«Кинотавр-2005» — пробный шар

17 июня, 2005, 00:00 Распечатать

Те, кто прожил с «Кинотавром» Марка Рудинштейна непростые для организаторов, но очень счастливые для гостей 15 лет, с настороженностью ждали XVI по счету фестиваль, который теперь принадлежит новой команде...

Те, кто прожил с «Кинотавром» Марка Рудинштейна непростые для организаторов, но очень счастливые для гостей 15 лет, с настороженностью ждали XVI по счету фестиваль, который теперь принадлежит новой команде. Оказалось, что новые хозяева — Александр Роднянский (генеральный продюсер «СТС Медиа», член попечительского совета фестиваля) и Игорь Толстунов (генеральный продюсер «Кинотавра»), — с большим почтением относятся к проделанной Марком Григорьевичем и его команде многолетней работе. Во всяком случае, в этом году при большом количестве изменений, которые внес современный, жесткий, без тени сентиментальности менеджмент, среди гостей и участников было много постоянных «посетителей» «Кинотавра». Они украсили собой звездную дорожку, разбавив прилетевшую на фестиваль стаю новых сериальных звездочек. Все так же растянут самый большой экран на фасаде Зимнего театра, а вокруг амфитеатром — пять тысяч мест, где ежевечерне зрители встречаются с отечественным кино, по-прежнему бесплатно. Хотя в зале Зимнего театра сделан ремонт, поставлены новые удобные кресла, оборудована сцена, пока не сделано ничего для улучшения качества кинопоказа. Уверена, с техническими проблемами новая команда справится легко. Да и концепция нового «Кинотавра» заявлена четко и однозначно.

— Из события, обозначившего выживание киносообщества в отсутствии отечественной киноиндустрии, — акцентирует Александр Роднянский, — «Кинотавр» сегодня должен превратиться в мощный инструмент агрессивно развивающейся отрасли. Оставаясь главным событием национального кинопроцесса, «Кинотавр» предоставит площадку публичной профессиональной дискуссии и выявит основные художественные тенденции.

Какие же тенденции выявил фестиваль этого года? Речь сейчас о конкурсной программе. Решение жюри, которое возглавляла Галина Волчек, а членами были Роман Балаян, Сергей Астахов, Ирина Рубанова, Елена Яковлева, Сергей Урсуляк и Сергей Члиянц, комментировать неэтично, хотя и осталось много недовольных. Думаю, жюри пришлось нелегко. Хотя и особенных сюрпризов в их решении не было. Как и предполагалось, был отмечен Никита Сергеевич Михалков, самый мобильный из участников фестиваля (он успел слетать за время форума в Москву и обратно раза три), получивший на церемонии открытия приз «За честь и достоинство», а на закрытии приз за лучшую мужскую роль. Правда, похоже, мэтр слегка был обескуражен, возможно даже обижен, когда жюри объявило о своем решении разделить этот приз на двоих — между ним и мощно набирающим «звездные высоты» молодым актером Константином Хабенским. Сам же фильм «Статский советник», снятый под художественным руководством Никиты Михалкова Филиппом Янковским, удачно заявившем о себе, снискавшей множество призов дебютной картиной «В движении», сильно проигрывал литературному оригиналу. Несмотря на то, что сценарий был написан самим автором Борисом Акуниным, сюжет потерял присущую первоисточнику напряженность, заключенную в особом темпоритме. И, самое главное, куда-то пропала стилизовано-певучая русская речь, которая так завораживает при чтении книг этого автора.

Потерпел фиаско «мастер национальной идеи» Алексей Балабанов («Брат», «Брат-2, «Река», «Про уродов и людей», «Война» и т.д.). Его обращение к жанру черной комедии на сюжеты недавнего становления новой элиты («Жмурки») начисто лишены юмора. Если не считать таковым количество размазанных по стене мозгов и беспрерывную пальбу ходульных персонажей. Картину не спасает сонм потрясающих артистов — от Никиты Михалкова, Жанны Болотовой, Андрея Панина до Сергея Маковецкого и Александра Баширова.

Лариса Садилова, являющаяся автором сценария и режиссером-постановщиком фильма «Требуется няня», лихо перенесла в наши реалии историю, которая не раз уже использовалась в мировом кинематографе (достаточно вспомнить фильм «Рука, качающая колыбель»). Это профессионально сделанная лента о разрушительной злобе, зависти, корысти человека, испытывающего «классовую ненависть» к более успешным согражданам, которым по несчастью пришлось принять няню в семью. Правда, отойдя от классических сюжетных перипетий, в поисках хеппи-энда, автор слукавила или не справилась. Хорош в картине актерский ансамбль — Марина Зубанова, Алексей Макаров. Виктория Исакова и, конечно, Ира Шипова.

О дебюте Ильи Хржановского «4» «ЗН» уже писало в связи с присутствием этой работы в программе Венецианского фестиваля. Картина уже «сняла» богатый урожай призов на международных фестивалях. По-моему, за то, что иностранные любители кино видят в ней ту самую «немытую Россию», вечно пьяного монстра, которого так боятся. Это крепкая работа молодого интеллектуала, на мой взгляд, сильно не любящего Родину.

Несколько конкурсных работ уже были в прокате («Бой с тенью» Алексея Сидорова) или пошли по стопам достигнутого успеха («Мама не горюй-2» — весьма слабая работа Максима Пежемского), — демонстрируют тягу национального кинематографа завлечь зрителя, используя проторенные дорожки зарубежных коллег масскульта.

Интерес у жюри и зрителей вызвала работа свердловчанина Алексея Федорченко «Первые на Луне», сделанная в жанре документальной фантастики. Она привлекает новизной жанра и точным использованием визуальных средств.

К сожалению, в последний момент из конкурса выпала новая работа Алексея Учителя «Космос как предчувствие». Режиссер, он же продюсер, изъял фильм для показа на Московском фестивале. Жаль! Во-первых, успешная демонстрация фильма на национальном смотре лишь повышает его шансы на международных форумах. Во-вторых, он мог быть сенсацией фестиваля.

А ею стали «Бедные родственники» Павла Лунгина. Картина крепкая по содержанию, профессионально смастеренная и поданная, с шикарными актерскими работами (Сергей Гармаш, Марина Голуб, Наталья Коляканова, Даниил Спиваковский и неподражаемая Эстер Гуетен). Новые похождения «нового Бендера» — Эдика Летова (Константин Хабенский) в условиях нового существования говорят о том, что главное в жизни — любовь. Она побеждает и ложь, и жажду наживы. Дарит душевный покой и радость ощущения близкого человека в этом мире, где все обречены на одиночество.

Призы XVI Открытого российского фестиваля «Кинотавр»:

Гран-при — «Бедные родственники» (реж. Павел Лунгин).

Специальный приз жюри — реж. Илья Хржановский («4» (2004)).

За лучший сценарий — Геннадий Островский («Бедные родственники»).

За лучшую женскую роль — не присужден.

Специальное упоминание — Эстер Гуетен («Бедные родственники»), Ира Шипова («Требуется няня» (2005)).

За лучшую мужскую роль — Никита Михалков («Статский советник» (2005)), Константин Хабенский («Бедные родственники»).

Специальное упоминание — Дмитрий Дюжев («Жмурки» (2005)).

За лучший дебют — «Первые на Луне» (2005) (реж. Алексей Федорченко).

За лучшую музыку — Андрей Сигле («Удаленный доступ» (2004)).

За короткометражный фильм — «Двое» (2004) (реж. Эдуард Парри).

Дипломы — «15-бис» (2005) (реж. Александр Муругов), «Подсобное хозяйство» (2004) (реж. Егор Анашкин).

Приз гильдии киноведов и кинокритиков — «Первые на Луне».

Приз гильдии продюсеров — Светлана Бухараева («Куктау» (2004)).

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно