Люди-маски. Концерт под елкой

28 декабря, 2015, 19:05 Распечатать Выпуск №50, 28 декабря-15 января

В составлении подобного рейтинга — великолепной семерки "людей-масок" — неоценимую помощь оказали студенты-первокурсники журфака. (Они сразу же всех угадали, воскликнув: "Маска, я тебя знаю!"). Правда, первоначальный замысел — вычленить в рейтинге какую-либо одну конкретную категорию — потерпел сокрушительное поражение. Поскольку переиграть орду политических фриков, беснующихся под куполом парламента, уже невозможно. Именно по этой причине синонимический ряд расширен. К поп-фрикам присовокупились другие ответвления нашей насыщенной китчеобразной жизни. Как поется в популярной песне — "Лица нам прикрывают маски! И кому-то всегда везет…" 

 

 

 

Мой замысел рискованный. В рамках предновогоднего шутливого "рейтинга" собрать под елкой популярных обладателей вызывающих масок. Дабы взбодрить кислое предновогоднее настроение! 

Разнообразные маски числятся в отделе кадров отечественного шоу-бизнеса под такими же разнообразными рубриками: "китч", "фрик", "гламур", "политический юмор" (см. избранную терминологию по заданной теме). 

Эти люди и эти маски — в наши невеселые времена — служат трудовому и ленивому народу источником неиссякаемого веселья и бессмысленной радости. 

В составлении подобного рейтинга — великолепной семерки "людей-масок" — неоценимую помощь оказали студенты-первокурсники журфака. (Они сразу же всех угадали, воскликнув: "Маска, я тебя знаю!"). 

Правда, первоначальный замысел — вычленить в рейтинге какую-либо одну конкретную категорию — потерпел сокрушительное поражение. Поскольку переиграть орду политических фриков, беснующихся под куполом парламента, уже невозможно. 

Именно по этой причине синонимический ряд расширен. К поп-фрикам присовокупились другие ответвления нашей насыщенной китчеобразной жизни. Как поется в популярной песне — "Лица нам прикрывают маски! И кому-то всегда везет…" 

Вот и эти — везунчики и провокаторы. Незаменимая составляющая новогоднего телеменю. 

Так что скромная цель заметок — проста как дверь: попытаться выяснить — за что их любят, какую роль эти маски играют в общественном сознании и подсознании? 

Виталька 

Его песенка "Мама, я хочу ёлочку!" на YouТube собрала немыслимые миллионы просмотров. Под "ёлочкой" подразумевается "телочка". Это любимая "лексема" идиота-Витальки, главного лица телеканала ТЕТ. 

Виталька — существо бессмысленное, но иногда благородное. Во-первых, "оно" облагораживает рейтинг канала. Во-вторых, есть в его похотливых похождениях шлейф добродушного идиотизма. 

Он — как волшебник-недоучка и как секс-символ—неудачник. Как неумеха-маньяк с ранимым сердцем. 

Украинского Витальку сравнивают с популярным западным героем — мистером Бином (Роуэн Аткинсон). Но, естественно, между Украиной и Западом даже в вопросе синонимии масок существует заметная разница. 

Мистер Бин — нем, как рыба. У Витальки — не закрывается рот. Он попадает в ситуации такие же глупые, как сам. Поддевает пожилых соседок и цветущих девчонок. Тупит и хорохорится, гордясь раздутым мужским "эго". 

Родословная персонажа предполагает фольклорный замес. Виталька — Иванушка-дурачок нашего китчеподобного третьего тысячелетия. Только вставленный не в радужно-сказочную обертку, а в бесстыдно-жлобскую и уничижительно пошлую. 

Сотни виталек (и вы не обижайтесь) беззаботно живут "вне эфира" — в спальных районах, городах-миллионниках, районных центрах. Поэтому на телеэкране — собирательный образ "низовой" антикультуры (если искать ассоциации с Рабле). 

Приключения Витальки на пляже ли, в бане ли (где угодно) — поиск маленьким жлобом, условно говоря, своего же утраченного, большого "достоинства". Через утверждение себя и хамовато-настырное домогательство — кого бы то ни было. 

Каким бы бессмысленным, наглым или недоразвитым ни казался этот человек в глупой маске (вместо лица), незлобливости и сердечности ему не занимать. Он хоть и дурак, но безобидный. Пошлый, но искренний. 

Носителем маски Витальки является артист Игорь Ярославович Бирча. Этот уроженец Кировоградской области в свое время вырос из шинели КВН. Пародировал таких "гигантов" как Л.Кучма, В.Ющенко, В.Янукович, Ю.Тимошенко. Но оказалось, его подлинное призвание — роль маленького смешного человечка с хронически-идиотской гримасой. 

Однажды мы случайно пересеклись с артистом в утреннем эфире "Нового" канала. И, признаюсь, я был ошарашен. Ничего более контрастно несопоставимого нежели Виталька и Игорь представить себе не мог. 

Первый — глупый маргинал без тормозов и предрассудков. 

Второй — интеллигентный, тактичный, умный человек, который любит своего персонажа, как брата, яростно защищая спорного телесубъекта от хулителей и критиканов. 

Это тот случай, когда маска не приросла к человеку. Все-таки они живут параллельными сюжетами, встречаясь в условленном месте — на экране или корпоративе. Или в том самом клипе — про "телочку" и "ёлочку". При этом каждый из них явно все еще ищет свой "идеал". 

Дословно: "Я сторонник идеальной семьи, поэтому если и женюсь, то раз и навсегда. Я перестал оценивать женщин по каким-то параметрам. Все мы люди, и у каждого есть плюсы и минусы, достоинства и недостатки. Я не утратил способности влюбляться, просто жду, когда в районе грудной клетки вдруг ударит маленькая молния". 

Оля

Очевидное — невероятное: исполнительница простонародного и безбашенного хита "Шлепки", как оказалось, окончила музыкальную школу (фортепиано); музыкальное училище им. М.Леонтовича (хоровое дирижирование); Киевский Национальный университет культуры и искусств (эстрадный вокал). 

Она окончила Музыкальную академию им. П.Чайковского, получив диплом оперной певицы. И в пресс-релизах обозначает диапазон своего голоса — "три октавы". 

Релизы не переспоришь! 

Маска "Оля Полякова" — Ольга Юрьевна Полякова. Именует себя Суперблондинкой и главной Снегурочкой страны. 

Суперблондинкой, судя по всему, она будет оставаться долго. 

А вот Снегурочку, похоже, постигнет историческая ревизия — вслед за Дедом Морозом, которого собираются списать в запас. 

Секрет массового успеха "Оли Поляковой" вроде на поверхности: два прихлопа — три притопа, веселая девчонка, хорошая подруга. 

В то же время секрет успеха и на дне душевных чаяний особо благодарной ее аудитории — женской. Среди потребительниц и покупательниц "шлепок" (и других товаров легкой эстрадной промышленности) — разведенки и брошенки, такие же блондинки (гламурные и не очень), успешные бизнес-леди и откровенные шалавы. 

Работая под гламурную женщину-вамп, фрик-"Оля" как-то так и объединила вокруг себя страждущих и уже настрадавшихся. 

В текстах ее песенок, есть громкий вызов и эмоциональный напор, а также нескрываемая нагловатость по отношению к объекту и субъекту песенных произведений. 

Скажем, на большой имперской эстраде существуют два поп-архетипа, нацеленные на различные женские аудитории. Допустим, "примадонна" — высокий штиль, по-цветаевски "вопль женщин всех времен". А, скажем, "императрица" — образ самозванки, а на самом деле — "кастелянша". 

Здесь у нас, на примере Суперблондинки, иной поворот. В таком поп-образе нет серьезности или претенциозности, присущей иным дивам (поп-маскам). "Оля" не зарится на поп-королевство, ей комфортно и на детской игровой площадке (когда играет Снегурочку или гламурную Барби-клоунессу). Ее водоем, где она свободна как рыба, скорее цирковая арена, а не пафосный дворец искусств. Сама она (в кокошнике или шлепках, с дипломом оперной певицы) относится с нескрываемым юмором к своему персонажу. 

Дословно: "На мои концерты ходят абсолютно все! Дети, бабы, мужики, бабушки… Дедушки тоже есть. Но они шифруются". 

Вова

Опять — про "наше все". Про неиссякаемый источник публицистических текстов и кухонных дискуссий, политических прогнозов и даже призраков цензуры. (Если иметь в виду симптоматичные информационные выхлопы в связи с возможным закрытием того или иного выпуска "Вечернего квартала"). 

Сам Владимир Зеленский, как человек и пароход (держатель акций крупнейшей монополии по производству политического телеюмора), наверняка пребывает в не таких уж простых взаимоотношениях со своим телевизионным альтер-эго. То есть ролевым отражением, то есть тем "Вовой", который един в разнообразных ипостасях — от президента Ющенко до какого-нибудь обкуренного гаишника.

Как талантливый артист и хитрый бизнесмен, Зеленский подчиняет вереницу своих масок (адаптируемых под тот или иной сюжет) — долгу службы, бизнес-интересу, несокрушимому рейтингу. 

В таком подчинении — вершин и низин, верхов и низов — он опять виртуозен. Как сверхигрок. 

Сложно говорить о какой-либо адресной его аудитории или доминировании какой-то одной маски из его репертуарного маскарада. 

Он — один для всех. Один — на всех. Она (маска) — возникает по любому ситуативному социальному вызову. Она (маска) не имеет ничего общего с фриками, скорее это "антифрик" — расчетливый игрок-лицедей. 

Его эфирная неуязвимость (несмотря на разговоры о цензуре) — как раз и является свидетельством виртуозности. (Пошел бы с детства в скрипачи — добился бы не меньших успехов). 

С недавних пор Зеленский снова у всех на устах как "слуга народа". В одноименном сериале и в обновленной маске. 

Кто изучал комментарии под некоторыми сериями на YouTube, тот должен прослезиться. У народа появился новейший политический фетиш — актер, сыгравший "хорошего" президента. 

Десятки граждан (явно не "боты") на полном серьезе требуют создания политсилы во главе с Вовой (Васей), лихо разоблачающим то, что давным-давно разоблачено — в сериалах, скетчах, ежедневных сводках новостей. 

Судя по всему, Вова (он же Вася), то есть г-н Зеленский, явно или подсознательно инвестирует свое творчество — в какую-нибудь социально-политическую перспективу… 

А с другой стороны: чем этот не вышел, если другим позволено устраивать маскарад, именуя себя такими же "слугами"? 

Конечно, его возможные инвестиции — благодарны и благодатны: еще раз посмотрят, а затем проголосуют (как миленькие). Тут который год "инвестируешь" душу в искусство театра безо всякой надежды на результат. Ну а тот творец, который ставит на политику — тот (умник): он сразу определяет искомую цель. 

Срывая маски с иных, он знает силу и цену — собственной маске. 

Леша

Игра на слияние человека и маски давно и эффектно выстраивается и в случае с Алексеем Дурневым — экс-ведущим телеканала ТЕТ. 

Полтора года назад на этом канале было прекращено производство проекта "Дурнев+1" (расширенная версия интернет-проекта "Люмпены"). Согласно статистике, в эфир вышло 150 выпусков "Д+1": маячила номинация на "Телетриумф". И согласно той же статистике, подписка на страничку "Д+1" (а также на личные страницы ведущего) достигала рекордного полумиллиона. 

(Только за первые полгода на официальном канале программы в YouTube насчитывалось 160 млн. просмотров). 

Это, конечно, цифры нешуточные и им есть объяснение. 

Дурнев играет и заигрывает с люмпен-электоратом, с маргинесом. Чувствуя и себя — своим среди своих. 

Таков ли он на самом деле? Свойственны ли парнишке из Мариуполя иные "души прекрасные порывы"? Судя по всему, этот — явно не дурак. Если прыгнул выше головы, достигнув максимальных рейтинговых планок. 

За нахрапистой самоиронией он, похоже, прячет свое саркастическое отношение к людям (а может и к человечеству?).

Тем временем, по его откровениям сложно определить, кто же он на самом деле — айсберг или человек?. Развязность и бесцеремонность, навороты "парня своего в доску" соседствуют с волнами ситуативного замешательства, выдающего в нем же — некую слабость. 

Получив в свое время диплом Харьковского университета (по специальности "Безопасность информационных технологий"), Дурнев в каком-то смысле и сам превратился в технологию. Особенно в связи с выборами в Чернигове. Когда развернулась горячая мужская схватка между кандидатами в депутаты — самим Дурневым и гвардейцами кардинала Ляшко. (Если помните, Дурнева обвиняли в том, что он в пылу политбаталий в качестве аргумента привселюдно выставил "достоинство". И "враг" был на время повержен). 

Было—не было ("достоинство") — неважно. Дурнев как раз и играл в ту игру, которая положена, согласно жанру. 

Дурдом — так называется "жанр", в котором обитает персонаж и его исполнитель. 

Кстати говоря, явление Дурнева в облике слуги народа (в каком-нибудь местном или даже главном парламенте) — никого бы не удивило. И там он прослыл бы своим. "Мы с тобой одной крови" — лозунг Маугли всех примиряет: правых и левых, умных и дурневых. 

Дурнев (как маска и отмазка), между тем, успел успешно поиграть и на низких инстинктах, и на частичном одичании люмпен-электората, на пресыщенности продвинутых телезрителей. Одни видели в нем свое отражение, другие — шута, готового дерзить всегда. 

На днях по каким-то астральным причинам меня пригласили на канал "НЛО" (студия в районе промзоны на Рыбальском полуострове) — поговорить на тему украинского театра. (Тогда же подумалось, — театральная тематика, очевидно, уже удел инопланетян, иногда приземляющихся на Рыбальский прямо с тарелок). В студии, на пестром диване, вдруг, в качестве интервьюера оказался Дурнев. Поначалу ожидал, что он начнет хамить, наезжать, ловить на слове. Ан, нет. Я сам открыл рот — ему только и оставалось, что хлопать ресницами. 

Значит, все-таки есть издержки в технологии нахрапистого образа "Дурнева", если даже скромный критик может поставить на место нескромную маску. 

Дословно: "Посторонние люди, в основном, неприятны. Не то, чтобы я им что-то плохое желаю, мне просто неприятно с ними общаться. Они все мне кажутся глупыми, ограниченными, закомплексоваными и несклонными к самоиронии. Поэтому я стараюсь их избегать". 

Вера

Первопроходица и пионерка (всем ребятам примерка) на территории постсоветского китча — Верка Сердючка. Она осваивает эту целину с 90-х. И за это время у нее появилось множество подражательниц разных полов и сословий.

Сама Сердючка за продолжительный период деятельности плавно вошла даже в скрижали научных монографий: ее образом и местом в масскульте, например, живо заинтересована ученая Т.Гундорова. 

Сердючка, когда-то предложив народу свою веселую маску (со всем последующим репертуаром), между тем, с первых шагов своей "жизни в искусстве" пыталась дистанцироваться — от артиста. 

Точнее, сам артист многократно подчеркивал: она — это она, а я — это я. Упорно утверждая свою автономность (разными способами). В том числе и сочинением инструментальных композиций в стиле Раймонда Паулса или небанальными интервью, в которых выглядел куда умнее своей главной роли. 

За долгий период существования маска Сердючка рассказала много смешного и обстебала не одну бытовую ситуацию, после чего громогласно запела. Тем самым окончательно закрепив себя в формате "райцентровского гламура", в разделе "китч для богатых и бедных". 

Допелась, как известно, до почетного места на Евровидении. 

И тут — резкая пауза. Минута молчания. 

В последние сезоны эта маска как-то выразительно умолкла. Ее будто языком слизало из эфиров и хит-парадов. 

Время от времени долетают какие-то известия из США и Европы, где она вместе с "мамой" как-то взбадривает тамошнее скромное обаяние буржуазии. 

А дома — кризис жанра? Или иное? 

Объяснение — ниже (если кто не знал). 

Тем временем, именно Сердючка оказалась Кассандрой и Вангой нашего шоу-бизнеса, когда с европейской поп-трибуны раньше других заявила: "Раша, гудбай!" 

Как бы впоследствии ни отмазывалась от пророческих поп-заявлений (утверждая, что в ее тексте сугубо акынские мотивы, а никак не политподтекст), все уже неважно! Слово сказано, пророчество — наяву. 

В этом смысле опять намекну: в который раз именно устами шута гласит скорбная и трудная истина. 

Еще один пророческий хит от Сердючки — из новогоднего фильма "За двумя зайцами". Около десяти лет назад эта песня была поддана обструкции — за неуважение к тексту государственного гимна. (Помню, даже я "наезжал"). Теперь-то, с высоты прожитого, остроумное видится — на расстоянии. 

"Ще не вмерла Україна, если мы гуляем так!" — песня в ее нынешнем звучании — меняет адресную аудиторию. Раньше был сугубо народный хит. С некоторых пор — откровенный хит олигархата. Вот кто — "гуляет". И вот кому — "весело", когда у других печаль.  

Иногда с такой же печалью оглядываюсь в недавнее прошлое, когда в "Дежавю" (на ул. Хмельницкого), порою, засиживались с отцом-основателем Сердючки (то есть с самим народным артистом) — и подолгу общались на серьезные творческие темы: комическое и трагическое в жизни и на эстраде, пародии и подмены, двойники и оригиналы, шоу-бизнесовые расклады. 

Теперь — вдали от родины — тот же веселый голос говорит довольно грустные вещи. 

Дословно: "Украинцам сейчас не до веселья. Я не хочу, чтобы фразы из моего репертуара раскладывали на составляющие, придавали им политический подтекст, которого в действительности нет. Я не так много понимаю в политике и еще меньше хочу высказываться по этому поводу. Именно поэтому я и не комментирую то, что происходит". 

Dzidzio

В сети эта группа стала популярной благодаря монологам о поросенке Мейсоне, который (будто бы) оказался идейным вдохновителем проекта. 

Но это, естественно, шутка. А серьезно то, что настоящим наставником для веселых ребят стал легендарный Кузьма. Он и поддержал первые шаги земляков в 2009 году. 

DZIDZIО появились во Львовской области в городе Новояворовск. У истоков явления стояли Михайло Хома и Олег Турко. Впоследствии получившие свои яркие маски — собственно DZIDZIO и друг его Лесик. 

Декларируемая цель проекта — стеб штампов и нафталина, а заодно остальных рогов и копыт скверного шоу-бизнеса. 

Для этого DZIDZIO прибегают даже к ненормативной лексике. 

Тем не менее, фрик-образ лидера команды — загадочный комик-чудак с накладной бородой и усами — сам по себе оказался неотъемлемым элементом теперешней шоу-бизнесовой конструкции. И уже впору стебать — их самих. За то, что часто бесцеремонно — стебут иных. 

Стеб и пародии в обрамлении фрик-причандалов на квази шоу-бизнес — и снова колоссальное внимание масс к такому продукту. Около 50 млн. просмотров насчитывает официальный канал DZIDZIO в YouTube. 

Тем не менее, не всегда — одобрямс. В СМИ однажды проникло открытое письмо львовского священника, посетившего со своими детьми концерт этой группы. 

Святой отец написал — грешным: "Сказать, что я чувствовал себя на вашем концерте неудобно — ничего не сказать. И не только потому, что я — священник, но и потому что я — отец и украинец. От текста некоторых песен я втягивал голову в плечи по самые уши. Вы, как христианин, должны понимать, какое влияние может иметь творчество на подрастающее поколение. Есть много ненормативной лексики, песни с недвусмысленными намеками и много чего еще, от чего я хотел своих детей оградить…"

Неизвестно получил ли отец Олег пламенный ответ от лидера DZIDZIO? 

Со своей стороны и ZN.UA получило ответы от группы.  

Дима

Одинокий фрик с печальными глазами и душой нараспашку. Иногда именно "так" (поЭтически) хотелось бы живописать телеобраз, воплощаемый в разнообразных программах и клипах Дмитрием Коляденко. 

Надеюсь, на "фрика" он не обижается. Поскольку сознательно эксплуатирует все составляющие этого имиджа. У него ярчайший, попугайский экстравагантный облик, его отличает зачастую эпатирующее поведение и неординарное мировоззрение. 

Эта маска — сродни круглогодичной новогодней елке: батарейки не садятся, огоньки мигают, игрушки сверкают днем и ночью. 

Как и многие герои этой "великолепной семерки" (Виталька, Вера, Оля и другие), неугомонный Дима тоже не мог не запеть — во весь голос, что есть мочи. В ротациях музыкальных каналов — и "Цем, цем, цем", и прочие произведения искусства. 

А начинал он когда-то в театре (Сумском драматическом); танцевал в оперетте; впоследствии окончил Парижскую школу современной хореографии. 

А уже в Киеве развернулся по полной программе как хореограф, танцовщик, телеведущий, участник мюзиклов Семена Горова. Но главное — как яркий, публичный фрик-персонаж, поющий и танцующий, восседающий в качестве судьи на всевозможных телешоу (вроде "Фабрики звезд"). 

Кстати, когда в газетах пишут, что главная причина его исторического расставания с Ириной Билык в том, что Дима (будто бы) колотил свою бывшую жену (буквально "убивал"), то поверить в эти "технологии" невозможно. Такой — комара не прихлопнет. И муху не обидит. 

Кажется, образ и сущность этой фрик-маски — только радость и вечный праздник, который всегда с тобой, если останешься один на один — с телевизором в новогоднюю ночь. 

Дословно (от Д.Коляденко): "Давайте улыбаться, целоваться и думать о хорошем, тогда все плохое уйдет!"

Терминология. Фрик (англ.freak) — человек, отличающийся эпатажным поведением и экстравагантным обликом: часто это публичные люди творческих профессий. Китч (нем.kitsch) — явление массовой культуры, синоним халтуры; одно из проявлений — экстравагантность и крикливость внешнего образа. Гламур (франц. glamur) — в современном восприятии: культура массового потребления, в основе которой акцент на внешний блеск и мнимую роскошь. 

Уточнения. Для рейтинга "Люди-маски" в качестве потенциальных кандидатов студентами-первокурсниками журфака также были названы: Потап (Алексей Потапенко); Виталий Седюк (экс-репортер канала "1+1", некогда целовавший Уилла Смитта); дива Монро (Александр Петрович Федяев); Елена Кравец (боевая подруга Зеленского), Евгений Кошевой (боевой друг Зеленского), Даша Ши (экс-ведущая скандального проекта "Дурнев+1"). 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №47, 7 декабря-13 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно