Львов под флагом джаза

Поделиться
Западная «столица» нашей родины, славный Львов, намедни принимал музыкальную делегацию джазменов со всего мира.

Западная «столица» нашей родины, славный Львов, намедни принимал музыкальную делегацию джазменов со всего мира. В рамках проекта «Альфа джаз фест». Как известно, этой акцией в Украине занимается известный российский бизнесмен (уроженец Львова) Михаил Фридман: обладая личным состоянием 15,1 млрд. долл., в 2011 году он занял седьмую строчку в списке 200 богатейших бизнесменов России по версии журнала Forbes.

Очевидный успех предприятия свидетельствует: разные флаги могут разъединять, а подлинная музыка - она всегда как бальзам на ноющие раны.

На трех площадках Львова в течение трех фестивальных дней выступили 16 коллективов из США, России, Беларуси. Украина представила джазовое мастерство Львова, Харькова, Одессы, Днепропетровска и, естест­венно, Киева.

Львовскому событию предшествовал всеукраинский аудиоконкурс молодых джазовых исполнителей. И трое его победителей получили право выступить на уличной сцене (в районе Валовой) в обойме со старшими украинскими коллегами и в рамках одного фестиваля с суперзвездами джаза.

В основной программе было две киевские группы: молодого, весьма уверенно играющего саксофониста Вик­тора Павелко и приветливо-жизнерадостного в жизни и музыке барабанщика Александра Муренко (отмечу близкого духу лидера перспективного молодого альт-саксофониста Владимира Лебедева, энергия и манера которого стали главным украшением проекта).

Понравился слушателям и армяно-украинский коллектив Lela Project - временами томно-сладостный, а порой - по-кавказски острый… Его основу составляют надежная, как швейцарский банк, клавишница Наталья Лебедева и не менее опытный барабанщик - Алексей Фантаев. Не отстает от коллег и наступающая на пятки молодежь…

…Здесь, на Валовой, весьма интеллектуально звучала группа Acoustic Quartet (лидер Ефим Чупахин). Они играют сложно, современно, смыкаясь с серьезной новой музыкой.

Из трех дебютантов-победителей проведенного Djuice-конкурса наиболее самобытно звучал солист-бандурист из Одессы Георгий Матвиив. Импровизационная природа его бандуры располагает к свободе, к поиску. В сочетании с джазовой ритмикой и гармонией результат получился более чем обнадеживающий.

Увы, не удивило новизной и скроенностью формы трио из Днепро­петровска, в составе которого тоже была бандура. Ребята пытались фантазировать на тему украинских мелодий, но дальше изложения этой темы и ее повтора - фольклорная интонация «не пошла».

Зато приятной сыгранностью и творческим поиском порадовал киевский Brand New Quartet…

А уже в пяти минутах от Валовой - вторая джазовая площадка на площади Рынок. Здесь выступали более известные исполнители: белорусский Apple Tea, российский клавишник Андрей Кондаков и его коллеги из Brazil All Stars, не раз бывавшие в Украине. Их сменило прекрасное американское блюзовое трио во главе с гитаристом и певцом Васти Джексо­ном. Несколько «выбился» из общего культурного контекста этой же сцены поп-простоватый проект москвича Николая Арутюнова.

А вот «главным блюдом» фестиваля стали вечерние концерты open-air в парке имени Богдана Хмель­ниц­кого. Организаторы «Альфа джаз фест» соорудили огромную сце­ну, построили для зрителей три крытых нарядных помоста и дополнительно выставили экраны. Для всех желающих, не сумевших приобрести билеты, был установлен такой же экран – и за пределами платной зо­ны. Подобное внимание к публике часто наблюдается, в основном, лишь на крупных западных музыкальных фестивалях.

Большинство приглашенных во Львов зарубежных артистов уже выступало в нашей стране - в Киеве, в Харькове. Единст­венной «темной лошадкой» оставался впервые посетивший Украину мистер Вин­тон Марса­лис, прекрасный трубач и весьма успешный пропагандист джаза. Нака­ну­не концерта он дал мастер-класс студен­там и преподавателям Львовс­­­кой Нацио­нальной музыкальной академии им. Н.Лысенко.

Во время общения с молодежью мистер Марсалис превращается для подопечных то в старшего брата, то в отца. С восторгом львовяне впитывали каждое его слово и, естественно, каждый звук его трубы…

Мистер Марсалис уверен: для становления исполнителя нужно не только учиться у других музыкантов, необходимы также максимальное количество концертов и… творческие конфликты. Поскольку джаз - «достижение гармонии через притяжение и столкновение противоположностей». И привел один пример: в результате ссор вечно спорящих барабанщиков и басистов рождается позитивный музыкальный результат!

Естественно, ему можно верить. Лау­реат девяти Grammy как академический и джазовый трубач, Марсалис награжден еще и Пулитцеровской премией в области музыки. Благодаря его деятельности концерты джазовой музыки стали регулярно проходить в Лин­кольн-Центре. Он ведет образовательные программы на ТВ и радио, участ­вует в формировании джазовых вкусов американцев, занимается поддержкой молодых талантов, пропагандирует джаз далеко за пределами США.

Во Львове вместе с ним выступил квартет Игоря Бутмана. Известный российский музыкант представитель добротного академического джаза на постсоветском пространстве. Часто бывает в Украине. Всегда играет традиционно - «американизированно».

А вот выступление гитариста Джона Скофилда оказалось неординарным. Его и контрабасиста Рона Картера, игравшего во второй день, многие ожидали с большим нетерпением… В декабре Скофилду исполнится шестьдесят. Он переиграл, пожалуй, со всем джазовым бомондом современности. Он же владеет всеми существующими джазовыми направлениями. Это - беспримерный мастер неожиданных стилевых коктейлей. Его выступления порой непредсказуемы и зачастую, как и в этот раз, изысканно музыкальны. Он играл вырази­тельно-сокровенно. Выжимал из своей гитары интимно-нежное пианиссимо. Строил трогательно-простейшие блюзовые квадраты и тонко взаимодействовал с идеально выстроенными по балансу партнерами - пианистом и клавишником Майклом Экротом, контрабасистом Беном Стритом и барабанщиком Адамом Нуссбаумом.

Завершила первый львовский гала-концерт популярная полуджазовая группа Spyro Gyra. Они бывали у нас на Jazz In Kiev’е в 2009-м. И вновь американцы доставили удовольствие поклонникам «напористой» музыки.

Второй день на основной сцене был не менее интересен… Прослушав только лишь начало выступления квинтета саксофониста Билла Эванса, стало понятно, в чем же состоит концепция «Альфа джаза» и по какому принципу отбирались те или иные участники. Этот принцип – «нравиться всем!». А также - играть с максимальным драйвом!

Ну что же, это уже неплохо, и возможно, в дальнейшем процессе фестивальных поисков появятся и более сложные задачи?

Тем временем во Львове на фестивале при поддержке американского посольства стартовал и проект Била Эванса Soulgrass. Он пройдет в рамках программы American Music Series, продолжится в столице, а затем охватит Крым и Одессу. В группе: барабанщик и вокалист Джош Дайон, иг­равший накануне в Spyro Gyra. Пышно­волосый, страшно заводной Дайон выразительно поет и «зверски» играет на барабанах. Стиль американцев - блуграсс (разновидность кантри) в сочетании с фьюжном и джазом. Порой возникает взрывоопасная энергетическая смесь. Эванс объясняет «разновекторность» своей музыки влиянием находившегося в вечном поиске Майлза Дейвиса, с которым он начинал.

Ожидаемый контраст наступил после перерыва, когда на сцену вышли три немолодых темнокожих артиста. Рон Картер умеет играть по-разному. Здесь контрабасист (он, кстати, в молодости был отличным академическим виолончелистом, играет на полудюжине инструментов) и его партнеры - пианист Малгрю Миллер и гитарист Бобби Брум - предстали подлинными мастодонтами традиции. Если сравнить с классической музыкой, их стиль - обязательная «школа», вроде Баха и Моцарта. Артисты имитировали даже внешнее родство с искусством Нью-Орлеана. А слушатели - ликовали. Это было настоящее, живое творчество… И подлинное мастерство!

Вечер наполнился новыми красками с выходом компании в составе пианиста Джеффа Лорбера, саксофонис­та Эрика Мариентала, басиста Вик­тора Бейли и барабанщика Пуджи Белла. Их проект стал квинтэссен­цией преобладавшего на фестивале фьюжна. А энергии этого квартета хватило бы на освещение Львова - в течение всего львовского фестиваля…

«Альфа джаз фест» только начинает разбег. Уже со следующего года г-н Фридман предъявит свою новую инициативу – премию имени выдающегося джазмена и композитора Эдди Рознера. Музыканта, прожившего сложную творческую жизнь, потрепанного сталинскими лагерями… (Экспертный совет будет определять лучшего джазового музыканта и присуждать ему награду «Альфа-банка»). Так что у Львова есть немало шансов в дальнейшем называться «новой джазовой столицей».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме