Мария Примаченко. В мире животных

21 декабря, 2012, 16:32 Распечатать Выпуск №47, 21 декабря-27 декабря

Здесь, в музее Тараса Шевченко, соприкасаясь с искусством великой национальной художницы, порой поражаешься, насколько эта удивительная женщина из украинского села была глубоко фантазийной и поэтической натурой.

© Василия Артюшенко

В Национальном музее Тараса Шевченко открылась выставка «Живопись Марии Примаченко. Скульптурные сеноскрипты Алексея Шевчука». В экспозиции представлены 50 картин выдающейся  украинской художницы. Причем десять из них никогда прежде не выставлялись. Органичное дополнение к шедеврам Примаченко — девять скульптурных сеноскриптов от художника Шевчука. Практически все работы экспозиции объединяет тема братьев наших меньших. И полотна и скульптуры из сена представляют фантастических животных.

50 картин Примаченко отобраны для киевской выставки из нескольких институций — Национального музея Тараса Шевченко, Национального областного Черниговского художественного музея им.Г.Галагана и Национального музея народной архитектуры и быта Украины Пирогово, а также частных собраний. 

Сама Мария Примаченко за всю свою жизнь создала около 5000 произведений. И большое количество ее работ хранится в государственных собраниях. Самая крупная коллекция — в Музее украинского народного декоративного искусства. Также много работ Примаченко в Запорожском художественном музее, в Национальном музее народной архитектуры и быта.

Впрочем, ни одного полного каталога, где были бы систематизированы все картины Примаченко, находящиеся в государственных коллекциях, пока что не существует. Имеется лишь перечень работ, которые хранятся у частных коллекционеров. 

Данная выставка — важный повод подумать об идее подобного издания. Ведь, по мнению многих  искусствоведов, именно Мария Примаченко — «украинский Пиросмани», подлинный уникум украинского наива. 

Из Национального Черниговского музея им. Г.Галагана на нынешнюю выставку прибыло 23 картины Примаченко. 

— Мы благодарны музею Тараса Шевченко и лично Алексею Шевчуку за возможность участия в этой выставке. Тем более, что эти сенные скульптуры — тоже удивительные произведения, — рассказывает ZN.UA директор Черниговского музея Ирина РАЛЬЧЕНКО. — Увидев впервые эти сеноскрипты, я была просто ошеломлена, насколько скульптор прочувствовал живопись нашей великой художницы. Ведь тема животных очень важная в творчестве Марии Примаченко. Уверена, что наши дети, как никто, сердцем  поймут эту выставку. Ведь у нас в Чернигове уже была передвижная экспозиция Примаченко, причем с видеорядом. И, скажу, что она вызвала интерес. Сама художница до конца своей жизни оставалась ребенком. И даже в старости сохраняла те качества доброты и высокой наивности, которые многие из нас теряют раньше времени. Конечно же, у нее есть работы, наполненные грустью. Поскольку ее судьба была не только радостной… 

* * *

Здесь, в музее Тараса Шевченко, соприкасаясь с искусством великой национальной художницы, порой поражаешься, насколько эта удивительная женщина из украинского села была глубоко фантазийной и поэтической натурой. Ее полотна с изображением различной удивительной живности поражают своей легкостью и воздушностью. Все как будто бы пропитано украинским мироощущением, этническим колоритом. Да и названия ее работ родом из детства — «Поліська болотяна зебра», «Український поліський бичок-третячок гуляє у лісі та силу збирає», «Черепаха ішла-ішла, оглянулась назад — ті самі квітки стоять, а вона на одному місці тупає», «Крилатий кінь», «Довгошия звірина чухається, не думає, що зима буде», «Корова отака дасть п’ять тисяч літрів молока», «Ушатка ізловила рака»… 

Возможно, некоторые фантасмагории Примаченко на тему животных будущие поколения возьмутся расшифровывать? Поскольку образы птиц и зверей полны тайных смыслов. Может быть, сильная поэтическая натура Марии Авксентьевны в состоянии пика ее творческих энергий выходила в какие-то другие измерения, в иную реальность? А уж потом, обретя некоторую недоступную другим информацию, художница делилась ею с человечеством посредством своих картин? 

Что же касается второго участника выставки — художника Алексея Шевчука — то он привнес в экспозицию особый смысл. Он как будто бы «оживил» девять персонажей фантастических животных картин Примаченко. И зебра, и лев, и корова, и черепаха, и иже с ними, выполненные из сена, будто сошли с полотен Марии Авксентьевны. Это воспринимается как некий 3D-формат. Только не в кино, а в живописи. К тому же сено — простой природный материал, столь же  «наивный», как и стиль художницы. Алексей Шевчук философски подошел к своей «сенной» живности, пытаясь разобраться в ее планетарной миссии. То есть в каждом из этих образов животных скульптор увидел некую формулу. Лев — формула благородства, Зебра — перемен, Корова — изобилия, Черепаха — скорости, Лисица — мудрости… И все эти формулы объединились на плахте скульптуры женщины-Мастера — трипольской бабы, а еще философа, творца, пастушки, символа плодородия и красоты. Это центральная фигура экспозиции. Как говорит Алексей, это — его любимая работа. 

— Эта выставка, в первую очередь, будет интересна детям. Мне кажется, они легко и непринужденно воспримут мои сенные инсталляции, — рассказывает ZN.UA скульптор Алексей ШЕВЧУК. — Да и такой природный материал как сено очень подходит для внешне простых и по-детски наивных бесценных шедевров художницы. Сено напоминает многомерную структуру мироздания, состоящую из таких же тонких нитей. 

— Работает ли еще кто-нибудь из наших скульпторов с таким материалом как сено?

— Знаю, что игрушки из сена делают. Что же касается подобных скульптур, то с творчеством других скульпторов не знаком, не знаю. В основе того или иного животного лежит металлический каркас, на который уже накладывается сено. Определенно моей новацией является роспись по сену… 

— А почему вас заинтересовало именно творчество Марии Примаченко? 

— Мне кажется, что других художников с таким полетом фантазии, как у нее, просто трудно вспомнить… Еще когда в 1937 Мария Авксентьевна году была в Париже на всемирной выставке, она получила Золотую медаль, удивив своими картинами придирчивый мир искусствоведов. А когда Пикассо показали ее картины, он заметил, что если бы она жила во Франции, то могла бы стать намного известнее, нежели он сам. Украина обладает большим количеством работ этой художницы. Так что мой проект — поклон творчеству мастера. 

 

Из досье ZN.UA

Мария Примаченко родилась 30 декабря (12 января) 1909 года в селе Болотня (Иванковский район Киевской области). В этих местах она и провела всю жизнь. Отец художницы, Авксентий Григорьевич, был плотником-виртуозом, мастерил дворовые ограждения. Ее мать, Прасковья Васильевна, была мастером вышивания. Детство Примаченко было омрачено страшным недугом — полиомиелитом. Это сделало ее не по-детски серьезной и наблюдательной, обострило слух и зрение. Мария Авксентьевна достойно и мужественно перенесла жизненные невзгоды, познала счастье любви (муж погиб на фронте) и счастье материнства (сын Федор — народный художник). Арт-критики отмечают: «в произведениях Примаченко очень большая степень условности, художница отличается большим творческим воображением, поэтому одна из важнейших черт ее творчества — фантастичность, при очевидном лаконизме художественных сюжетов… Сильная творческая индивидуальность, самостоятельное художественное мышление позволили Примаченко в изображения то ли домашних животных, то ли птиц, то ли диких экзотических животных — львов, слонов, носорогов, единорогов, жирафов — привносить выдумку и раскованность. Поэтому в ее творчестве и появлялись сказочные животные, раскрашенные в фантастические цвета...». 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно