МУЖСКАЯ НАГОТА: СИМВОЛ СВОБОДЫ ТЕЛА И ДУХА

25 июня, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №25, 25 июня-2 июля

В истории человечества бывали периоды, когда возникал буквально культ наготы. Во всяком случае в наше время становится чуть ли не обыденным то, что ранее общественное мнение оценивало крайне отрицательно...

В истории человечества бывали периоды, когда возникал буквально культ наготы. Во всяком случае в наше время становится чуть ли не обыденным то, что ранее общественное мнение оценивало крайне отрицательно. Это и слишком «нескромная» одежда, и откровенные сцены на телеэкране, и нудизм...

Естественно, всплески этой своеобразной моды далеко не случайны. Однако мало кто из ученых занимается их изучением и определением неких закономерностей. А ведь интересно проследить хотя бы некоторые из них. В этом нам может помочь общая история и история искусства. Прежде всего речь пойдет о мужской наготе.

Многие исследователи отмечают, что в Аттике и других местностях Древней Греции, за исключением Спарты, участники спортивных соревнований выступали одетыми. И лишь после того как в 720 г. до н. э. бегун Орсип сбросил одежду и судьи все-таки присудили ему награду, - наготу санкционировало общественное мнение.

В общем, как отмечает В. Фриче, культ наготы отсутствует и в архаическом, и даже в раннеклассическом искусстве Греции. Боги, богини и вельможи всегда одеты. Одетый Зевс, одеты воины... Нет места наготе и в романо-готическом, и в византийском искусстве средневековья.

Мужская нагота утверждается лишь в искусстве демократических стран с хорошо развитой общественно-политической культурой, с республиканской формой государства.

Согласно датскому исследователю Я. Лянге, этот «закон» ярко проявляется трижды. Первый раз - в Греции V-IV веков до н. э., второй - во Флоренции ХV века, третий - в революционной Франции ХVІІІ века. Если, по свидетельству Платона, эллины очень долго считали «смешным и неприличным», когда мужчина оголял свое тело, то в VІ-IV веках до н. э. мужская нагота являлась чуть ли не религиозным культом. Это он отразил в диалоге «Гармид». А по Геродоту, в одном из городов греческой колонии Сицилии некоего юношу обожествили за прекрасное тело. Ему после смерти посвятили храмы и приносили жертвы...

В общем культ голого тела в греческом искусстве статуи стал проявлением идеала свободного, сильного, развитого горожанина.

Во Флоренции ХV века Синьорелли создает фрески с нагими телами. Это «Воспитание Пана», а особенно - «Воскресение», где все воскресшие, вопреки средневековой традиции, изображены голыми. Это была настоящая декларация равенства граждан. Не случайно, подчеркивает Фриче, последним великим творцом нагих статуй в Италии был не последний великий гражданин Микеланджело. Ему пришлось жить в эпоху, когда политическая свобода и независимость гибли под двойным ударом чужеземцев и собственных тиранов.

Третий раз нагое тело мужчины стало доминировать во французском искусстве, особенно в живописи, во времена революции. Речь идет, прежде всего, о работах Давида. Он изображал нагими не только античных героев, но и... революционных вождей.

А что можно сказать по поводу женской наготы, отраженной в искусстве? Наука объясняет периодические штормы интереса к ней фактором гедонизма, которым заболевают те, кого сегодня называют «олигархами». К примеру, разного рода героини картин XIX века, по выводу В. Фриче, - это вульгарные «плебейские» тела. Они отвечают «вкусам нуворишей, которые провели жизнь в конторе или на бирже среди денежных интересов и ценят женское мясо с точки зрения эстетики торговцев».

Судя по нашим реалиям, этот период явно затянулся: общество идет по тому же кругу, по которому шествовало в конце прошлого-начале нынешнего века...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно