«Культура» улетает в космос

21 апреля, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №15, 21 апреля-28 апреля

Украинский телеканал «Культура» якобы ждут перемены. Планируется, что это будет круглосуточный общенациональный телеканал с качественным технологическим оснащением и современным уровнем менеджмента...

Украинский телеканал «Культура» якобы ждут перемены. Планируется, что это будет круглосуточный общенациональный телеканал с качественным технологическим оснащением и современным уровнем менеджмента. Персонально вице-премьер Вячеслав Кириленко обещает, что из бюджета 2007 года финансирование канала возрастет в несколько раз (а потом и рекламодатели потянутся). Есть и тревожные предчувствия: во время беседы с генеральным директором ГТРК «Культура» Лесем Зоценко показалось, что некоторые перспективы слишком радужны, чтобы оказаться реальностью (даже не в самое ближайшее время).

— Лесь Николаевич, некоторые российские сайты уже сообщили, что наша «Культура» перешла на круглосуточное вещание. Уточните: уже перешла или только собирается? Во всяком случае, зрители кабельных сетей никаких сдвигов не заметили: за редкими исключениями по-прежнему лишь набор ретроматериалов и межпрограммные блоки.

— С апреля прошлого года мы вышли на российский спутник сразу с полным вещанием. Естественно, проект был экспериментальным. Но сегодня «Культура» в эфире уже 24 часа в сутки. То есть фактически ведем круглосуточное вещание.

— Чем в таком случае предполагается круглосуточно заполнять эфирную сетку? И не превратится ли «Культура» в эдакий «секонд-хенд» (без отрицательного оттенка), так как будут представлены лишь архивные записи? Ведь для 24 часов непрерывного вещания требуется немало программ.

— В эфире «Культуры» пока только два часа в день идет собственная продукция. Все остальное время заполняем так называемым межпрограммным блоком: видовые фильмы, концерты, музыка, клипы. В общем, демонстрируем все, что приносят... В первый год существования канала мы вообще не имели никакой своей техники. Поэтому тратили огромные деньги только за услуги сторонних организаций, чтобы сделать хоть один час собственного продукта. Разговоры о новых программах, конечно, ведутся. И на уровне Комитета по телевидению и радиовещанию, и на уровне Кабмина. Мы закупили много фильмов в национальной кинематеке…

— Почему «закупили»? Ведь «Культура» государственный, а не коммерческий канал, а кинематека — национальная. Почему вам не дают это бесплатно или хотя бы на каких-то приемлемых условиях с учетом того, что канал только в стадии становления и больших финансовых возможностей не имеет?

— Дело в том, что многие проекты наполовину коммерческие... Но мы заключили также договор с Харьковской телекомпанией, они уже готовят нам детские программы. Есть еще телекомпания «Золотые ворота», но их продукция (записи спектаклей) пока не по карману. Министерство культуры бесплатно предложило 50 художественных фильмов, и права на их показ сейчас принадлежат исключительно «Культуре». Пока были в нормальных отношениях с «Укртелефильмом», то пользовались и их продукцией…

— Вы хотите сказать, что «Укртелефильм», несколько десятилетий снимавший и просветительские, и художественные проекты, может наложить табу на их демонстрацию на «Культуре»?

— Руководство может потребовать деньги лишь за совместно с кем-то выпущенные программы... Тот же сериал «Роксолана-2», как известно, создавался совместными усилиями. Николай Жулинский давно говорит, что должен появиться указ президента относительно нашего канала. И «Культуре» должны дать статус Национального канала. Другой вопрос, когда это случится. Ведь пока наш канал вроде бы априори общенациональный, а на самом деле программный уровень — это в лучшем случае лишь областная телекомпания.

— Очевидно, что дорогой качественный продукт вы не можете себе позволить. К примеру, записи опер Вагнера или Верди крупнейших европейских театров вам пока «не по карману».

— Увы, это так.

— А предполагается ли некая «процентная квота» относительно наполняемости эфира: то есть вы как-то определяете сегмент зарубежных, украинских программ?

— Очевидно, что никакой европейской продукции у нас на сегодняшний день на канале нет. А насчет российской… Тоже дорогое удовольствие. Сравнивать украинский канал с русской «Культурой» неловко. У них бюджет в 200 млн. долл. на один год. И в штате 300—350 человек. «Просто так» относительно предоставления нам своих программ они даже разговаривать не будут. Может быть, на уровне обмена они бы и согласились нам что-то предложить, но тогда наша продукция должна быть для них адекватной и адаптированной на русский язык.

— Многие до сих пор ассоциируют «Культуру» с ночным эфиром УТ-1. Ведь сегодня о вашем канале нет никакой информации.

— В ноябре 2004 года наконец получили лицензию на спутниковое вещание через компанию «Укркосмос». Это Национальное аэрокосмическое агентство, которое занимается спутниковой связью. До этого действительно «гостили» в ночном эфире УТ. К нам недавно пришел даже судебный иск по поводу того, что мы якобы показали ночью какую-то песню, не имея на то авторских прав, хотя канал давно вне эфира УТ-1. А ведь еще с начала 2005 года «Культура» начала автономное вещание. Теперь мы входим в пакет компании «Воля-кабель».

— «Культура» входит в социальный пакет?

— Нет, этот социальный пакет был полностью заполнен другими телеканалами, с которыми у «Воли-кабель» договорные обязательства. Мы же идем во втором пакете (после базового), более расширенном.

— Если помечтать-пофантазировать, то какой бюджет хотя бы на первых порах нужен каналу «Культура» для полноценного старта?

— В этом году нам на 45% увеличили бюджет. Но по ежегодным запросам нам нужно было бы около 16 млн. гривен. И в этом году просили столько же.

— Сколько выделили на текущий год?

— Порядка 6 млн. Плюс отдельно еще 1млн. 700 тыс. на сигнал спутника.

На студии у нас 31 человек в штате, 18 сотрудников оформлены по договорам. Подрабатывают коллеги и с «Укртелефильма». На сегодня формально вещаем на 82 страны мира. А в Украине у нас крупные города и областные центры.

— Не могут ли местные компании в кабельных сетях как-то блокировать ваши программы, заменяя их своими?

— Вряд ли, ведь у нас заключены договора. Правда, все проконтролировать сложно. Сейчас заключили с представительством американской телекомпании специальный договор, и с 20 марта они стали транслировать канал «Культура» на Канаду, США, Мексику. По предварительным данным, на украинский канал уже подписалось около 10 тыс. абонентов.

— Какие у вас отношения с «УТР» («Українське телебачення і радіомовлення»), во многом напоминающим ретротактику «Культуры»?

— Они выходят через тот же спутник, у них тот же сигнал. Это государственный телеканал. Но уже есть проект указа, согласно которому «УТР» присоединят к УТ-1.

— На какой рейтинг вы могли бы рассчитывать в отдаленном будущем?

— О рейтинге говорить сложно, поскольку нет отлаженной технологии его определения. Но к нам часто звонят зрители и высказывают те или иные пожелания по наполнению канала, в частности, что не хватает классической музыки, хороших концертов. В общем, говорить о рейтинге преждевременно. Поверьте, у меня на канале ни один сотрудник не получил даже самого ничтожного гонорара. Поэтому нет даже речи о том, чтобы пригласить сюда известного ведущего, потому как все средства придется изымать из фонда зарплаты наших же сотрудников.

— Есть ли в планах, скажем, подъем такого проекта «Новости культуры»? Что-то наподобие художественного дневника?

— Проблема в том, что вещаем-то не со своей «территории». На неделю вперед готовим целый блок программ, в который уже в процессе выхода в эфир ничего нельзя вставить. Этот диск заранее отвозим на «Укркосмос» (там наш сервер). Сейчас ведем технические переговоры с «Волей-кабель» и, надеюсь, будем внедрять технику, чтобы вещать уже с нашей территории. Иначе ни о каких «Новостях» речи быть не может.

— Когда собираетесь модернизировать «картинку» канала, когда изменится его допотопный дизайн и появится что-то современное — компьютерно-графическое?

— В прошлом году нам сделали пристойную заставку. Но из всего технического оснащения у нас лишь четыре монтажные станции, три из которых работают на сборке конкретных программ, а четвертая занимается созданием эфирного блока.

— Почему бы не вернуть какие-то блоки «Культуры», скажем, на УТ-1, который имеет огромное покрытие? Хотя бы в пределах трех часов… Даже если ваш канал вскоре станет прекрасным, не все ведь это смогут в Украине оценить.

— Такая комбинация невозможна на законодательном уровне. Есть правило — один канал, один вещатель.

— Но ведь «Эра» пока замечательно позиционирует себя на первой кнопке?

— С «Эрой» казус. Все равно это разрешится.

— Российский канал «Культура», как известно, полностью отказался от рекламы. Вы бы поддержали такую стратегию?

— Я даже не могу вообразить, как между программами нашей тематики вкраплять, например, рекламу зубной пасты. Здесь может быть только социальная или имиджевая реклама.

— А как вы представляете на первых порах сетку вещания? Есть ли какая-то предварительная структуризация?

— Да, у нас расписана сетка вещания. Пока мы не можем намного увеличить основной блок канала из материальных соображений. Поэтому движемся постепенно. До конца года планируем выйти на шестичасовой блок. Хотя денег недостаточно. У нас такой принцип: каждый день в 19.30 стартует абсолютно новый блок, повтор которого в 07.30 и 13.30 следующего дня. Получается, что три раза в сутки выходит один и тот же блок программ.

— Кому сейчас принадлежат права на показ записей легендарных фильмов-спектаклей театров имени Франко, имени Леси Украинки, имени Заньковецкой, многих других? Когда они появятся в эфирах «Культуры»?

— Это все наше, государственное. Но не хочется просто так демонстрировать спектакли. Их надо подавать с комментариями, обсуждениями. В общем, адаптировать к современному зрителю. Недавно договорились с Михаилом Ильенко о показе на нашем канале студенческих фильмов с фестиваля «Відкрита ніч». Эти работы вообще никто никогда не видел.

— Не пытались ли вы как оператор поработать в сериалах? Или не зовут?

— Все время приглашают. Когда были проблемы с каналом и я не знал, как все повернется, то, конечно, было желание и зарабатывать. Но начинались этапы становления «Культуры». Теперь надо технический центр создавать... Не могу просто так повернуться и уйти, я ведь здесь с первых дней. Должен же кто-то лоббировать национальную идею. Только через культуру эта идея прочитывается четко и явно. Коммерческим каналам не до этого, потому что культурно-просветительская тематика все равно никогда не будет рейтинговой. И денег на этом не заработаешь. Но наш канал тоже не может быть полностью «бесплатным», сюда надо привлекать и актеров, и ведущих, и искусствоведов. И еще позарез нужна ПТС (передвижная телевизионная станция). Даже для того чтобы те же спектакли и концерты снимать. Пока что это снимается тремя камерами…

— Странно, что телекомпания, имеющая круглосуточное время вещания, не имеет своей ПТС…

— Мы пока находимся в «системе», отдельно нас никто не финансирует. Львиную долю, конечно, получают Национальная телекомпания, радиокомпания, всем остальным — то, что останется. Большинство телекомпаний все же имеют возможность самостоятельно зарабатывать за счет рекламы. А у нас иная ситуация. Хотя, кстати, даже сейчас поступают предложения о совместном производстве. Но пока ни технических мощностей, ни кадров для этого, увы, не хватает.

Личное дело

Лесь Зоценко — генеральный директор ГТРК «Культура». Фильмы начал снимать еще в школе. С Олегом Биймой (нынешним руководителем «Укртелефильма») они учились в одном классе и даже сидели за одной партой. После службы в армии поступил на курсы ассистентов-операторов при студии имени А.Довженко, затем — институт имени И.Карпенко-Карого, который закончил с красным дипломом. Как оператор Зосенко снял более 200 фильмов. Самые известные из них — картины по произведениям Ивана Франко — «Пастка» и «Злочин з багатьма невідомими», а также «Гріх» и «Чорна пантера і Білий ведмідь» по пьесам Владимира Винниченко. Еще в его фильмографии «Пристрасть» по Марко Вовчок, «Прощание с Каиром» по Яворивскому… Параллельно работал в документальном кино: фильм о Михайловском соборе готовился на протяжении шести лет, в нем отображена вся история воздвижения храма.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 21 сентября-27 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно