"Мой Параджанов": коллаж, мираж

9 октября, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №38, 9 октября-16 октября

Полувековой юбилей официальной премьеры одного из лучших украинских фильмов — "Тени забытых предков" С.Параджанова — выдался у нас разноуровневым и многослойным. Как художественная стилистика самого фильма. От торжеств с участием президента в кинотеатре "Украина" (напомню: премьера состоялась в этом же зале 4 сентября 1965-го) — до многочисленных международных сеансов "Теней" в США, Британии, других странах.

© Василий Артюшенко, ZN.UA

 

Полувековой юбилей официальной премьеры одного из лучших украинских фильмов — "Тени забытых предков" С.Параджанова — выдался у нас разноуровневым и многослойным. Как художественная стилистика самого фильма. От торжеств с участием президента в кинотеатре "Украина" (напомню: премьера состоялась в этом же зале 4 сентября 1965-го) — до многочисленных международных сеансов "Теней" в США, Британии, других странах. 

И вот еще один, совершенно удивительный уровень юбилейного осмысления шедевра — выставка "Мой Параджанов" в киевском Национальном музее русского искусства. 13 авторских коллажей Ларисы Кадочниковой, навеянных той эпохой, теми страстями. Теми же "Тенями". 

Параджанов коллаж_2
Василий Артюшенко, ZN.UA

Давным-давно Анна Ахматова сказала Фаине Раневской: "Дорогая, вам 11 лет! И никогда не будет 12!". В заметно изменившихся декорациях жизни уже другой актрисе мне иногда хотелось бы сказать: "Дорогая, вам 17! И никогда не будет 18…". 

Это, естественно, не по поводу паспортных данных: кто, где и главное — "когда" (родился)? Большие актеры, как известно, рождаются не "в году", а "во времени". И если время благосклонно к ним, если они вступают с ним в какой-то мистический сговор, то какая нам разница — "в каком году"? 

Лариса Кадочникова — в нынешнем году — по-прежнему одних изумляет, других раздражает. Потому что муза Параджанова, Ильенко, Ефремова (как всегда на высоченных, для многих недосягаемых, шпильках) идет по настоящему времени, как бы не замечая его оскала и прочего мракобесия. Бывает экстравагантной, не по погоде одетой, не ко двору увлеченной и искренней. Тем не менее, идет по времени, по жизни, отторгая все наносное и ненужное. Полагаясь только на свой внутренний мир, укорененный в идеалах и чувствах шестидесятничества, прежних поэтических киноозарениях, взросло-детских киноиллюзиях. Поэтому — все выше и выше каблук. Поэтому — "время, вперед!" (как назывался один из ранних ее фильмов). 

Параджанов коллаж_5
Василий Артюшенко, ZN.UA

Около двух лет живет в пустой квартире без человека, который был бесконечно предан ей, ежедневно обставляя ее мир заботой и бытом. Многим казалось, что теперешняя ее жизнь в уединении — на ограниченных квадратных метрах проспекта Победы, напротив "бермудского треугольника" (ЗАГСа) — как-то сломает ее, загонит в угол. Оказалось, умеет сопротивляться. 

Некий мощный внутренний стержень при внешне обаятельной артистической экзальтации оказался сильнее некоторых бетонных "свай". Она без конца ездит на какие-то фестивали. Без остановки готовит какие-то выставки. Увлекается новыми пьесами и своими же романтическими образами в них. Роман Балаян говорит: "Я уже устал от Кадочниковой! От ее трудолюбия и бесконечной творческой активности!". Сказано в шутку, но есть люди, воспринимающие ее такой, какая есть: самоценным произведением искусства — в той нашей среде, где многое уже обесценилось. 

Она же, навеки выключив ТСН в телевизоре (чтобы не замечать оскалов настоящего), предпочитает жить — меж времен... 

Кажется, еще недавно в Центре И.Козловского (на Крещатике) она представляла поклонникам свой потрясающий коллаж, названный мною "Коллаж судьбы". То были лица ее близких, родных, коллег, кумиров, осененные стрелами пшеницы, будто артериями жизни. И вот на днях — подлинный художественный шок. За короткий срок к полувековому юбилею "Теней" она своими царственными ручками (при содействии замечательного художника Игоря Горяного) сделала еще
13 новых коллажей. Некоторые — чистые шедевры. Все это под лозунгом — "Мой Сергей Параджанов". Ибо из его мира, из его великого фильма вырастают ее аллюзии и образы, склеенные на одном полотне ее любовью и памятью. 

Параджанов коллаж_1
Василий Артюшенко, ZN.UA

Собираясь на выставку, грешным образом думал: ну вот, еще один чудесный предметный повод вспомнить прекрасный фильм… Но нет же! В музее, в маленьком зале, на этой выставке нет никакого лобового прикладного формального звучания и наполнения — как бы "к юбилею". Каждая работа — отдельный микромир, цельный и законченный сюжет, ограненный и выпестованный мираж, составленный из объектов и субъектов прошедшего, но для нее никуда не ушедшего — времени. 

Коллаж, посвященный Ивану Миколайчуку — мистические перья подбитой белой птицы с черной отметиной. Вроде падая с небес (привет от Ивана!) эти перья копьем вонзились в старую ткань — и проросли в ней белыми деревьями. 

Коллаж, посвященный Сергею Параджанову, — сумерки, его уставшее лицо, оконные рамы, напоминающие тюремные решетки, свет в том же окне, который светит да не греет его уставшую одинокую душу… Еще Параджанов: сквозь "взрыв" пшеничных колосьев, сквозь хлебную бурю, пронесшуюся по жизни этого ненасытного творческого человека… 

Проснувшись однажды утром в той самой одинокой двухкомнатной, она сама себе сказала: "Никаких повторных вариаций выставок из старых собраний! Только премьеры…". Если в родном театре давно нет премьер, значит, они будут — на стене. Не в зрительном, а в выставочном зале. 

Параджанов коллаж_3
Василий Артюшенко, ZN.UA

И, собственно, каждый из 13 ее премьерных коллажей — в определенном смысле — театральная фантазия. Коллаж, как технический принцип в изобразительном искусстве, предполагает путь "приклеивания". На какую-то основу прикрепляют разные предметы и материалы, отличающиеся от самой основы фактурой и цветом. Ее театр коллажей — все эти тени и миражи на тему Параджанова — попытка склеить разорвавшиеся узы, наклеить свой романтизм на нынешний повсеместный цинизм, объединить неиссякающий восторг шестидесятничества с прокисшим политико-попсовым равнодушием третьего тысячелетия. 

Трудный и неблагодарный этот процесс, испытанный большими художниками, в том числе и Параджановым — склеить… распавшуюся связь времен. Но так как со временем у этой актрисы свои отношения, она знает, что делать. Старый холст. Параджановские бусы. Черно-белые лица Юры, Ивана, Сергея, Олега… Судьба. Эпоха. Коллаж. Мираж. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно