и прессы в Украине очень сложный. Рисовать настоящую политическую карикатуру как бы не имеет смысла. Среди украинских печатных СМИ существует очень мало газет и журналов, которые могут без боязни напечатать карикатуру с политическим подтекстом. Есть издания, в которых художникам сразу ставят условия: на такого-то герой карикатуры не может быть похож ни в коем случае, даже со спины, на такую-то тему не то что рисовать, запрещено даже вспоминать и еще очень много всяких табу. Вот и приходится карикатуристам искать ходы-выходы, чтобы хоть как-то держаться на плаву. Сейчас в Украине есть хорошая и качественная политическая карикатура, но сами авторы говорят, что можно рисовать ещё острее. К сожалению, очень мало шансов, что такая карикатура будет напечатана, издания боятся быть закрытыми. Первый такой случай был в 1995 году, когда власти закрыли газету «Оппозиция» за то, что редактор Иван Макар поместил в ней карикатуру на президента. Олег Смаль (газета «Зеркало недели») рассказал, что за карикатуру, на которой один государственній служащий «узрел» себя, на него подали в суд и предъявили иск о возмещении морального ущерба в сумме 40 млрд. долларов, но суд такой иск не принял.

За последние 20—30 лет карикатура очень модифицировалась. Если раньше она была прямой иллюстрацией к статье, с разными текстовками, то теперь это уже самодостаточное произведение, которое расширяет интеллектуальное поле материала, углубляет его смысл. Очень часто одна и та же символическая карикатура не только не теряет свою актуальность со временем, но может подойти к статье о политике, экономике, культуре и так далее.

В Украине сейчас доминирует проблемная карикатура, её ещё называют проблемной графикой или философской карикатурой. Это сложнее, чем обычная карикатура-«гэг» (шутка), это самодостаточная графика, в которой заложено много всевозможных идей. Это своеобразный индикатор общества. Если взять, например, США, Канаду или Европу, там преобладают в основном развлекательные комиксы и карикатура со словами. Им не надо ничего скрывать, «припрятывать» в подтексте. А вот в Украине карикатуристам приходится нередко использовать символы, аллегории и другие приёмы, чтобы их не обвинили в том, что конкретная личность узнала себя в герое карикатуры. Именно за это на карикатуристов очень часто подают в суд. Ещё в 2000 году председатель жюри конкурса «Пресса и власть» Пьер Вяземский заметил, что «украинские художники борются с монстром без лица. А у любой власти есть своё лицо или лица. Во Франции можно критиковать любые отдельные недостатки любых политиков, а в Украине, похоже, власть предстает в глазах художников как зло в целом».

В сентябре в Киеве опять пройдёт международная выставка политической карикатуры под названием «Пресса и власть». Работы на этот конкурс приходят уже сейчас. Следующим этапом будет проведение семинара «Становление и развитие профессиональных объединений работников СМИ». Цель этого семинара не только проинформировать художников о том, как они могут защищать свои права, но в первую очередь способствовать развитию демократии и свободы слова в украинском обществе.

Кроме Украины, сейчас очень развита символическая карикатура в Турции, Иране, Латинской Америке, Восточной Европе. В Иране, например, есть Иранский дом карикатуры, где кроме выставочного зала существует школа карикатуристов. В Румынии художник Стефан Популас открыл свою школу. В Сорбонне был факультет карикатуристов, всего один выпуск, но к сожалению, а может, к счастью, ни один из студентов не стал карикатуристом. Для того чтобы им быть, необходима внутренняя подготовка, так говорят сами карикатуристы. Можно быть самоучкой и хорошим карикатуристом, но если в голове не сложилось, то тут уже ничем не поможешь.

На сегодняшний день в Украине очень мало художников, которые могут заработать себе на жизнь только карикатурой. В первую очередь это связано с тем, насколько такая карикатура востребована в обществе. Возможно, по этой причине в нашей стране практически нет юмористических журналов. Как правило, если и создаются новые издания, то они не выживают, ведь созданы они для того, чтобы критиковать, а критику у нас не любят.

Для того чтобы хоть как-то защитить не только своё творчество, но и себя, карикатуристы создали организацию, которая отстаивает их права и помогает в случае необходимости их семьям.

Всемирная организация по защите прав карикатуристов Cartoonists Rights Network была создана восемь лет назад с целью защитить права карикатуристов и подготовить эдиториальных карикатуристов, то есть тех, кто рисует для газет и журналов на злободневные темы. Очень часто такие авторы преследуются властями. Деятельность этой организации распространяется все больше на развивающиеся страны. Представительства CRN существуют в странах Африки и Латинской Америки. Что касается Европы, то здесь филиалы CRN есть в Румынии, Болгарии, Украине и Югославии. Например, сейчас чтобы помочь турецким карикатуристам, CRN издаёт буклет, в котором собраны работы художников из разных стран. Он будет разослан во все посольства мира, а также президенту Турции; готовятся всевозможные акции в защиту коллег. CRN уже не раз занималась подобными делами и небезуспешно.

Следует заметить, что CRN призвана защищать права всех карикатуристов, независимо от их политических взглядов и вероисповедания. Был случай, когда кипрский художник нарисовал карикатуру, направленную против действий США в Афганистане. На что Роберт Рассел (сам он американец) разослал во все филиалы сообщение, где было сказано, что не все понимают, что такое права. Реакция была мгновенной. Ответное письмо карикатуристов начиналось с того, что они хорошо понимают, какие у них есть права, и если понадобится, все филиалы выступят против своего директора, чтобы защитить своего коллегу. После такого аргумента Роберт Рассел согласился с тем, что он был не прав и что организация по своей сути не является политической.

В Украине подобные проблемы стоят не так остро, но они есть и со временем могут перерасти в довольно серьёзные. Из украинских карикатуристов подавали в суд на Владимира Казаневского, Олега Смаля, Марину Туровскую, Александра Монастырского, Ивана Макара и других.

Чтобы украинский карикатурист чувствовал себя более-менее безопасно в нашем неспокойном государстве, с февраля этого года в Украине была создана благотворительная организация «Митець», которая и является филиалом CRN. Предложение создать в нашей стране такую организацию поступило из Румынии. Поскольку CRN Румынии находится в центре Восточной Европы, они начали объединять вокруг себя своих коллег. В отличие от Украины, в Румынии очень сильный союз карикатуристов. К сожалению, об украинских коллегах этого сказать нельзя. И не потому, что наши не хотят поддерживать друг друга. Просто зачастую они даже не знакомы друг с другом. Если в той же Румынии существует пять ассоциаций карикатуристов, и каждая проводит семинары, конкурсы, выставки, то в Украине «Митець» — первое серьёзное объединение подобного рода.

В сентябре карикатуристы планируют провести семинары и выставку, в которых примут участие не только украинские авторы, но и представители из других стран.

«Украинские карикатуристы очень сильные в профессиональном плане, в мире нас знают и уважают, — рассказывает Владимир Казаневский, президент благотворительной организации «Митець». — Наши художники часто побеждают в различных международных конкурсах. Например, Юрий Кособукин по количеству призов на международных конкурсах просто «номер один» в мире. Известны имена Валентина Дружинина, Олега Дергачёва, Олега Смаля, это люди, которые в мире известны уже давно.

А сейчас мы попробуем как-то объединиться, но это крайне сложно. Страна нищая, здесь найти какие-то деньги невозможно, единственная надежда на поддержку фондов. Потому что наши олигархи то ли слишком скупые, то ли с культурой у них проблемы. Просто это не входит в их задачи. Они деньги дают только под предвыборные кампании и на развитие своего бизнеса.

Не надо забывать и о том, что наши карикатуристы в редакциях газет и журналов чувствуют себя отщепенцами. И это неудивительно. В редакции много журналистов, дизайнеров, переводчиков, а карикатурист в основном один, он работает со всеми отделами, и непосредственный начальник у него только главный редактор. Карикатурист всегда на особом положении, он всегда в стороне. Поэтому проведение семинаров и выставки — очень важный момент для нас. Надо, чтобы они знали, какие у них права, знали о существовании CRN, как обстоят дела у их зарубежных коллег. Будут проводиться мастер-классы, где все повысят свой профессиональный уровень. Но самое главное — карикатуристы Украины смогут узнать друг друга поближе, пообщаться, так как у нас они очень разобщены, наверное, сказывается украинский характер. Они себя почувствуют сразу намного уютнее в нашей стране, поймут, что они нужны, что о них будут заботиться, а это очень важно в профессиональном плане. Ведь многие карикатуристы еле-еле концы с концами сводят и готовы забросить свою профессию».

Украинские карикатуристы уверены, что с началом предвыборной кампании у них начнутся проблемы с властью, поэтому украинский филиал CRN был создан очень вовремя. И если украинских карикатуристов начнут притеснять в их правах, то они, по крайней мере, смогут рассчитывать на поддержку зарубежных коллег.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме