Куда уедет цирк?

29 января, 2016, 22:02 Распечатать

В этом году исполняется 60 лет первому Украинскому цирковому коллективу (его художественным руководителем был Петр Маяцкий). Не привязываясь к определенной дате, все же решили поговорить о цирке: куда он "уедет" при нынешних сложных экономических обстоятельствах, информационной изоляции, других проблемах? Об этом и не только — разговор с Людмилой ШЕВЧЕНКО, легендарной украинской дрессировщицей, воздушной гимнасткой и акробаткой, художественным руководителем и генеральным директором Национального цирка.

© Василий Артюшенко, ZN.UA

В этом году исполняется 60 лет первому Украинскому цирковому коллективу (его художественным руководителем был Петр Маяцкий). Не привязываясь к определенной дате, все же решили поговорить о цирке: куда он "уедет" при нынешних сложных экономических обстоятельствах, информационной изоляции, других проблемах? Об этом и не только — разговор с Людмилой ШЕВЧЕНКО, легендарной украинской дрессировщицей, воздушной гимнасткой и акробаткой, художественным руководителем и генеральным директором Национального цирка. 

В свое время вместе с супругом Владимиром Шевченко они создали знаменитый аттракцион "Среди хищников". А в 1973-м, переехав в Киев, посвятили свою жизнь цирковому искусству Украины. 

Когда в 2012-м Владимира Дмитриевича не стало, Людмила Шевченко буквально подставила руки под Национальный цирк. Сохраняя его традиции и художественный уровень. Постоянно напоминая, что Национальный цирк — это генетический код циркового искусства Украины. 

цирк_3
Василий Артюшенко, ZN.UA

— Людмила Алексеевна, в первом вопросе отрешимся от текущих проблем. Хочется спросить вас, как знаменитую дрессировщицу тигров, о резонансной дружбе тигра Амура и козла Тимура, которую сегодня наблюдают и обсуждают в разных уголках мира. Чего больше в этой истории из Приморского сафари-парка — пиара, инсценировки, или действительно возможна такая большая дружба между разными животными? 

— Я не вижу в этой истории сверхуникальности. В природе всякое случается. Например, у нас были аттракционы — зубры, тигры, болонки. И болонка в той компании, представьте, была самая главная! Она лаяла на тигра, хватала его за лапы, если тот слезал с тумбы. Такая маленькая "шавочка", а задавала весь тон номера. Огромный зверь, как бы повинуясь, сразу же садился на тумбу. 

Или, скажем, были известные аттракционы в Германии: бараны, овцы, тигры, львы, леопарды, ягуары — все в одной клетке! 

Относительно тигров: они вообще довольно трусливы и коварны. А еще одиночки — это у них в природе. Действуют, как правило, исподтишка, в отличие от благородных львов. Правда, львы реже приручаются. 

Могу рассказать еще одну историю. Как-то под Киевом (в районе Святошино) снимали научно-популярный фильм о тайге, загримировав часть леса под эту самую "тайгу". Была поставлена задача, чтобы в кадре тигр съел косулю. Мы выпустили на съемку нашу ручную лапочку тигрицу Алисочку и маленькую косулю. Алиса бросилась на нее, схватила за горло, но есть не стала. А ночью косуля умерла от разрыва сердца… Тигрица же "двинулась мозгами", у нее после этих съемок начались какие-то припадки. 

Так что разных историй на тему "дружбы зверей" много. И они зачастую грустные. 

Был у нас лев Юлик. Отработал 23 года. Это же счастье для дрессировщика иметь зверя, с которым складываются особые отношения: душа в душу. Но звери стареют, как и люди: у них возникают артриты, артрозы, отложение солей, подагра. 

Так вот мы со временем решили этого льва не возить на гастроли, а отдать в зоопарк, чтобы он там на солнышке грелся. Володя привез его в зоопарк. Зверь зашел в тоннель, что ведет в вольер. На следующий день нам звонят и говорят, что Юлик вообще не выходил из тоннеля. Где его оставили, там и лежит. 

Володя приехал, вытащил льва на поляну. Зверь положил ему голову на колени, помурлыкал, немного поел. А следующей ночью умер… Наверное, от тоски. Решил, что его бросили. У зверей особо обострено это чувство. Увы, многие этого не понимают. Как говорят "зеленые", мол, лучше усыпить, убить, лишь бы не мучился. Так в Европе и не стало 50% цирковых животных. 

— Почти полвека вы вместе с супругом Владимиром Шевченко укрощали зверей и радовали зрителей. Какие качества Владимира, на ваш взгляд, помогли ему стать лидером в своем деле, в искусстве цирка? 

— Он был очень харизматичным человеком. Его главный принцип — цирк, цирк и еще раз цирк. Когда мы познакомились, ему было 17 лет. А его уже называли "шефом". У него с детства задатки руководителя. Он с 14 лет (вместо отца) работал в клетке. Сам грузился, сам разгружался, сам ставил клетку. 

Жизнь у нас была сложная: мы прошли вместе почти полстолетия. Я была для него опорой, генератором идей. Разделить нас сложно. Мы просто сжились вместе. Другие пары хотя бы на разные работы ходят, а мы если и расставались, то не более чем на три дня. Отпуск — вместе, работа — вместе. Говорили одни и те же слова. В общем, понимали друг друга с полуслова. 

— А как удается вам, после его ухода, удерживать этот баланс руководства цирковыми работниками и братьями нашими меньшими? 

— Когда Володи не стало, мне пришлось измениться внутренне. Он сам был иногда категоричным. И многие знали, что на него надо воздействовать через меня. Тогда он мог изменить решение. Но если твердо сказал: "Нет", то это все. Поэтому в глазах окружающих я чаще была "хорошей", а он — "нет". Я не умела отказывать… 

А сейчас приходится отказывать людям, пришлось научиться говорить это "нет". Ведь животные — создания безобидные, а люди — часто агрессивные. 

Особенно трудно с артистами. Их души — оголенный нерв, они очень зависимы. У многих, к тому же, завышена самооценка. Вообще артист цирка — это специфическая профессия. И "срок годности" здесь короток. В большинстве своем они кроме циркового искусства ничего не умеют делать. Я им время от времени напоминаю, что, мол, на пенсию пойдете в 35 лет, и что к своим 40 должны иметь профессию. Правда, в молодости (когда успех) об этом редко думают. 

— Но, видимо, об этом чаще думают в других цирках: восточных, азиатских, западных? 

— Сейчас необычайно продвинулись в цирковом деле монголы. Эти артисты практичны: днем работают грузчиками, продавцами, мясниками, а под вечер блистают на арене цирка. Пожалуй, Монголия в отношении циркового искусства сегодня впереди планеты всей. Даже Китай переплюнули.

— И в то же время современный цирк заметно "европеизируется". Согласны с этим? 

— Да. Например, есть призывы отходить от привычного показа братьев наших меньших. В той же Европе цирковое искусство разделилось: одни защищают животных и выступают против аттракционов на арене. Другие говорят, что без зверей цирк проиграет. 

Некие "всеобщие" законы приняло Общество зеленых. Якобы в цирке издеваются над животными, поэтому следует запретить их демонстрацию. Я считаю, что это безграмотность. Мы берем животных, рожденных в неволе в третьем или четвертом поколении. И не имеем права брать животных в цирк с воли. 

Это же абсурд — выпустить на волю животное, выросшее в зоопарке в четвертом поколении. Такой зверь не в состоянии самостоятельно добывать себе пищу. 

Я была в Будапеште. Разговаривала с представителями ЮНЕСКО. Там сказали, что через два года в цирке вообще животных не останется. Хотя есть и другие истории. Например, принцесса Стефания из Монако недавно спасла слонов, которых в Марселе "приговорили" к смертной казни. Она привезла их в свою резиденцию, сделала вольер за городом. И теперь слоны живут там как домашние собачки. 

цирк_4
Василий Артюшенко, ZN.UA

— Если вкратце — о теперешней структуре Национального цирка. Сколько всего человек задействовано в этой системе, и каков баланс между бюджетными поступлениями и заработками самого цирка? 

— Всего в нашем цирке 305 человек. Из них 80 — творческий состав: два коллектива цирковых артистов, оркестр, балет. Цирк относится к Госкомимуществу и Министерству культуры. Были попытки передать цирк в коммунальную собственность.

— На эту тему недавно было много дискуссий. Где было бы комфортней цирку — под крылом Минкульта или городских властей? 

— Представьте, мы платим около 10 млн грн налогов ежегодно. Естественно, для любого города это огромное вливание. Считаю, что цирк — это курица, несущая золотые яйца. И его должны поддерживать — как на уровне страны, так и на уровне отдельных городов. 

— Ваш цирк эту поддержку сильно ощущает? 

— Государственная система такова, что как только превышаем доходы, нас сразу лишают полноценного бюджетного финансирования. 

Мне же казалось наоборот: за каждый проданный билет нам должны давать надбавки. И вот тогда мы будем развиваться. В прошлом году, например, перевыполнили план на 12 млн грн. То есть в плане было 28 млн, а сделали 40. 

Но получается, что 10 млн налогов, плюс заработанные 12 млн честным путем — это превышение дохода. И мне говорят: так, значит, вы отказываетесь от бюджета на будущий год? 

Что же получается? Не нужно стараться зарабатывать, а просто планировать расходы по нулям, и тогда всем будем хорошо? 

Еще из сложностей этой же финансовой машины. Не можем держать деньги на счету более месяца, не имеем права сделать финансовый резерв. А финансирования все меньше и меньше. На 2016-й из 70% нам дали лишь 44,8%, бюджетных средств. Мол, больше зарабатываем, поэтому должны сами восполнять зарплату, доплачивать артистам. Вот и выходит, что деньги, которые зарабатываем, тратим на зарплату. А на постановочные номера средств давно не выделяют. 

цирк_5
Василий Артюшенко, ZN.UA

— В народе говорят, что встречают по одежке. И здание нашего цирка, а это мнение и родителей, и детей, уже давно требует новой "одежки", т.е. полноценного ремонта. 

— Это здание 1962 года. Мы-то сами еще выживем, заработаем. Но вот на его содержание действительно необходима большая помощь от государства. Ведь нельзя же делать никакие капитальные ремонты без тендера. А серьезного ремонта здесь требуют очень многие помещения. Зрители возмущаются изношенностью коммуникаций — причем, справедливо. Лишь один раз выделили средства на ремонт, когда приезжал Туркменбаши, тогда и сделали правительственную ложу. 

Вот сейчас составляем акт, что канализация в аварийном состоянии. Те же батареи 1962-го: боимся продуть, потому что их эффективность на сегодня — 40%. 

Говорят, привлекайте инвесторов. Но какой здесь интерес у инвесторов? Не знаю. При этом не имеем права принять в подарок от мецената более 10 тыс. грн. 

В общем, многое в этих вопросах одно другому противоречит. Получается, что с теперешней системой доходов и расходов просто невыгодно работать хорошо. Все государственные средства идут на зарплаты, остальное должны заработать сами. 

— Сегодня — после оттока российских артистов — видимо, приходится обращаться к профессионалам из других стран, чтобы удерживать высокий уровень программ? 

— Начинаем приглашать артистов из Франции, из других стран. Но всем им нужно очень хорошо платить, а это не "наши" гонорары. 

Вот что произошло с французскими мотоциклистами из прошлой программы? Они требуют отчисления в долларах. А уже месяц как закончились их гастроли. И я должна им за пять спектаклей в валюте. Для этого надо отдать контракт на экспертизу и заплатить за нее. Лишь потом разрешат обратиться в банк по этому контракту и закупить валюту. Опять комиссия, время, огромные ограничения. 

В мае делаем экспериментальную клоунскую программу — "Клоуны Forever". Пригласили европейских артистов. Программа — 50 тыс. грн. Но налоги, социалка, пенсионный фонд… Получается — под 90 тыс. 

— С вами сосуществует организация "Укрдержцирк". Вы сотрудничаете с ней? Ведь в ее штате числится много артистов? 

— Эта организация арендует у нас помещение. Считаю, что "Укрдержцирк" — это наследие советского периода. Там объединяют артистов из разных цирков страны. Но в большинстве своем эти артисты неконкурентоспособны. В то же время многие конкурентоспособные артисты уже давно ангажированы европейскими продюсерами. Я часто бываю на мировых фестивалях, и обязательно на каждом — пять–шеcть номеров из Украины. 

цирк_6
Василий Артюшенко, ZN.UA

— В театральных кругах еще недавно бурно дебатировали идею Вячеслава Кириленко — о переходе на контракты. Дебатируется ли эта тема среди деятелей цирка? 

— Здесь я абсолютно поддерживаю позицию Министерства культуры. Переход на контрактную систему необходим. Что такое "штатники" в цирке? У нас артист может показать свой номер и через два года показать этот же номер еще раз на этой арене. Получается, артисты годами сидят, и им выгодно не работать, получая 75% своего оклада за простой. В это же время они могут гастролировать. Но им даже выгодней сидеть дома. На данный момент я всех наших артистов устроила, и до сентября т.г. они будут работать по разным украинским циркам. 

Еще один аргумент, почему необходим контракт. На сегодня оклад актера предполагает 25 выступлений. А если артист отработал только восемь спектаклей, то как я должна довести его до нормы и заплатить за 25? Говорю: ребята платим по факту за восемь или за 12 спектаклей, а за остальные получите по 75% как за репетиционный период. А они мне: "Заплатите нам норму, мы ведь не по своей вине не работаем!".

Тем не менее, стараемся регулярно менять программы. Наши цирковые артисты за год должны проехать это кольцо по городам Украины. А потом на год нужно все изменить, ведь если показывать "то же самое", зрителю будет неинтересно. 

При этом у нас нет достойного творческого резерва, номера видоизменяются реже, чем хотелось бы. Увы, часто и некоторым нашим артистам не сильно хочется работать и расти творчески: им выгодней получать вот эти 75% зарплаты. 

Хорошо то, что мы плотно начали сотрудничать с нашей Академией циркового искусства. Подписываем договора, ребята поступают туда на учебу, а мы делаем реквизит, костюмы. И через три года у нас уже готовые современные номера. Ведь студенты в цирковое училище поступают, исходя из своей жанровой принадлежности. Кстати, это опыт Будапешта: там тоже цирк объединен с училищем. 

— Вы говорите о гастролях, о необходимости поездок и обновлении репертуара. Банальный вопрос: как обстоят дела с транспортом в Национальном цирке Украины? 

— Это вопрос не банальный, это целая проблема! Цирку запрещено приобретать собственный транспорт. А каждая арендованная машина для перевозки животных — минимум 20 тыс. грн. Сейчас рассматриваем вопрос о гастролях в Казахстане. Для этого надо арендовать машину, которая проедет 4 тыс. км. И во сколько это нам обойдется? 

В общем, проблемы вяжутся, не исчезают. Поэтому обязательно необходим свой транспорт, хотя бы для перевозки животных. Могли бы купить две бэушные машины по 20 тыс. долл. и переделать их для перевозки животных, а в дальнейшем можно было бы сдавать этот транспорт в аренду. 

Знаете, я занимаю должность директора Национального цирка более трех лет. Но директор цирка — это даже не должность, а профессия. Здесь нужно не только знать, уметь, но и чувствовать. Исключительно творчески подходить к этому делу. Только за полгода у нас побывало 300 тыс. зрителей! Этот показатель и говорит сам за себя: движемся в правильном направлении. 

— А как оцениваете деятельность передвижных цирков в Украине, считаете ли их серьезными конкурентами? 

— Я не считаю это серьезной конкуренцией. Хорошая структура передвижных цирков, на мой взгляд, должна быть. Но Национальный цирк и передвижной цирк — две разные ниши. И это не нужно смешивать. 

— Вы не только директор, но и худрук. В СМИ часто возникают вопросы — нужно ли совмещать эти должности, или их лучше разделить? 

— Полагаю, в цирке две должности должны быть совмещены — директор и художественный руководитель. Я, например, постоянно что-то придумываю для творческого развития цирка. А другой человек, далекий от этого искусства, скажет, что никаких дорогостоящих постановок нам не нужно, а прежде всего — только средства на ремонт. Поэтому следует тактично учитывать и экономическую, и художественную составляющие в столь сложном искусстве современного цирка.

Конечно, у директора должна быть сильная надежная команда, которая смыслит в технических и экономических вопросах. При этом необходимо обеспечивать достойную программу и хорошие сборы. 

Сейчас у нас в штате потрясающий режиссер Мария Ремнева, молодая креативная девушка. Поэтому не представляю, как здесь может быть отдельно директор здания и отдельно творческий руководитель. Цирк — это семья, это братство артистов, эта единая арена.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно