Международный конкурс пианистов памяти Владимира Горовица, пожалуй, наиболее известное международное музыкальное состязание Украины. С 1995 г. он приковывает к себе внимание любителей и знатоков фортепианного искусства разных стран. Завоеванный авторитет и хорошая организация помогли конкурсу в 2002-м войти в Европейский союз международных молодежных конкурсов (EMCY), а в 2004-м - в WFIMC (Всемирную федерацию международных музыкальных конкурсов).
Форум начинающих пианистов по-настоящему печется о своих лауреатах, организовывая их выступления в престижных концертных залах планеты. Его победители выступали в Кеннеди-центре Нью-Йорка, зале Корто в Париже, в четырех городах Японии, в Марокко, Хорватии, концертировали в шопеновских местах Польши, играли в России, в Киеве на сцене главного зала страны - им. Н.Лысенко.
Недавно завершился Х конкурс маленьких пианистов в рамках музыкального форума им. Горовица. В номинации "Горовиц-Дебют" и младшей группе состязались 83 участника в возрасте от 7 до 14 лет из 12 стран (Австралия, Беларусь, Великобритания, Грузия, Канада, Китай, Молдова, Российская Федерация, Турция, Украина, Швейцария и Япония).
В результате недельных состязаний определились победители в четырех номинациях группы "Горовиц-Дебют": "А", "B", "С" и "D" и в младшей группе. В день награждения победителей на сцену поднялись почти три десятка детей для получения дипломов и подарков. В младшей группе к ним прилагались и первые заработанные гонорары: денежные призы от 500 до 3000 долларов. Заслуженные теплые слова, дипломы и цветы получили учителя, подготовившие финалистов.
Среди лауреатов отмечу участников заключительного концерта. Маленькому украинцу Максиму Бурдалеву (І премия номинации "А") присущи прекрасное чувство формы и стиля, которые юный победитель продемонстрировал в Рондо Фр.Кулау на тему "Дон Жуана" В.Моцарта. Сонатина До мажор Д.Кабалевского в трактовке китайского конкурсанта Лиана Ча Вея покорила глубоким подходом к серьезной музыке и принесла ему специальный приз жюри. Украинка Маша Клименко из Ильичевска получила ІІ премию в младшей группе. На заключительном концерте она блестяще сыграла знаменитый "взрослый" этюд Морица Мошковского "Искорки". Контрастом прозвучали Два вальса Валентина Сильвестрова в исполнении Жени Моторенко (V премия в этой же группе). Пианист передал нежный тонкий аромат, неторопливое течение музыки украинского мастера… Игриво, выпукло нарисовал Богдан Волошин картинку "Кот и мышь" американского композитора Аарона Копленда
(І премия в номинации "В").
Обладатель ІІ премии в младшей группе Тони Сыци Юнь (Канада) по-взрослому, проникновенно сыграл Ноктюрн ор.27, №2 Ф.Шопена. Два маленьких украинских мастера - Илья Фиалко (І премия номинации "С") и Роман Федюрко (І премия номинации "А") - великолепно справились с Этюдом Сергея Борткевича и Экспромтом Людмилы Шукайло, соответственно. Их товарищ Ли Шуан Герн из Австралии (ІІ премия в номинациях "А", "В" и "С") поразил техникой в рахманиновской транскрипции "Полета шмеля" Римского-Корсакова. А москвич Александр Малофеев (ІV премия в младшей группе) с большим успехом сыграл ставший хрестоматийным сложный парафраз М.Плетнева на тему Andante maestoso из балета "Щелкунчик" П.Чайковского.
В группе "Горовиц-Дебют" победительницей в номинациях "А", "В" и "D" стала восьмилетняя японка Окуи Шио. Дома она учится у педагога Елены Ашкенази. Маленькую японскую гостью отличают свобода и раскованность, великолепная техника, изысканный звук, абсолютное владение стилем и формой сложных сочинений. Как восторженно ее принимала публика! Девочка убедительно, безукоризненно играла сольную программу и блестяще справилась со сложной задачей совместного музицирования под аккомпанемент Академического оркестра Национальной филармонии п/у Игоря Палкина. И в финале японка прочувствованно и интонационно точно исполнила ІІ и ІІІ части Концерта
Ре мажор Й.Гайдна.
Выразительно прозвучал 13-летний китайский пианист Чень Сюехун, победитель младшей группы. В Центральной музыкальной школе при Пекинской консерватории его воспитывает профессор Синьнин Чжан. Совершенно взрослую программу подросток исполнял зрело и осмысленно. Впрочем, в силу юного возраста, ему пока не до конца доступны глубины эмоциональности, присущие, например, Первому концерту П.Чайковского. Но глубоко продуманная, выверенная классическая трактовка русского романтика вызвала безусловное уважение, прозвучала абсолютно зрело и самодостаточно. Чего не скажешь о растерянном, нередко несовпадающем с солистом, элементарно-фальшивом аккомпанементе оркестра.
Своими впечатлениями поделился постоянный с момента создания двух самых младших возрастных групп конкурса им. Горовица, председатель жюри, профессор Валерий Козлов.
- Валерий Олегович, какова динамика развития конкурса, прошедшего уже в десятый раз?
- Главное, что неизменно повышается исполнительский уровень участников. Они играют все более ровно, нет прежнего контраста между очень слабыми и очень сильными конкурсантами. И в младшей группе все чаще появляются участники, нередко дети 11–12 лет, играющие сложные произведения: "Петрушку", обработку Плетнева фрагментов "Щелкунчика" Чайковского, Первый концерт Чайковского. Второе - расширяется география, в этом году в конкурсе приняли участие представители не только традиционных стран-участниц - Беларуси и России. Играли маленькие музыканты из Японии, Китая, Канады, Австралии.
- Возникшая недавно угроза музыкальному образованию Украины в виде рекомендованного письма Минфина о повышении оплаты обучения в ДМШ, переходе на самоокупаемость - это сегодня животрепещущий вопрос для нашего общества. Как оцениваете ситуацию?
- Как катастрофу. Ведь если произойдет "переоценка ценностей" в этой сфере, - уничтожат то, что создавалось веками. Трогать это категорически нельзя! Благодаря этому живет наша музыкальная исполнительская культура. Мы имеем уникальную систему, которой нет нигде в мире. И если начать разрушать "снизу", со школ, рухнет все здание.