Во Львове, а также нескольких городах Украины и Польши, прошел юбилейный ХV международный джазовый фестиваль Jazz Bez. Проектом руководит большой знаток музыки Маркиян Иващишин. Благодаря его усилиям концерты, мастер-классы, джем-сейшны собрали ценителей джаза в четырнадцати культурных "ячейках".
Львовские выступления проходили в театре им. М.Заньковецкой, областной филармонии, клубе Picasso и Народном доме на Левандовке. Особенно хорош был проект польского квартета альт-саксофониста Мацея Обары (Доминик Ваня - фортепиано, Славомир Куркевич - контрабас и Михал Мискевич - перкуссия) в театре Заньковецкой.
Краковская группа исполняет музыку своего лидера, талантливого композитора и солиста. Музыканты составляют отличный ансамбль, тонко "чувствуя локоть". Каждый отлично импровизирует, вставляя сольные эпизоды в длинные, порой до
25 минут, композиции весьма размытой структуры. Порадовало прекрасное взаимодействие с залом, который ориентируется в сложной современной музыке и умеет ее слушать.
В этот же вечер были еще одни польские гости - одноименные украинскому квартету участники Tango Projekt. К их постоянному составу - Веслав Пжондка (лидер, бандонеон), Рафал Карасевич (фортепиано), Збигнев Врабель (контрабас) и Ирениуш Глюк (перкуссия) - добавился известный польский тенор-саксофонист Пьотр Барон, почти ежегодно участвующий в Jazz Bez. Коллектив много лет пропагандирует танго, и в этот раз прозвучала программа, составленная из музыки Астора Пьяццоллы. Впрочем, играют они довольно ординарно, "накатано", особенно это касается пианиста, который после предыдущего коллеги имел весьма бледный вид…
Следующий концерт в филармонии. Сначала - индийская этно-музыка. Группа Saagara довольно известна, ее артисты выходили на сцены Карнеги-холла и Сиднейской оперы. Импровизации строились в основном на разнообразных тембрах и ритмах национальных индийских ударных. К. Райя - мастер игры на тавиле, Бгаргхава Галамби - на мриданге, канджире и коннаколе. Особым "ароматом" насыщена игра скрипача Майсура Н. Карсика, который не только играет, но и держит свой инструмент совсем не так, как это принято в Европе (кстати, перед началом зал окурили индийскими благовониями). Им помогали две украинские девушки, игравшие на тампурах - тянущих бурдонные однообразные аккомпанирующие созвучия своеобразных волынках-органчиках. Еще один участник экзотического ансамбля, польский кларнетист Вацлав Зимпель играл в основном на бас-кларнете, изредка переходя на инструмент, по виду напоминающий большую курительную трубку.
У индусов все было натурально - начиная от длинных белых хлопчатобумажных одеяний и заканчивая прекрасным карнатским музыкальным стилем, изредка сочетающимся с отличными би-боповыми интонационными ходами.
За ними выступил интернациональный квартет, играющий, как они позиционируются, "экспрессивный фри-джаз". В его составе авангардный американский альт и тенор-саксофонист Сабир Матин, берлинский тромбонист и композитор Йоганнес Бауэр, львовянин- контрабасист Марк Токарь и многократный участник Jazz Bez немецкий барабанщик Клаус Кюгель.
Это мировая премьера совместного проекта джазовых мэтров. И она удалась.
Мощные звуковые потоки шли в зал по нарастающей, разнообразие гармонических, ритмических, тембральных и мелодических приемов ошеломляло.
К сожалению, тон вступительного слова оказал артистам "медвежью услугу", поскольку ведущая концерта не понимала этой музыки и не является ее поклонницей. Конечно, это не приятные и сладкоголосые Джино Ваннелли или Джордж Бенсон. Музыка звучала специфическая, с элементами психоделики, в зал "валило" звуковое цунами.
На следующий день на Левандовке выступил еще один польский состав - Bartosz Pernal Quartet. Современный мейнстрим с органом Hammond, альт-саксом, тромбоном и барабанами в составе играли в Народном доме бесплатно для всех желающих. Концерт собрал полный зал, все было демократично и просто.
(В ближайших номерах ZN.UA – интервью с одним из участников львовского фестиваля – контрабасистом Марком Токарем).