НАЦИОНАЛЬНОМУ ТЕЛЕВИДЕНИЮ ГРОЗИТ ДОЛГОЕ МОЛЧАНИЕ

29 сентября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №38, 29 сентября-6 октября

Есть действия, доведенные в нашей повседневной жизни до автоматизма, среди них — включение телевизора...

Есть действия, доведенные в нашей повседневной жизни до автоматизма, среди них — включение телевизора. У работающего приемника мы отдыхаем и общаемся с друзьями, занимаемся домашними делами и даже работаем, умудряемся «снимать» с него новости о событиях, происходящих в стране и в мире. У каждого из нас есть предпочтительные каналы, милые сердцу программы и ведущие, которым мы симпатизируем и доверяем. Представить себе, что твой телевизор не отзывается на нажатие включающей кнопки, почти невозможно, разве что по аналогии с москвичами, лишенными возможности общения с телеэкраном из-за пожара на Останкинской башне.

Мало кто задумывается над тем, что создатели программ и те, кто «несут» их в эфир, т.е. в наш дом, — самостоятельные юридические единицы, которых связывают хозяйственно-договорные отношения. Последним и является Концерн радиовещания, радиосвязи и телевидения (КРРТ), в состав которого входят 32 предприятия, обеспечивающие в полном объеме вещание телерадиопрограмм по всей Украине.

Заказчиками КРРТ являются Национальная телекомпания Украины, Национальное радио, областные государственные телерадиокомпании, студия «1+1», «Интер», «ICTV», «Новый канал», СТБ и региональные телекомпании. Основной заказчик и пользователь государственных каналов вещания — НТКУ — главный должник концерна РРТ. За последние пять лет долг за услуги концерна составил 55 488882 гривни 38 копеек. А за 2000 год сумма составляет 13473422 гривни 83 копейки.

На финансовые претензии КРРТ основной должник не реагирует, видимо, чувствуя себя полностью безнаказанным под крылом Кабинета министров. Но такое положение вещей не только лишает концерн возможности развиваться в соответствии с современными техническими требованиями, но и поддерживать имеющееся давно устаревшее морально оборудование в нормальном рабочем режиме, рассчитываться за электроэнергию и осуществлять другие обязательные платежи по бюджету. Частичная оплата их проводится лишь за счет платежей коммерческих заказчиков.

Такое положение вещей может привести концерн РРТ к банкротству. Поэтому, пытаясь защитить свою дальнейшую деятельность, КРРТ, руководствуясь статьей 14 закона Украины «О связи» и статьей 22 закона «О телевидении и радиовещании», издал приказ №58 от 22.09.2000 года. Речь в нем идет о прекращении трансляций программ НТКУ (УТ-2) со 2 октября 2000 года, а в случае продолжения нарушения условий договора с 12 октября 2000 года КРРТ прекращает трансляцию УТ-1 до полной ликвидации задолженности.

Прекрасно понимая, что условный рубильник вряд ли будет выключен и сам приказ похож на «глас вопиющего в пустыне», на вопросы корреспондента «ЗН» отвечает глава КРРТ Валерий ЮРЧЕНКО.

— Валерий Владимирович, насколько я поняла, эти долги тянутся уже не один год. Почему именно сейчас вы решили обратиться в арбитражный суд и обнародовать этот конфликт перед представителями СМИ?

— В правительство пришли люди, которые хотят в этом разобраться, а не нарабатывать новые долги. Если раньше нам говорили — работайте, выполняйте приказы, то сейчас пришла пора разобраться в долгах нашего концерна. Есть соответствующее поручение Кабмина — ситуация, конечно, заострилась в связи с рассмотрением Закона о финансовом состоянии концерна. Нам был задан вопрос — до каких пор вы будете допускать работу должников, где ваши действия, почему не обращаетесь в арбитраж. Поэтому мы и заняли такую жесткую позицию.

— Это обсуждалось в ВР?

— Это было и при обсуждении закона, и на заседаниях комитета А.Зинченко и В.Алешина. Одним из условий было — жесткие действия по отношению к должникам.

— Были ли приняты какие-либо официальные решения или все это относится к области «устного народного творчества» и вы просто пошли ва-банк?

— Документальных данных нет. Мы получили поддержку от Комитета по информационной политике Ивана Драча. Нам было сказано, что мы вправе наказывать должников, это соответствует букве закона «О связи».

— Вы не думаете, что найдутся те, кто ваши действия будет трактовать как политический шаг, ведь вы собираетесь перекрыть для широкого зрителя подачу государственной информации?

— Не исключая такой трактовки, подчеркну, что это мера экономическая.

— Но на вашей пресс-конференции не присутствовал никто из Кабинета министров, из комитетов ВР, которые вас поддерживали. Их приглашали?

— Во-первых, Александр Зинченко накануне улетел в Москву, он хотел присутствовать и в телефонном разговоре подтвердил, что поддерживает нас. Кабмин в целом тоже поддерживает нас.

— Все мы взрослые люди и прекрасно понимаем, что власти предержащие не допустят «молчания» государственного телеканала. Какие же цели вы преследуете, вынося конфликт на всеобщее обсуждение?

— Мы хотим, чтобы НТКУ прекратила спекулировать своей неуязвимостью и перестала работать бесплатно. Для этого мы обратились в арбитражный суд. Не нужно устраивать политическую спекуляцию из своих экономических недоработок. Мне приятно работать с господином Долгановым как с журналистом, но как хозяйственнику ему пора считать деньги. Отношения между НТКУ и нашим концерном строго регламентированы договором, несоблюдение которого должно караться по закону. Не мы, а он должен добиваться решения правительства, если считает, что государственное телевидение должно работать бесплатно. Сегодня им ничего не делается для погашения долгов. Нет обращений в правительство. НТКУ молча продолжает нарабатывать долги. Тем самым наносится ущерб государству, разрушается экономическая база концерна, да и всего телевидения — имеются в виду телекомпании, которые исправно рассчитываются с нами за услуги.

— Национальная телерадиокомпания — единственный ваш должник?

— Это две разные хозяйственные единицы — радиокомпания и телекомпания. В отличие от телекомпании, радиокомпания ищет продуктивные пути сотрудничества с нами. Они пошли на сокращение объемов вещания, были приняты и другие меры, правда, это случилось после принятия арбитражным судом решения в нашу пользу.

— Каким, на ваш взгляд, может быть решение проблемы с НТКУ?

— Я считаю, что объемы вещания надо регулировать. Национальное ТВ должно работать на 16 млн. гривен, а работает на 26 млн. Думаю, будет правильно, если канал УТ-2 прекратит вещание, а его время будет отдано тем заказчикам, которые в состоянии профинансировать вещание. И второе, руководители НТКУ сами должны обратиться к правительству и доказывать, что им бюджет чего-то недодал. Концерн за них это делать не обязан.

Уже после завершения нашего разговора пришло два сообщения. Первое — арбитражный суд г.Киева принял решение в пользу концерна. И второе — энергетики Хмельницка отключили за долги ретранслятор и теперь не только в Хмельницке, но, предположительно, и в Ивано-Франковске, Тернополе, Черновцах, Луцке и Ривно зрители лишены возможности общаться с государственным телеканалом УТ-1.

Пусть не удивляется читатель, что в разговоре ни разу не упоминалась ТРК «Эра», которая вещает по каналу УТ-1. Дело в том, что у концерна нет никаких договорных взаимоотношений с этой компанией, зато они наверняка есть между «Эрой» и НТКУ.

Без комментария сложившаяся ситуация остаться не может, однако все попытки получить его оставались тщетными, откликнулся лишь Государственный комитет информационной политики, телевидения и радиовещания Украины. По его инициативе в пятницу состоялась пресс-конференция, на которой четко была высказана позиция комитета по отношению к возникшему конфликту. Комитет констатирует, что руководство НТКУ во главе с Вадимом Долгановым полностью попустительствовало возникновению подобной ситуации. Вышеупомянутое руководство с завидным постоянством отказывалось участвовать в процессе решения проблемы расчетов с КРРТ. В то же время Госкомин- формполитики вовремя перечислил НТКУ все причитающиеся ему бюджетные средства, а выделенные в 1999 году бюджетные средства, назначение которых — расчеты с КРРТ, до концерна не дошли.

Увеличение долга КРРТ сопровождается ростом целой цепи других проблем НТКУ. Повседневная практика Вадима Долганова — полное игнорирование обращений комитета, хотя НТКУ является его структурным подразделением. В частности, по сей день Госкоминформполитики не получил ответа на письмо от 9 августа этого года, в котором просил господина Долганова объяснить, почему 7 августа в программе «Питання дня» озвучивались необоснованные обвинения Кабинету Виктора Ющенко. Одним из пунктов серьезного разговора с представителями СМИ был вопрос о том, каким интересам служит НТКУ под руководством В.Долганова, если учитывать при этом невысокий уровень продукции, предлагаемой зрителю. Главным акцентом сегодня комитет считает вопрос о серьезной переоценке функционирования, в том числе и кадрового Национальной телекомпании Украины.

Накануне пресс-конференции свой комментарий событиям, происшедшим на этой неделе, дал от имени комитета заместитель председателя Госкоминформполитики Виктор ПАВЛЮК.

— Гипотетическая возможность отключения государственного телевидения для меня, как зампреда комитета — очень страшная ситуация. Это говорит о нестабильности финансового положения системы вообще. С одной стороны, в течение многих лет идет недофинансирование — в бюджет закладываются заведомо низкие суммы, с другой стороны, на фоне этого растут аппетиты телекомпании — госзаказ, к примеру, составляет 10 часов вещания, а НТКУ вещает 18—20 часов. Во всем мире государственное телевидение живет на дотациях государства, являясь его рупором, но при этом там нет или почти отсутствует реклама: американскому Pablik Television лишь несколько лет назад позволили прокручивать небольшое количество рекламы.

Нашему же ТВ пять или семь лет назад разрешили заниматься коммерческой деятельностью, создавать специальный фонд, которым они же и распоряжаются. Я акцентирую внимание на недостаточном или неправильном использовании этого фонда.

Еще один вопрос — бюджет составляется заранее, руководитель НТКУ вхож в коллегии, которые готовят этот бюджет и, зная о каком-то событии, можно заранее предусмотреть эту цифру в бюджете. Вот пример этого года: сегодня из 30 млн. гривен мы отдали НТКУ 21 млн. Львиная доля этих денег по праву принадлежит КРРТ, однако НТКУ отдает всего 2 млн. гривен. Дело в том, что Вадим Афанасьевич вспомнил, что у нас на носу Олимпиада. Разве нельзя было предусмотреть это в прошлом году? Кроме этого, у НТКУ за три года накопились долги членских взносов в Международный телевизионный союз. Вот и пошла львиная доля полученных НТКУ денег на взносы в Союз и на Олимпиаду.

— Каким сегодня может быть решение вопроса?

— Я считаю, что государство и те ситуации, о которых говорилось выше, создали этот долг. Сегодня Кабмином и ВР должна быть сделана окончательная экспертиза, и я считаю, что мы будем в тупике, если не спишем сегодня этот долг. Но на основании этой экспертизы нужно выработать четкие правила для всех, должен быть жесткий контроль формирования и обеспечения госзаказа, ни в коем случае не допускать наращивания новых долгов. И руководители должны нести ответственность за это в полной мере.

Буквально в последний момент перед выходом этого номера с редакцией «ЗН» связался Александр Зинченко, который возглавляет в ВР Комитет по вопросам свободы слова и информации. У комитета и у него лично есть четкая позиция не только по поводу вышеупомянутого конфликта между НТКУ и КРРТ, который некоторые спекулятивно пытаются превратить в политический, упорно оставляя экономику за кадром, но и по поводу нынешнего состояния телекоммуникационных систем в целом.

Господин Зинченко подчеркнул, что еще 8 февраля 2000 г. обратился с запиской на имя премьер-министра Виктора Ющенко, в которой подробно рассматривался вопрос о нынешнем состоянии КРРТ.

Ненормально не только то, что концерн находится на пороге банкротства, тогда как во всем мире коммуникационные технологии — самые прибыльные. Техническое состояние его парка не просто устаревшее — это вчерашний день, ведь в 2002 году весь мир отказывается от аналоговых систем, переходя на цифровые. Назрел серьезный вопрос об изменениях форм деятельности концерна. Оставаясь госпредприятием, РРТ мог бы стать закрытым акционерным обществом. И нет сомнений в том, что непременно нашелся бы эффективный собственник внутри страны.

У нас же все делается для того, чтобы концерн не стал прибыльным. Конечно, НТКУ и его руководство играют в этом определенную роль. Но драма в том, что долги концерн должен обслуживать — государство взимает налоги с неперечисленных денег.

Господин Зинченко считает, что Кабмин в первую очередь обязан принять форму компенсаций госпредприятия госпредприятию. При этом нельзя забывать, что все хозяйствование строится на договорной основе. Государство должно быть посредником, но не только техническим, а и творческим.

Иногда кризисная ситуация — серьезный толчок к тому, чтобы найти способ решения проблемы. И тогда в стране, в частности в РРТ, появятся новые современные технологии, которые не только повысят качество передаваемого сигнала, резко снизят уровень потребления электроэнергии и будут стимулировать появление новых каналов. А украинский зритель, как весь цивилизованный мир, будет смотреть цифровое телевидение.

Светлана КОРОТКОВА

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно