Не согласно теории, а исключительно на практике знаком с гастрольной «астрологией» основатель компании EUROSHOW известный украинский промоутер Сергей ГАЛУЗИН, с легкой руки которого в разное время в Украине выступали Стинг, Монтсеррат Кабалье, Джо Кокер, Гэри Мур, Джордж Майл и многие другие. Нынешней обильной звездной осенью на шоу-рынке будут побиты все рекорды концертной жизни столицы. Комментируя для «ЗН» гастрольную звездную тему, продюсер сообщил: звездный бум — это показатель развития страны (в целом) и роста платежеспособности ее граждан (в частности).
— Сергей, не так давно некоторые парламентарии поднимали вопрос об увеличении налога на зарубежных гастролеров до 20%. Какова ситуация сегодня?
— Сегодня она получше в связи с тем, что законодательный зуд у некоторых депутатов переключился на иные темы. Откровенно говоря, когда несколько лет назад украинские национал-депутаты предложили впервые в Европе ввести для зрителей налог на посещение концертов и спектаклей, так называемый гастрольный сбор, казалось, что большую глупость придумать трудно. Но пару месяцев назад появился новый удивительный законопроект, предполагающий увеличение этого абсурдного налога в семь (!!!) раз. Что поделаешь — депутатская мысль крепчает… Легкий оптимизм вселяет то, что этот законопроект пока не прошел даже комитет. Хотя активно пиарился целую неделю на пресс-конференциях и в СМИ. Но надо быть на чеку.
— Почему, на ваш взгляд, только за последние несколько лет Украина стала столь выгодной площадкой для именитых звезд западного шоу-бизнеса? Ведь раньше такого наплыва не наблюдалось.
— Просто страна развивается! Двадцать лет назад, когда мы только начинали, рынка концертов зарубежных исполнителей (как такового) в Украине практически не существовало. Была жесткая монополия Госконцерта со своими советскими вкусами, находящегося в Москве. И кое-что из этого изредка перепадало нашему Укрконцерту. Мировые же звезды для Киева были тотально недоступны. Наш анализ показывал: для того чтобы к нам начали приезжать хотя бы группы уровня Bad Boys Blue, минимальная цена билета должна была составить 5 долларов. Сумма — нереальная для массового зрителя конца 80-х. Десять лет назад ситуация стала улучшаться. А два-три года назад концертная жизнь в Украине стала резко набирать обороты. Во-первых, у людей появились свободные деньги. Во-вторых, организаторы концертов приобрели кое-какой опыт и наладили контакты с серьезными западными агентами. И, в-третьих, сама страна стала модной и более понятной для Запада.
— А может, причина такого количественного «звездопада» уже в исчерпанности западного рынка? Может, там попросту приелись свои кумиры, и эти же артисты ищут новые неосвоенные территории?
— Это скорее комплекс украинской «меншовартості». На самом деле такие артисты, как Стинг, Джордж Майкл, Монтсеррат Кабалье или Гэри Мур, ежедневно получают приглашения практически со всех континентов и из многих стран мира. И агент вместе с артистом выбирают, куда они поедут.
Повторяю: просто раньше мы были не интересны и финансово не конкурентны. Сейчас, слава богу, ситуация изменилась.
Ян Андерсон, лидер группы Jethro Tull, рассказывал мне, что многие люди на Западе по-настоящему открыли для себя Украину во время оранжевой революции. Когда основные мировые СМИ ежедневно в течение полутора месяцев показывали в вечерних новостях события на киевском Майдане. Наконец Европа, а вместе с ней и мировой шоу-бизнес поняли, что мы не ex-USSR и не «Раша», а совершенно другая страна — Украина.
В этом плане весьма показателен пример восьмилетней давности… Один очень известный европейский агент Тим Дауделл с радостью сообщил мне, что он получил права на тур Стинга по Восточной Европе. И так как мы были партнерами, то я заметил, что это очень хорошо, и в Киеве скоро будет Стинг. На что он вежливо сказал: для них Восточная Европа — это Чехия, Польша, Венгрия и так далее. И она, Европа, заканчивается на западных границах Украины. Теперь так уже никто не говорит.
Еще один момент, влияющий на активный приезд западных звезд в Украину. В цивилизованных странах артист обязательно, помимо гонорара, получает и отчисления от продажи компакт-дисков. В нашей же стране ранее был тотальный пиратский рынок. Знаю, что швейцарский артист Ди-Джей Бобо десять лет назад категорически отказывался ехать в нашу страну, потому что получал сведения о том, сколько здесь реально продают его кассет и компакт-дисков, за которые он не получал ни цента. Его это просто оскорбляло.
Нам все-таки удалось с ним договориться, и он приехал в Киев. И вот когда мы с ним перед концертом прогуливались по Крещатику, то буквально на каждом шагу нам попадались раскладки с пиратскими кассетами, в том числе и с Ди-Джей Бобо. Артист приходил в ярость. Он хватал кассету со своим изображением, прикладывал к своему лицу, так сказать к оригиналу, и гневно пытался объяснить продавцу, что тот его обворовывает.
Теперь и этот барьер пройден — пиратский рынок локализован на Петровке. При выборе территории для гастролей артист делает ставку, помимо гонорара, еще и на бонус от продажи дисков. Ведь когда он появляется в стране, увеличивается количество продаж компакт-дисков и соответственно его доходы.
Стоит отметить, что гонорар артиста в Украине иногда бывает несколько выше, нежели его гонорар в Европе. Это объясняется тем, что большого артиста в туре сопровождают фуры с оборудованием, много техперсонала и еще всякое-разное. И если в Европе расстояния небольшие, например, между столицами двух европейских государств Веной и Братиславой 70 км (это как из Киева съездить в Борисполь и обратно), то доехать к нам — это около 1000 км, к тому же необходимо пересечь Карпаты. А это потеря нескольких дней для артиста и дополнительные расходы по оплате группы сопровождения и транспорта.
— Какие же максимальные гонорары звезд западного шоу-бизнеса сегодня по зубам украинским продюсерам?
— Украинским продюсерам по зубам любые гонорары артистов. Весь вопрос в том, чтобы они были доступны украинской публике. И гонорар артиста, и все сопутствующие организации концерта немалые расходы в итоге оплачивают зрители. Здесь важно правильно оценить потенциальный платежный спрос на того или другого артиста.
Возьмем Маккартни. Его стандартный гонорар — около 1,5 млн. долл. В Украине он получил больше. Но и концерт вышел за рамки обычного шоу — с телевизионной трансляцией в нескольких городах Украины, с выставкой картин и прочее.
— Но ведь это был благотворительный концерт…
— Артист все равно получил гонорар. Благотворительным концерт был с точки зрения организаторов по отношению к аудитории. Максимальные гонорары коммерческих концертов (это там, где продаются билеты) — примерно полтора миллиона долларов и даже чуть больше. А гонорары порядка 50—150 тыс. долл. уже не являются проблемой для киевского зрителя.
Вот грядет интересный концерт Кристины Агилеры… Необычность этого концерта в том, что впервые в Украине шоу стандарта дворца спорта — стадиона будет проходить на относительно небольшой площадке во Дворце «Украина». Получается эксклюзивный VIP-концерт. Соответственно и цены рекордные для страны — партер от 3000 до 9500 гривен. И если концерт пройдет успешно, чему все мы будем очень рады, то это откроет возможность для выступлений с коммерческими концертами в Украине артистов столь высокого класса, к примеру, как Тина Тернер, Уитни Хьюстон.
— Могут ли зарубежные гости делать скидки промоутерам в Украине, учитывая экономические особенности нашей страны?
— Это вряд ли. Раньше мы этот вопрос пытались как-то педалировать в переговорах, когда зарплата в стране была 20 долларов. Но особого успеха это не приносило. Задача агента звездного артиста — взять все возможное с каждого концерта. Хотя был в моей практике один интересный пример, когда организовывали концерт Стинга. За право проведения концерта боролось несколько организаторов. Ему предлагали 200, 250, 300, 350 тыс. долл. гонорара… Никто из организаторов не хотел уступать. Начали еще поднимать цену. И когда она достигла очень высокого уровня, его агент сказал: «Стоп! Давайте посмотрим бюджеты, сколько будут стоить билеты». Мы знали, что на Стинга в то время в первом ряду люди могли заплатить до 1000 долларов за билет, а далее резко по убывающей. И вот агент, который продуцирует мысли и видение Стинга, говорит: «Мы хотим, чтобы билет на наш концерт стоил не более 300 долларов»… Мы отвечаем: «Но мы уже дали вам гарантию на гонорар определенного размера. И с этой суммой гонорара мы никак не сможем продавать билеты до 300 долларов…» — «Давайте посчитаем, сколько нужно отнять от гонорара артиста, чтобы билеты были именно в такую цену». В результате артист по своему желанию уменьшил свой же гонорар на 200 тыс. долл. А Паваротти предложил: «Вы сделайте дешевые билеты для студентов-музыкантов. Но мой гонорар должен составлять миллион». А эти требования взаимоисключают друг друга.
— Не кажется ли вам, что некоторые политики и меценаты сегодня попросту отнимают хлеб у промоутеров, делая на громких музыкальных проектах прошлого пиар исключительно себе любимым?
— Во-первых, почему только прошлого? Элтон Джон, Пол Маккартни — это и прошлое, и настоящее. И вечное.
Во-вторых, я бы сейчас говорил не столько о политиках, сколько о современных украинских бизнесменах. Мы должны понимать, что для многих граждан Украины последние 15 лет посещения концертов были по экономическим причинам проблематичны. А ранее в СССР мировые звезды были недоступны из-за железного занавеса. И возможность увидеть и побывать на концерте кумиров молодости, а может, и всей жизни, для многих дорогого стоит. Это безусловно благо и важная социальная функция.
С другой стороны, подобные акции несколько разрушают рынок.
Приведу пример. В Польше одна известная радиокомпания к своему 10-летию организовала в десяти крупнейших городах страны десять концертов. Причем их уровень был высочайший. Так, на одной площадке выступали Pet Shop Boys и Джо Кокер, На других иные звезды такого же уровня. Концертный рынок в Польше на год умер... Должно было пройти какое-то время, чтобы рынок восстановился, ситуация нормализовалась и люди снова стали покупать билеты и ходить на концерты.
— Какая из западных звезд, по вашим сведениям, сегодня самая высокооплачиваемая?
— Если говорить о системных гонорарах, то это, несомненно, Мадонна. По некоторым прикидкам, она увезла из Москвы порядка 9 млн. долл. Получила гонорар за концерт, потом гораздо больший гонорар за корпоратив. И еще с компанией «Билайн» у нее был отдельный взрослый контракт.
— А реально ли сегодня показать в Украине шоу той же Мадонны?
— Морально и организационно украинские промоутеры уже готовы провести концерт такого уровня. Но боюсь, что украинской публике это пока не по карману.
Даже в Москве концерт Мадонны был колоссально убыточен.
Дело в том, что одни и те же артисты в разных странах имеют совершенно разный интерес публики. Например, лет восемь назад в Киеве был концерт группы «Металлика». Я предупреждал организаторов — эстонских предпринимателей: «Ребята, финансовое поражение для вас будет в несколько сотен тысяч долларов…». Реально по факту оказалось около полумиллиона. Хотя у этой группы первые места в мире по всем концертным отчетам, стопроцентная реализация билетов. А вот в Киеве на «Металлику» (концерт проходил на НСК «Олимпийский») было продано реально лишь 2 ТЫС. билетов. А после Киева группа поехала в Таллин и собрала там невероятный супераншлаг.
По сути, концертную деятельность можно сравнить и с игрой в шахматы, и с рыбалкой и с казино. Так же, как и в шахматах, здесь почти все можно предусмотреть и просчитать, почти все держать под контролем.
С другой стороны, это как в рыбной ловле: прикормил рыбу, знаешь, что она есть, выбрал правильное время и место, но вдруг атмосферное давление изменилось, и рыба ушла… это трудно было предвидеть.
И третья грань — это как казино, как игра в рулетку, где основное — это фарт. Стараемся работать с шахматными фигурами…
А на сегодняшний день мы с Вами в Киеве имеем самую насыщенную гастрольную афишу: после потрясающих концертов Пола Маккартни и Queen нас ожидают встречи с Кристиной Агилерой, Deep Purple, Эросом Рамазотти, Дмитрием Хворостовским, Тото Кутуньо, а в начале 2009 года совместный концерт МонТсеррат Кабалье и Владимира Гришко… Гастрольная жизнь Украины продолжает набирать обороты.