Мир театра — в "Зеркале сцены"

26 февраля, 2016, 22:03 Распечатать Выпуск №7, 26 февраля-3 марта

"Зеркало недели. Украина" предлагает своим читателям, среди которых немало подлинных театралов, еще один виток познания прекрасных качеств искусства Мельпомены — новую театральную премию. Ее название символично и обосновано: "Зеркало сцены". Учредителем и основателем с 2016-го, собственно, и является наше издание.

 

 

 

"Зеркало недели. Украина" предлагает своим читателям, среди которых немало подлинных театралов, еще один виток познания прекрасных качеств искусства Мельпомены — новую театральную премию. Ее название символично и обосновано: "Зеркало сцены". Учредителем и основателем с 2016-го, собственно, и является наше издание. 

В этом году — первый шаг. А значит, и первый лауреат "Зеркала сцены", которого нам помогли определить в номинации "Событие года-2016" коллеги —критики и журналисты, отслеживающие культурные процессы в Украине. 

В Европе, да и во всем мире существуют традиции театральных премий, непосредственно связанных с серьезными влиятельными изданиями. Например, давно пользуется успехом и весомой репутацией театральная премия газеты Evening Standard (Великобритания). Есть и другие примеры. 

Театральная премия "Зеркала недели. Украина" — попытка посмотреть на новые и интересные процессы в отечественном театре. Это также желание выделить новых лидеров, новые тренды. Естественно, подобные попытки невозможны без помощи коллег (поэтому им, экспертам, отдельное спасибо).  

Итак, цель премии "Зеркало сцены" — популяризация и утверждение новых имен и сценических трендов, которые определяют лицо отечественного театра третьего тысячелетия. 

Принципы премии: открытость, дискуссионность, инновационность, демократичность. 

Критерии: резонансность (того или иного сценического события); качественный художественный поиск; общественно-социальная составляющая (если она обоснована идеологией проекта). 

По итогам 2015-го театрального года возникло решение "не обнимать необъятное", а в рамках театральной премии нашего издания попытаться вычленить те или иные резонансные театральные события, которые проходят под условным грифом "нерепертуарного театра". То есть нет намерений "конкурировать" с теми или иными премиями театральных союзов, департаментов культуры и т.д. 

А поскольку новое время довольно активно предлагает многочисленные проекты именно нерепертуарного театра, то, пожалуй, есть из чего выбрать. Повторюсь, в определяющей номинации — "Событие года-2015". 

Чаще всего наши коллеги-эксперты называли в этом направлении следующие проекты. 

"Театр переселенца" (режиссер Георгий Жено и драматург Наталья Ворожбит): 

проект, всколыхнул сердца, вовлек в структуру документального театра не актеров, а людей, ставших вынужденными внутренними мигрантами (подробнее о проекте в материале "Украина: тотальный театр"). 

Современный балет Stabat Mater (арт-компания Дениса и Алены Матвиенко, хореограф Эдвард Клюг): эта постановка на сцене Дворца искусств "Украина" снискала восторженную прессу, восхитительные отклики ценителей европейского балета. Создателям удалось средствами современной хореографии раскрыть библейскую историю Христа, его скорбящей Матери. 

Арт-проект "Искусство войны", представленный на Gogolfest режиссером Владом Троицким и пианистом Алексеем Ботвиновым. На основе трактата Сунь-Цзы, на основе китайской мудрости возник интересный многоплановый музыкальный перформанс. 

Театральный арт-проект "Оскар и Розовая Дама", объединивший театралов и музыкантов из разных городов Украины: Ивано-Франковска, Киева, Харькова. В знаменитую книгу Эрика-Эммануэля Шмитта вроде вдохнули новую жизнь: раскрасили ее детскими снами, наполнили щемящей музыкой "Океана Эльзы". 

Безоговорочным лидером опроса наших экспертов —  в рамках "Зеркала сцены" —  как раз и оказался вышеупомянутый проект. Ему отдали предпочтение практически все журналисты и критики, направлявшие нам названия своих проектов-фаворитов. 

Вот что говорит о спектакле журналист, культурный обозреватель телеканала ICTV Марина Петрова: 

— Почему я выбрала именно этот спектакль? Потому, во-первых, что здесь необычайно интересная современная режиссура. Ведь существует немало сценических версий, в основе которых известная книга Эрика-Эммануэля Шмитта. Но именно ивано-франковский режиссер Ростислав Держипильский сумел найти компромисс между веселым и трагическим — в своей сценической истории. Спектакль зрелищный и интимный одновременно. Прекрасная работа художника Андрея Ермоленко. А Ирма Витовская снова открыла себя как актриса неисчерпаемых возможностей, а также замечательный культурный менеджер. Сам проект — прецедент, когда искусство выходит за границы непосредственного театра и вторгается в жизнь, пробуждая людей конвертировать свои чувства в хорошие поступки, которые принесут пользу таким же хорошим людям. Полагаю, этот спектакль — замечательный повод присмотреться к интересным театрам в разных городах Украины, которые иногда несправедливо называют "провинциальными". А как раз эти провинциальные и могут дать фору некоторым столичным труппам. На мой взгляд, "Оскар" может дать старт следующей идее: создать в Украине специальные туристические театральные маршруты, чтобы украинцы смогли увидеть вне столицы интересные спектакли, талантливых актеров, т.е. оценить самородки в регионах, о которых мы, к сожалению, мало знаем… 

От себя добавлю, что театральный арт-проект "Оскар и Розовая Дама" создавался летом-осенью 2015-го на базе Ивано-Франковского театра им. И.Франко. И, пожалуй, впервые в истории сценических прочтений этого текста Шмитта в Украине на подмостки вышли дети — в роли детей: Оскара, Пегги Блю,  других малышей. Сам сюжет, напомню, — душераздирающая история мальчика Оскара, который пишет письма Богу, отсчитывая каждый свой тающий день, как 10 лет.

 За полгода этот спектакль уже побывал в разных городах: Одессе, Харькове, Ровно, Львове... Впереди новые маршруты. 

Особенность проекта — социальная составляющая. Стремление обратить внимание общества на проблемы паллиативной помощи больным украинским детям. На благотворительные цели "Оскаром" уже собрано около полумиллиона гривен — и все они отданы на нужды больных детей. 

Видимо, и этот факт, и художественные достоинства постановки покорили и экспертов "Зеркала сцены", и тысячи зрителей, которые не скрывают слез во время просмотра. 

Победитель получает… специальный Диплом лауреата театральной премии "Зеркало сцены". Уникальную символическую статуэтку "Зеркало сцены": авторская работа известного украинского скульптора Валентина Осадчего. И, пожалуй, главная особенность этой премии — денежная составляющая (благодаря нашим партнерам): это не "конверт в руки", а исключительно денежный грант для победителя на новую театральную постановку уже в текущем 2016-м. 

И еще одна особенность "Зеркала". Церемония награждения исключает красные дорожки и воздушные шарики. Только европейский демократический формат: спектакль-победитель, приз — в руки. И слова благодарности.

Еще одно важное направление в рамках старта премии "Зеркало сцены"  —  это номинация "Открытие года". Здесь — совместная инициатива нашей газеты и Киевского академического театра на Подоле. Инициатива, на наш взгляд, творческая, полезная и конструктивная. В чем ее суть? В обновляемом здании этого театра на Андреевском спуске (строительные работы планируют завершить в 2016-м) дать возможность полноценной постановки молодому украинскому режиссеру. (Новый спектакль на новой сцене в историческом центре столицы — это куда посильнее "Оскара" в Лос-Анджелесе). Имя молодого режиссера огласим в ближайшее время. За инициативу отдельное спасибо и Виталию Ефимовичу Малахову (худруку Театра на Подоле), и, соответственно, компании Roshen, взявшей на себя мужество и ответственность — подарить городу новый современный театр. 

Слова благодарности  — и актеру Львовского академического театра им. Леся Курбаса Андрею Водичеву: ему принадлежит идея названия этой новой театральной премии — "Зеркало сцены". 

Отдельное спасибо — коллегам-экспертам, которые смотрят спектакли и находят точные слова для их характеристики. В данном случае откликнулись назвать своих кандидатов на эту премию: Людмила Олтаржевская (критик, журналист, главный редактор журнала "Театрально-концертный Киев"); Ольга Стельмашевская (критик, журналист, пиар-менеджер); Марина Петрова (журналист, культурный обозреватель телеканала ICTV); Татьяна Полищук (журналист, редактор отдела культуры газеты "День"); Светлана Леонтьева (журналист, автор и ведущая телепроекта "Театральные сезоны" на Первом Национальном телеканале); Валентина Клименко (журналист, автор "Украинской правды", "Молодой Украины", журнала Vogue). Надеемся на сотрудничество и сотворчество с ними — и в подведении итогов 2016-го театрального года. 

(В ближайших номерах: репортаж о награждении "Зеркалом сцены" — украинского "Оскара"). 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно