Вот я наконец и там, где меня нет. Внизу. На глубине нескольких тысяч лет от нас. В храме природы и наших предков - Каменной Могиле.
Когда-то пытался самостоятельно найти врата в это пращурное время - тщетно. Случайно встретившаяся женщина лет сорока показала один ход, куда в детстве она лазила со своими подружками. Мне удалось тогда продвинуться на пару метров, и баста: дальше все было забито песком. А теперь оказалось, что ход - совершенно в другом месте. И если бы не добрая воля хранителя сих древностей Бориса Михайлова - время бы не пожертвовало этим трехметровым и столь многомерным пространством.
А он не так-то сразу и подвел к вожделенному Гроту Быка. Пока не убедился, что очередной гость не принесет заповедным местам никакого вреда. И сейчас сверху кричит:
- Что вы видите?
- Надпись: «Здесь была Юля»!..
- Ну, что вы хотите: варваров у нас хватает! А петроглифы?!
- Вижу!
Петроглиф - это дословно, если переводить с греческого, каменная резьба. Наши древнейшие прапредки, которых обыденное сознание представляет полудикими людьми, на самом деле не уступают нам. Если не дают колоссальную фору. Их художества, запечатленные в камне, совершенны. Любоваться ими можно бесконечно долго, а постигнуть всю знаковую глубину не дано. Лишь отдельные уникумы способны, подобно Б.Михайлову, предложить адекватные концепции. Хотя пытаются это делать многие специалисты в области истории, археологии, лингвистики, этнографии, религиеведения, мифологии, семиотики...
- Познать Каменную Могилу не так-то просто, - убежден Борис Дмитриевич. - Некоторые мои известные коллеги делают скоропалительные, а оттого поверхностные выводы. Приедет раз в три года на полчаса - и уже мне объясняет, где что находится, в чем смысл изображений и как я должен их трактовать. А потом следуют совершенно абсурдные выводы. Я не могу их не опровергать, как говорится, невзирая на лица. В результате - конфликтные ситуации. Но представьте, что получится, если я буду замалчивать эти несуразицы или, чего доброго, поддакивать столичным корифеям...
Все подвергать сомнению - сей афоризм латинян можно смело считать самым емким эпиграфом к жизни, судьбе и творчеству Бориса Михайлова. В Украине он мало кому известен (в отличие от нескольких его коллег, которым постоянно уделяют внимание самые массовые медиа) - тем не менее это выдающийся археолог и историк современности. Михайлов постоянно спорил с самим Валентином Даниленко - классиком украинской археологической науки. Чего же поддаваться напору знатоков гораздо меньшего калибра?!
- Даниленко занимался исследованием Могилы с послевоенных времен, - уважительно говорит ученик об учителе. - Тогда планировалось строительство Мелитопольской ГЭС. Ее плотина должна была пройти - ужас-то какой! - по вершине «Каменки». К счастью для нас, да и для всего человечества, этот процесс был почему-то прекращен. Валентин Николаевич продолжил работы позднее, в 60-70-е годы. В 1986 году вышла его монография «Кам'яна Могила». Я ему всячески помогал. Он мне очень доверял и даже перед смертью попросил меня приехать к одру. Выговориться хотел...
В общем-то, не зря говорится, что талантливый ученик должен перерасти талантливого учителя. Так и произошло в нашем случае.
Чтобы объяснить мировое значение научного подвига Бориса Михайлова, надо сделать историографическое отступление. В конце 50-х годов увидел свет бестселлер шумеролога Сэмьюэла Крамера «История начинается в Шумере».
Известный американский археолог и историк предпринял попытку убедить людей, воспитанных, как и он сам, на «Библии», что первыми были шумеры. Они первыми научились формовать кирпич и строить города. Первыми образовали государственные, правовые, образовательные учреждения. Наконец, шумеры ощущали себя пионерами жизни на Земле. Они первыми начали вести летоисчисление «от начала начал, от сотворения мира». С золотого века человечества. В конце концов (или в начале начал?), они первыми изобрели письмо!
Червь сомнений еще тогда мучил Бориса Михайлова. Но этот пункт о письменности вынуждал соглашаться с американцем из Жашкова, который упорно не замечал Каменной Могилы...
А вообще-то, ее тяжело не замечать. Каменная Могила, возвышающаяся в приазовской степи, неподалеку от Мелитополя, феноменальна сама по себе с чисто геологической точки зрения. Закономерно, что с давних времен она была объектом поклонения верующих разных конфессий. Впоследствии Михайлов напишет, что Каменная Могила выполняла функцию «мировой горы» - как Олимп в Древней Греции. Это своеобразная модель Вселенной, отзеркаливавшая сущность космического устройства. Тут был вход в нижний мир, в потустороннее. С другой стороны, Каменная Могила - это поселение и оригинальный храм. На холме найдены руины святилищ-алтарей и склепов. Роль храма, соединявшего и объединявшего три мира - небесный, земной и подземный, - Каменная Могила исполняла на протяжении целых тысячелетий.
Борис Михайлов, издавна проводящий параллели между археологическими находками, астрономическими данными и мифами, убежден:
- Топография святилищ на Каменной Могиле удивительным образом согласуется с древнегреческими храмами Афродиты и Деметры. Их воспел еще Гомер:
Я для тебя на холме, отовсюду открытом для взоров,
Жертвенник пышный воздвигну и буду на нем постоянно жертвы тебе приносить.
- Каков же возраст этого феноменального храма?
- Каменная Могила древнее и Стоунхенджа, и пирамид Египта, и зиккуратов Ближнего Востока. Намного! Поэтому и была местом паломничества жрецов отовсюду: на протяжении тысячелетий (!) они оставляли красноречивые следы своей жизнедеятельности.
До публикаций Михайлова были широко известны изображения человеческой стопы, быка, лошади, собаки. Не были обойдены вниманием пиктограммы, близкие к знакам елмасской письменности. Но на обочине поисков письма оказались самые сенсационные произведения...
А Борис Михайлов, занявшись проблемой письменности вплотную, предпринял попытку их систематизировать. В научных статьях и монографии «Петроглифы Каменной Могилы», которая мизерным тиражом вышла в 1994 року в Запорожье, он, кроме идеограмм, описал... буквы. Да какие! Мимолетного взгляда на опубликованные украинским ученым рисунки достаточно, чтобы убедиться в невероятном.
Как звучали эти буквы - отдельный вопрос. Но факт налицо: и так называемые «латинские», и «кирилличные» буквы существовали на территории Украины за несколько тысяч лет до первых латинян. И тем более - до Кирилла с Мефодием.
- Тогда же, - подчеркивает Борис Дмитриевич, - российский шумеролог Анатолий Кифишин дешифровал клинописи. Некоторые прочитал сразу, а остальные - со временем.
По сенсационному выводу А.Кифишина, первые надписи оставили протошумеры культур кереш-турдаш. Они в 4250 году до Христа завладели храмом.
Но Михайлов неумолим в своих жизненных и научных принципах: все подвергать сомнению! Он отдает должное московской лингвистической школе за прочтение открытых им надписей. Но тем не менее считает:
- Самые старые письмена я бы датировал значительно более поздним временем. По-моему, это III тысячелетие до нашей эры. Я дискутировал с Кифишиным на эту тему, но к согласию мы так и не пришли. Мне кажется, что истина была бы установлена, если бы анализ дешифрованных надписей сделали западные эксперты.
Борис Михайлов неустанно изучает памятник мировой культуры. Тщательно. Шаг за шагом. Ведя несуетливый диалог с Вечностью.
А как иначе? Каменная Могила - это не просто предмет научных изысканий, а сама его Жизнь. Он здесь провел послевоенное детство. До сих пор чувствует на зубах песок, попадавший на какое-то подобие лепешек, которые в голодные годы уплетал здесь, в любимом месте игр. Разве мог тогда предполагать, что «Каменка» станет и его рабочим местом.
Обидно только Михайлову, что за годы независимости ему так и не удалось пробить памятнику статус национального. Та, тоталитарная, власть, реагируя на публикацию в «Правде», Каменную Могилу объявила Государственным историко-культурным заповедником. Эта же, всенародно избираемая, только обещает. Тем временем денег из местного бюджета поступает меньше мизера. Собак кормить нечем. А что получают сотрудники - от сторожа до директора?..
- Хорошо, хоть спонсорам на Запорожье нет перевода, - говорит Борис Дмитриевич, подписывая очередную свою книгу «Подземный «эрмитаж» Приазовья». - Только как бы издать книгу в Киеве, на украинском языке?
Проблем - целая река Молочная, омывающая Каменную Могилу с незапамятных времен. Но он смотрит в III тысячелетие. Он не теряет оптимизма и присутствия духа. Он знает, что рано или поздно украинский народ осознает: история начинается не в Шумере - история начинается на нашей и своей земле.
Я верю: когда мой семимесячный внук пойдет в первый класс, открытия и теории Бориса Михайлова будут аксиоматичными положениями школьных учебников. До этого времени - рукой подать. С нашим и Божьим участием.