Мария Левитская: "Я знаю место, где летает Бог…"

22 мая, 2015, 00:00 Распечатать

Галерея "Митець" представила персональную выставку Марии Левитской — народного художника Украины, главного художника Национальной оперы Украины, лауреата Шевченковской премии. Знаменитая художница переносит зрителя и в мир своих спектаклей, и в пространство своих ярких живописных снов. Именно на этой выставке — ее станковая живопись, созданная во время путешествий по Азии, Америке, Европе.

© Василий Артюшенко, ZN.UA

 

Галерея "Митець" представила персональную выставку Марии Левитской — народного художника Украины, главного художника Национальной оперы Украины, лауреата Шевченковской премии. 

Знаменитая художница переносит зрителя и в мир своих спектаклей, и в пространство своих ярких живописных снов. Именно на этой выставке — ее станковая живопись, созданная во время путешествий по Азии, Америке, Европе. Здесь же — потрясающие впечатления Левитской, зафиксированные в Большом американском каньоне. И, естественно, — яркий, солнечный, красочный мир родной Украины. 

Мария Сергеевна, как сценограф и художник по костюмам, создала их для более
160 опер, балетов, драматических спектаклей. География ее постановок — Украина, Япония, Канада, Польша, Словения… Среди ее спектаклей в Национальной опере — "Турандот", "Макбет", "Сказка о царе Салтане", "Бал-маскарад", "Пиковая дама" etc. В Национальном театре им. Леси Украинки — "Нахлебник", "Любовное безумие", "Сто пятая страница про любовь"…

Левитська_3
Василий Артюшенко, ZN.UA
 

 

— На вашей персональной выставке под названием "Очарована красотой" — заметно много цветов (на живописных работах). Это ваше осознанное стремление — несколько "расцветить" нашу жизнь, где в последнее время так много тревог и темного цвета? 

— Моя мама, Ирина Левитская — известный украинский художник-монументалист, она же — великолепный колорист. И когда перешла определенный возрастной рубеж, начала много писать как живописец. 

…Когда мамы не стало, я ощутила безумную потребность заменить ее — у этюдника. 

При этом отношусь к себе достаточно критично и иногда говорю: раньше я отнюдь не отличалась высоким уровнем живописных возможностей! 

Но количество рано или поздно переходит в качество. И в какой-то момент у меня "пошло". Я увидела цвет. 

Ведь смотреть и видеть — это у художников разные вещи. 

Работа в театре — работа в закрытом помещении, в темном зале. Ты не ощущаешь весны, цветения… Особенно в мае. Когда входишь в театр — дерево только зацвело, выходишь — лепестки уже опали… 

Но и в этом, и в прошлом году график у театра другой, поэтому я начала писать свои работы весной. И плавно перешла в лето. 

Собственно, оперный театр также требует живописных декораций. Поскольку, к сожалению, современные европейские технологии нам пока недоступны. 

И для того, чтобы создавать в опере живописные декорации, нужно писать с натуры. Нужно познать ту же сирень: ее форму, цвет… Нельзя фантазировать на тему природных явлений, если ты их не познал и не ощутил. 

Я уже несколько лет читаю историю сценографии в университете им. Карпенко-Карого. И открыла для себя столько художников, которых раньше не знала. Их уровень мастерства был необычайно высок… Это необходимо и для собственного роста. 

— Куда в последнее время вы чаще всего ездите — в поисках живописной натуры? Какие это места — в Украине или за рубежом? 

— В данный момент нахожусь в Черниговской области — возле Десны. Здесь несказанная красота! Я — садовник-первогодка, но сама посадила гигантские подсолнухи, поливала их. Это живая натура. А как-то поставила этюдник в подсолнухи, встала между ними, выдавила краски. И в этот момент начался ураган! Подсолнухи поломались, пришлось рисовать их в уже собранных букетах. 

Левитська_1
Василий Артюшенко, ZN.UA

Если еще говорить о живописной натуре, вспоминаю свою поездку на Гранд-каньон в Америке. Причем спускалась в каньон самостоятельно — в августе. Это заняло более шести часов. Там есть горная тропинка, по которой ковбои также спускают туристов и продукты за 180 долларов. За эти деньги мне везли папку с бумагой и пастель. В результате за полтора суток у меня вышло четыре или пять работ пастелью. 

Назад подымалась уже больше 10 часов. И те же ковбои несли наверх уже готовые мои работы… 

Незабываемое путешествие — в монастырь Санта-Катарина. Это жемчужина Синая. У меня была давняя мечта побывать в этом месте. И я там пробыла полтора месяца. Хотя туристов привозят туда на час-два. Там довольно большой перепад температур: днем в марте — плюс 30, а вечером — плюс 6. Необыкновенно быстрый закат солнца: 15 минут — и все. Ночь. У меня сын в конце дня выдирал из рук кисти, потому что руки коченели. 

Но это никакой не героизм. Это счастье — смотреть, как солнце движется по горам, вслушиваясь в тишину. Санта-Катарина — место, где летает Бог. 

— Мария Сергеевна, что более всего вдохновляет вас именно сегодня? Может быть, это новые проекты? Или сфера частной жизни? 

— Я — профессионал. А о вдохновении говорят любители. Входишь в материал — и уже от этого получаешь наслаждение. Это ежедневный труд, он приносит удовольствие и помогает выжить. И, если честно, эти качества распространяются на все виды моей деятельности. 

Левитська_2
Василий Артюшенко, ZN.UA

— А можете вспомнить самый продолжительный период подготовительной (творческой) работы к тому или иному спектаклю? 

— К "Бал-маскараду", помню, было написано декораторами около 5 тыс. метров живописи по нарисованным мною эскизам. А когда шла подготовка к "Дон Карлосу", также был продолжительный подготовительный период. Я специально ездила в Испанию — в монастырь, где похоронены родители Изабеллы Католички. Они мне разрешили все сфотографировать. Это было чудо! 

Далее — "Сказка о царе Салтане", весьма трудный спектакль. Как раз ушла мама… И я долго не могла работать. А ведь это детская яркая сказка! Но через пару месяцев положила на бумагу два мазка — красный и ярко зеленый — и работа пошла.

— Какой материал в разные времена для вас, как театрального художника,  казался наиболее "сопротивляемым"? 

— Начало работы над любым спектаклем — это всегда сложно. Бывает, хожу несколько дней вокруг да около, а потом начинаю работу и вхожу в ритм. Трудно сказать, наверное, каждый спектакль по-своему "сопротивляемый". Чем старше становлюсь, тем дольше работаю. Не знаю, почему… Может, от багажа знаний? Или чувство ответственности увеличивается? Каждый раз, начиная работу, знаю, что "ничего не знаю". Ведь я видела мир и уровень искусства. И это довлеет над тобой. Это одновременно и большое счастье, и какая-то проблема.

— Какие ваши новые работы в театрах — оперном и драматическом — увидим в ближайшее время? 

— Недавно у меня была встреча с Михаилом Резниковичем, художественным руководителем Театра им. Леси Украинки: будем совместно делать новый спектакль. Готовлюсь также к будущим премьерам в Национальной опере. 

А в настоящее время я счастлива, что у меня есть возможность созерцать весну, писать цветущие сады и запечатлеть на холсте осыпающиеся лепестки. 

— У вас достаточно большое количество подчиненных — это различные цеха театра… Как удается со всеми ладить, находить общий язык?

— Работа в театре —  это всегда коллегиальный труд. Я делаю эскизы, а саму работу по изготовлению спектакля выполняет большое количество людей. И я всегда к ним прислушиваюсь. Ведь все они талантливы, художники. Именно от них зависит исполнение моей работы. 

И если ты не находишь с ними внутреннего языка, не будет и результата. Я вкладываю свои эмоции в работу, а затем они — уже в мою работу — вкладывают свои эмоции и труд. 

Вообще эта дистанция — от задумки до финального воплощения — беспрерывный путь к компромиссу, поиску решений. То, что задумано изначально, редко получается. Спектакль всегда создается в стрессе, чувствуешь себя полудиспетчером. Но театр — это не профессия, это жизнь, если не сказать — диагноз. 

Многие приходят в театр, но не все задерживаются. Не выдерживают. Сюда нельзя приходить, "как на работу". Театру нужно отдавать всю душу. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно