Наша музыка: "бум" или шум?

20 марта, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №10, 20 марта-27 марта

Некоторые наши музыканты — сегодня — предлагают свои осмысленные музыкальные послания. В них — и энергия высвобождения, и иллюзорный самообман, и пафос, смешанный с печалью, и многое другое. Jamala, "Бумбокс", ONUKA, Иван Дорн и другие все-таки пытаются артикулировать в современной украинской музыке некие новые смыслы. Рассчитывая, что их услышат, поймут, оценят.

 

Под завязку забитый столичный Дворец спорта на недавних концертах украинских команд. Некоторые клубы, трещащие по швам, когда выступают избранные "наши". И, простите, количество "лайков", если появляется путный текст на тему современной украинской музыки и отдельных ее представителей. Ну, например, таких как С.Вакарчук, рекордсмен 2014-го, собравший "по самі вінця" стадион "Олимпийский" (вследствие чего названный ZN.UA одним из главных культурных героев прошлого года). 

Так вот… а) общественно-политические и патриотические мотивы; б) декларация "квот" на отечественную музыку в радио- и телеэфирах; в) пустые залы (русские не едут, а наши активно пытаются их заполнить); г) спрос на "наше все" во всем мире; д) и просто творческие эйфорические всплески одаренных людей… Возможно, "это" и стало поводом для разговоров в экспертных кругах о некоем "буме" вокруг современной музыки... По просьбе ZN.UA некоторые эксперты и прокомментировали эту тему. 

Вначале важно заметить — каждое "новое время" по-своему форматирует музыкальные стили и направления, по-своему формирует вкусы. Особо это ощутимо в т.н. "эпохи перемен". "Перемен требуют наши сердца!" —взывал в свое время ко всем и каждому Виктор Цой. Наши читатели также вспомнят подлинный музыкальный "бум" позднего советского периода. Тогда, например, в Свердловске образовалась влиятельная музыкальная рок-платформа. Впоследствии и названная — "Свердловский рок-клуб" (СРК). И с середины 80-х вплоть до конца Союза (1991) СРК могла хвастаться такими звонкими проектами как "Наутилус Помпилиус", "Чайф", "Агата Кристи", "Апрельский марш", "Настя", "Смысловые галлюцинации". 

У тех были — свои аккорды и акценты, они своими средствами выражали "свое время". 

Некоторые наши музыканты — сегодня — предлагают свои осмысленные музыкальные послания. В них — и энергия высвобождения, и иллюзорный самообман, и пафос, смешанный с печалью, и многое другое. Jamala, "Бумбокс", ONUKA, Иван Дорн и другие все-таки пытаются артикулировать в современной украинской музыке некие новые смыслы. Рассчитывая, что их услышат, поймут, оценят.

"Это не "бум", а выживание…"

Группу "Бумбокс" оценили раньше, до революции. Но недавний концерт в столичном Дворце спорта стал и для слушателей, и для команды чем-то вроде светопреставления: все билеты проданы. 30 песен в концерте. Абсолютная самоотдача. Восторг тысяч поклонников Андрея Хлывнюка и его команды. 

Продюсер "Бумбокса" Алексей СОГОМОНОВ, комментируя тему музыкального "бума", тем не менее, сдержан. Он считает, что интересной музыки всегда много, а вот обращают ли на нее внимание СМИ и публика? К сожалению, не всегда. 

Алексей говорит, что, на самом деле, особого бума или "новой волны" нет. 

"Я этого не вижу, если не говорить о Киеве и еще нескольких городах. Речь может идти скорее о выживании. Музыканты поняли: все зависит только от них самих. И, наконец, начали работать. 

Стимулирует ли украинских музыкантов теперешняя общественная ситуация, в частности, война? Еще как! Появилось ли больше слушателей? Безусловно! Но, поверьте, меня больше всего интересует иной этап: когда крики (бум и шум) поутихнут, и начнется, собственно, музыка… 

Отвечая на наш вопрос, кого из представителей нашего современного популярного рынка можно было бы назвать "знаковым", "времяформирующим", г-н продюсер предложил субъективный хит-парад.

"Остановимся на группах, которые нравятся мне. Это Pianoбой, O.Torvald, "Вагоновожатые", Dead Boys Girlfriend, Erised, Jamala. Конечно, это только часть списка. Те же "старички" "ТНМ Конго" отыграли прекрасное шоу с оркестром, которое просто обязана услышать вся страна! Впрочем, я не музыкальный критик. Хотя уверен, что постепенное проникновение украинской музыки не только в наше, но и в европейское пространство — правильный путь. Сначала ты ездишь играть "для сочувствующих", потом пытаешься организовывать туры "для всех" и, если повезет, увидишь на своих концертах разных людей". 

"Нашим музыкантам нужно быть "другими"

Один из музыкальных лидеров нашего времени — Jamala. Слушатель "ловит" не только ее песни, но и каждое слово (в интервью). Потому что артистка — одна из немногих, говорящих разумно и осмысленно. Еще один наш эксперт по теме "бума" — PR-менеджер Jamala Денис КОЗЛОВСКИЙ: 

— В Украине сейчас музыкальный "бум", но местного масштаба. С одной стороны, планку популярности и качества материала все выше поднимает группа "Океан Ельзи", которая, казалось бы, добилась в нашей стране всего.

Кроме этого, "Бумбокс" и Иван Дорн, нарастившие свою аудиторию до аншлаговых дворцов спорта. Что также стало приметой времени. 

Есть на современной украинской сцене и те, кто является "времяопределяющими". Здесь я бы отметил группу Pianoбой, очень точно описывающую актуальные смыслы сегодняшнего дня. И, конечно, Джамалу, формирующую новые стандарты исполнительского мастерства и свободного обращения с музыкальными стилями.

Еще The Maneken, с чьим именем у меломанов ассоциируется саунд новой украинской музыки. А ONUKA наглядно демонстрирует: народные инструменты могут украшать модные электронные композиции и вызывать приливы гордости за свою культуру. 

Важно упомянуть о тенденции "международности", которая набирает силу — многие поют на английском и при этом собирают тысячные аудитории на концертах и миллионы просмотров на Youtube. Помимо вышеупомянутых, стоит вспомнить Hardkiss c их аншлагом в киевском клубе на пять тысяч человек или Brunettes Shoot Blondes c их "прорывным" видеоклипом Knock Knock. 

…В общем, интересных музыкальных проектов немало. 

Безусловно, есть в этом "буме" и фактор "созревания" нового поколения слушателей. 

Дети 90-х росли под аккомпанемент музыки, уже лишенной совкового налета. А с учетом развития современных технологий, доступом к мировой фонотеке их вкусы формировались в условиях свободного выбора. 

Их уже не введешь в заблуждение ротациями. Да и сам этот инструмент популяризации потерял свою значимость. 

Вместе с новым поколением слушателей выросло и поколение музыкантов, которые увидели перед глазами позитивные примеры — успешных артистов, исполняющих музыку без оглядки на конъюнктуру корпоративов и новогодних ивентов. 

В итоге наблюдаем переход украинской музыки на новый качественный уровень. Появилась новая генерация, для которой творчество — не фиговый листок, которым они прикрывают свою несостоятельность, а состояние, ради которого они живут и работают…

Тем временем, высокое качество материала, его соответствие сегодняшнему дню, масштаб таланта и инструментарий для привлечения к себе внимания в бескрайнем информационном океане — это пазл, который складывается у относительно небольшого количества артистов. 

На развитых рынках конкуренция высока, поэтому украинским музыкантам нужно не просто "быть на уровне", но и "быть другими", обращать внимание своей самобытностью. 

На данный момент есть исполнители, которые подают обоснованные надежды. Но впереди еще долгий путь, пройти который под силу единицам. Не будем забывать, что сегодняшний "бум" в украинской музыке в пропорциях Великобритании или США — легкая рябь на поверхности огромного океана. 

— В этом году, как ты знаешь, наш Первый канал перерезал "провод" — и страна не увидит на арене цирка "Евровидение" представителя Украины. Это счастье или горе? Как тебе кажется? Ведь помнится, даже чудесная Jamala в свое время при "злочинній владі" стала жертвой каких-то интриг и не попала на этот конкурс? 

— Телевизионный конкурс "Евровидение" не имеет отношения к музыке вообще. Это параллельный мир, где важны политические и идеологические аспекты. Его значение сильно преувеличено и связано исключительно с масштабами телевизионной аудитории. Как информационный повод или инструмент для консолидации обывателя "Евровидение" работает. Конкурс никак не влияет на музыкальные процессы ни на одном развитом рынке и во многом является проводником безвкусицы и символом бессмысленности телевизионного контента.

"Наша сила в мелодике"

Тем временем, не "Евровидением" единым сыт наш музыкальный потребитель. У нас, как известно, свои конкурсы не хуже. В частности, "Голос країни" ("1+1"), музыкальным продюсером которого является известный композитор Руслан КВИНТА (автор неувядающего патриотичного хита "Одна калина"). 

Руслан считает, что нынешний всплеск интереса к национальной музыке во многом определен событиями 2013–2014 года. 

— Сегодня появилось много свободных ниш для индивидуального развития в современной музыке, — говорит Квинта. — К нам перестали приезжать соседи. И у наших артистов появилась возможность реализации своего таланта. Многие площадки свободны. Меняются тренды и тенденции в музыке. Давно пора было их поменять, но руки были связаны. Появляется новое музыкальное поколение. Оно будет формировать новое музыкальное лицо Украины. 

Как вы знаете, украинская музыка пропитана колоритом мелоса. Мне кажется, нужно активней обращаться-возвращаться к народности, фольклору. 

Европа всегда выбирала ту музыку, которая отражает традиции. Когда мы пытаемся снять кальку с западных трендов и их музыкального содержания — это заведомо провальный путь. Сила — в нашей мелодике. Аранжировка меняет, конечно, многое и сегодня этого требует рынок. Но все же, когда в песне отсутствует мелодия, музыка превращается в "танцы".

— Руслан, с экспертами ZN.UA говорим в преддверии "Евровидения" — о счастье или горе в связи с тем, что Украина не будет представлена на конкурсе. Лично для тебя это счастье или горе? 

— Я когда-то был причастен к конкурсу "Евровидение". В 2011 году 4-е место привезла моя песня в исполнении певицы Мики Ньютон. К радости или сожалению, но для меня был лишь только опыт и не более. Коммерческий конкурс (немного с политическим налетом) имеет свою многомиллионную аудиторию. Но побеждает всегда то, что на протяжении года очень тонко и правильно подается за счет хорошего стратегического, дальновидного и просчитанного промо. Хотя бывают исключения, что доказывает правило. Касаемо этого года, есть, конечно, ощущение осадка: Украина впервые за многие годы оказалась "вне"… Однако есть и обратная сторона медали: а кто бы сегодня в наших условиях рискнул туда ехать? 

"Чуткие музыканты проснулись раньше других"

"В минувшую субботу в киевский клуб Sentrum выстроилась 100-метровая очередь. В день концерта на странице мероприятия в Facebook с безбилетниками творилась истерика. Аншлаг начинался с гардероба. Речь идет о выступлении украинского исполнителя. Концерт ONUKA показал — возможно, казалось бы, невозможное: спрос на тонкую, изысканную украинскую музыку способен превышать предложение. Пока на локальном уровне, но все же…". Это пишет на портале Cultprostir о концерте ONUKA (проект Наты Жижченко) талантливый музыкальный критик Игорь ПАНАСОВ. Он зорко отслеживает передвижение планет и астероидов на современном музыкальном небе Украины. 

— Игорь, вот и поговорим о спросе и предложении — то, о чем ты регулярно пишешь в связи с теперешним музыкальным "бумом" в Украине… 

— Причины теперешнего музыкального всплеска не только социально-политические. Он назревал. Лично я ощущал его приближение еще в начале 2013 года. Тогда резко выросло количество артистов с хорошим качеством звука. Произношение, поющих на английском, стало меньше резать слух… И так далее… 

Но это был подспудный процесс, для общества вне меломанского круга не особенно заметный. 

Одна из его причин — освоение мирового опыта нашими музыкантами и саундпродюсерами. Это начало приносить плоды. Плюс развитие интернета укоротило дорогу к слушателю — стало заметнее то, что раньше сидело в глухом андеграунде. 

Так или иначе, этот процесс развивался бы, даже если бы страну не начало лихорадить. Но Майдан и война форсировали его, наполнив эволюцию индустрии порывами пробудившегося духа. 

Самые чуткие из музыкантов — Дмитрий Шуров, Dakh Daughters, "Вагоновожатые" и другие — проснулись раньше, выдав еще в 2013 году песни-предупреждения. Остальные продирали глаза по ходу
2014-го. Некоторые песни — в первую очередь "Океана Ельзи" — зазвучали в новом ключе. 

Кое-кто склонен иронизировать по поводу того, что текстам Святослава Вакарчука сейчас придается смысл, которого там нет. Я же думаю иначе: в любой хорошей песне тысячи возможных смыслов, заложенных туда изначально, в большинстве своем бессознательно. В зависимости от того, какие лучи бросает на эти слова реальность, проявляются те или иные подтексты. 

— В общем, минувший год для нашей музыки стал во многом показательным и "времяформирующим"… 

— Минувший год стал годом тех исполнителей, чья музыка и личная деятельность сильно резонировали с общественными потрясениями. "Океан Ельзи" очень нужен стране, остро жаждущей пережить ощущение единения — и страна идет на стадионы. 

Безумная энергия Jamala вселяет веру и надежду — вокруг нее формируется более широкий круг поклонников. 

"ДахаБраха" несет миру универсальный свет, не теряя при этом четкого украинского акцента — и десять месяцев не вылезает из гастролей по разным континентам. 

Проявления и успехи остальных артистов были более локальными. 

На мой взгляд, текущий год потребует новых героев. Почивать на лаврах сейчас не выйдет ни у кого. Слишком интенсивно живет наше общество, оно будет нуждаться в новых и новых эмоциях на уровне музыки. Для этого ранее состоявшимся артистам придется постоянно доказывать свою актуальность вместе с теми, кто ранее не успел о себе громко заявить. Вот Иван Дорн, например, недавно откатал аншлаговый тур со своим грандиозным шоу. В сравнении с прошлым годом это новая заметная интонация, и она востребована публикой.

— Твое отношение к "Евровидению". Не только сегодня, но вообще? 

— Я совершенно не опечален отсутствием Украины на конкурсе "Евровидение" в 2015-м. Эта геополитическая евродэнс-клоунада давно перешла в формат своеобразного трэша, которым публика интересуется от силы неделю в году, а потом с трудом вспоминает имена победителей. Что не мешает на "Евровидении" иногда побеждать симпатичным песням (Сербия в 2007-м и Швеция в 2012-м). Однако, сам факт присутствия или отсутствия страны в конкурсе никак, на мой взгляд, не сказывается на культурных процессах. Эта пена дней смывается слишком быстро, чтобы думать о ней всерьез.

— Ну и пусть себе эта пена смывается… А вот кто из наших потенциально сильных музыкантов мог бы, "играя мускулами", попытаться прорубить окно — не на Евровидение, естественно, а в Европу — как центр современного музыкального мироздания? 

— Есть немало украинских музыкантов, которые с разной степенью успешности "рубят окна" в Европу (и куда подальше) уже не первый год. 

В первую очередь, это ди-джеи и те, кто исполняет англоязычный материал. 

Но звезд интернационального масштаба среди украинских исполнителей как не было, так и нет. 

Ничего плохого я в этом не вижу. С ростом потока музыкальной информации, звезд, очевидных для максимально большой аудитории, становится все меньше — выделяться все сложнее. 

Поэтому конкурентоспособность украинских артистов за границей я вижу как способность зарабатывать себе на жизнь исключительно музыкой (сегодня таковых в стране единицы). Направления, которые перспективнее других в этом смысле, очевидны: инструментальная музыка, англоязычные песни и любые жанры с талантливым вкраплением украинского фолка. (В плане последнего пункта, мне крайне интересно, как будет воспринят за границей проект ONUKA…).

P.S. Вот такие — "неподведенные итоги" прений с некоторыми экспертами по поводу "бума". В общем, финальной точки здесь нет, только многоточие. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №1288, 28 марта-3 апреля Архив номеров | Последние статьи < >
Вам также будет интересно