Любите ли вы мультфильмы? «КРОК-2008»: доплыть до триумфа

10 октября, 2008, 13:13 Распечатать Выпуск №38, 10 октября-17 октября

Уже подведены итоги XV Международного фестиваля анимационных фильмов «КРОК». Проект, удостоенный Гран-при, — мультфильм бельгийского режиссера Йоана Польфора «Странник»...

Уже подведены итоги XV Международного фестиваля анимационных фильмов «КРОК». Проект, удостоенный Гран-при, — мультфильм бельгийского режиссера Йоана Польфора «Странник». Нынешний «КРОК» курсировал по маршруту Санкт-Петербург—Валаам—Мандроги—Кижи—Горицы—Ярославль—Москва на теплоходе «Виссарион Белинский». Присутствие великого критика явно ощущалась на борту: исподволь возникал риторический вопрос: «Любите ли вы мультфильмы так…?»

Конкурсная программа в этом году была поделена на три категории. В первой студенческие фильмы. (Курсовые работы, созданные на разных этапах, в процессе обучения). Вторая категория «дипломная работа». К третей относился первый профессиональный фильм, снятый вне стен учебного заведения.

По мере просмотра каждой из категорий проходил анализ увиденного. Происходило это без жюри и выглядело в духе «бесед по душам». Лицом к лицу — дебютанты и зрители. И только в центре их разделял ведущий, он же мастер.

Первый «разбор полетов» выпал на долю режиссера Ивана Максимова. Режиссер-романтик оказался человеком дела, а не слова. Ему так и не удалось выудить у начинающих: зачем взялись за ту или иную тему? Его разбор был скорее личным советом, «как бы сделал я, будь на вашем месте».

Вторую категорию просмотра подытожил его коллега Михаил Алдашин. Тут четче вырисовалось, кто и что хотел сказать (и что из этого вышло).

Ну а когда в третьей категории наступила очередь «разборок» с Юрием Норштейном, участники и сами с удовольствием откровенно признавались в своих намерениях.

Уже тогда вырисовалась общая картина молодежных пристрастий. Если в процессе обучения преобладали работы на заданную тему, то чем дальше — у ребят появлялась свобода выбора.

Не берусь классифицировать (через запятую) все избранные в этом году темы. Замечу только, что «фильмов ужасов» было поменьше. А если и были, то в них преобладали скорее детские страхи.

В большей степени начинающим творцам удалось раскрыться в том, что они уже успели прочувствовать и пережить. При таком подходе конкурсную программу легко разделить на желание соригинальничать и желание передать пропущенный через себя материал.

Своеобразно эту мысль выразил Норштейн: «Не важен возраст художника, важна степень его переживаний».

Среди дипломных работ удивил фильм Людмилы Липовки «Много снов назад». Девушка замахнулась на случай из практики Юнга… В ее фильме — тема непонимания между отцом и его маленькой дочерью. Ребенку снятся кошмары. Девочка их зарисовывает. Тема ночных страхов к тому же нагнетается отцом, который причитает «если бы я раньше обратил внимание на ее рисунки», отчего кажется, что трагедия неизбежна, только в финале ничего подобного не происходит.

Как выяснилось, автор Юнга не читала. Желание обратиться к философской теме возникло случайно: попался сценарий. Согласно сюжету, девочке снились вовсе не кошмары, а на нее навалились… знания человечества. Поэтому и находиться во власти снов куда интереснее, чем жить наяву.

Оператору из Екатеринбурга Зое Киреевой предложили сделать свой первый режиссерский фильм. С условием: «О детях или для них же!». И тогда Зоя вспомнила историю своей первой «неразделенной» любви в детском саду. Так и родился фильм «Девочка дура». Это задумка, которую постановщик внятно и иронично передала, будучи одновременно и сценаристом, и режиссером. За что и была награждена (в третьей категории) призом и денежной премией.

Юрий Норштейн сказал на «КРОКе»: «Если у художника появляется чувство брезгливости, нужно оставить искусство». У самих же мастеров откровенное чувство брезгливости вызывал клиповый монтаж: «С клиповым сознанием нужно снимать рекламный ролик! У искусства другие задачи».

Мастера-аниматоры к компьютеру относятся как к вспомогательному инструменту. Кроме того, начинающих то и дело упрекали в подражании определенной школе или учителю.

Но и этот упрек тоже по-своему развеял Норштейн: «Я не знаю ни одного творца, на которого бы не повлиял другой».

В результате этот тезис подтвердило и жюри, наградив специальным призом за лучшую программу Бельгийскую школу.

Практически все фильмы этой школы отмечены наградами. Так, двухминутная картина «Давай скорее», в которой главными героями оказались мандарины и бананы в одной мясорубке, была отмечена «За искусную игру реальными предметами».

Фильм «Администраторы», полагаю, окажется понятным всем народам, поскольку его герой, кролик, пытаясь остановить лесной пожар, обращается во все инстанции, но администраторы всякий раз отсылают его по новому кругу… Кролик кружится по кабинетам до тех пор, пока пожар не настигает уже самих бюрократов.

Это динамичная эмоциональная история, за что режиссер Роман Клочков и получил приз во второй категории (плюс четыре тыс. долл.).

Сложнее объяснить сюжет фильма, удостоенного Гран-при. Он тоже достался Бельгийской школе. И его заслужил Йоан Польфор за фильм «Странник». Пожалуй, это самое неожиданное решение жюри. При первом показе фильм не запомнился. В аннотации сказано, что снята лента «по поэме Бодлера». За комментарием пришлось обратиться к Андрею Куркову. Он как раз тонко почувствовал эту историю... «То, что это была она, а не он, как заявлено в названии, пожалуй, мы все увидели, — говорит Курков. — А о том, что судьба бросала ее от одного мужчины к другому, и она оказывалась отвергнутой, догадались. Но, мне кажется, что с этим фильмом не произошло главного — он не заставил сопереживать героине».

Зрительские симпатии не всегда совпадают с мнением жюри. Чего нельзя сказать об особом призе — «Пластилиновой вороне», — который учредили в память об Александре Татарском. В этом году «Вороны» удостоилась французская картина «Хвост мышки» Бенджамена Рене с формулировкой «За высший пилотаж».

Яркий кукольный французский фильм, сорвавший аплодисменты на просмотре, «Я люблю тебя мама» получил диплом с мотивировкой «За политнекорректность». Я бы из этой формулировки убрала частицу «не». И добавила бы эту частицу к диплому, который получила режиссер Вероника Федотова за ленту «Король забывает».

Пожалуй, это одна из самых добрых сказок, которую хочется рекомендовать смотреть политикам перед сном. Сюжет наивен. Король забывает, зачем созвал войско, а поскольку уже созвал, то нужно что-то решать… Он и предлагает… спеть. В то время как войско поет и пританцовывает на плацу, на королевство уже надвигается соседнее войско. Поведение «поющего» короля обескуражило противника. Он присоединяется к чужестранному хору. Последняя фраза в сказке: «И решили они так встречаться чаще, запросто, по-соседски, без предупреждений».

Украинские студенты на «КРОКе» показали несколько работ. Одна из них — автопортрет Екатерины Чепик «Катеринка представляет» удостоена диплома «За свежий и легкий взгляд». Как заметил Евгений Сивоконь, студентка эта отказалась ехать на фестиваль, «боясь пропустить учебный процесс». Признался, что таких студентов в университете Карпенко-Карого не много, но все же на его курсе появились молодые люди с амбициями, которые стремятся делать «свое кино». Надеюсь, на следующий «КРОК» эти молодые все-таки доплывут за своими трофеями.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно