Ирина Капличная |
Конкурсными программами ни один фестиваль не ограничивается, Международный фестиваль анимационного кино «КРОК» — не исключение. Информационные программы, ретроспективы, специальные показы и мастер-классы членов жюри. Фестивальный центр, расположенный на корабле (на этот раз им стала «Принцесса Днепра»), превращается в общемировую лабораторию анимационного искусства, где мэтры и дебютанты показывают свои достижения, апробируют творческие находки и генерируют новые идеи.
Это не означает, что анимационный фестиваль замыкается в узкопрофессиональных рамках, он щедро выплескивается на берег, готовый разделить свой красочный мир с детьми и взрослыми. Знаменитые Супермультишоу «КРОКа» с участием именитых мастеров, любимых артистов, смешных и добрых клоунов, плюс подборки лучших фильмов состоялись в Каховке и Херсоне, подарили несколько счастливых дней зрителям Севастополя. Фестиваль всегда открыт для подобных встреч и, если география их достаточно узка по сравнению с количеством остановок, то это беда тех городов, где администрация не позаботилась о проведении уже готового представления. А жаль! Жаль зрителей, которые были обделены из-за чиновничьего равнодушия.
Особое место в программе занимают мастер-классы. А так как, по мнению Александра Шпилюка, директора показов фестиваля, «жюри этого года было практически идеальным», каждый из вечеров, проведенных с ними в кинозале, был неповторим и интересен не только для аниматоров. Уникальный в своем ощущении, слышании и видении мира Юрий Норштейн сосредоточивался на деталях, объясняя, «из какого сора» растут анимационные образы. Режиссер, музыкант и скульптор, а теперь уже и продюсер, основавший в 1995 году компанию JPL Films, делился опытом не только создания анимации, но и продвижения этого кино к зрителю. Профессор видео и кино, американка Диана Морс, автор отмеченной многочисленными наградами знаменитой ретроспективы Move Click Move, посвященной созданию экспериментальной анимации и являющейся неоценимым учебным пособием, посвятила свой мастер-класс этой теме. А Флоранс Мьель ошеломила всех буйством красок, присущих декоративному искусству и остропряным вкусом своего восприятия мира.
— Очень интенсивный объем показов — проблема «КРОКа», — комментирует хроническую нехватку времени А.Шпилюк.
— Но как было не показать ретроспективу, посвященную памяти потрясающего аниматора Николая Серебрякова, недавно ушедшего от нас. Или отказаться от премьеры, предложенной эстонцами, и лишить аниматоров возможности посмотреть «Пярнографию», — вторит ему «вечный двигатель» фестиваля, бессменный генеральный директор «КРОКа» Ирина Капличная. Кстати, в этом году с началом фестивального круиза совпал ее юбилейный день рождения. Нежно любящие и почитающие ее кроковцы, со свойственной им фантазией, поздравляли именинницу.
Без творчества Николая Серебрякова нельзя представить себе отечественную кукольную анимацию. Достаточно вспомнить его «Лицедея», удостоенного награды Российской киноакадемии «Ника». Или уникальный продукт российско-британского творческого содружества — фильм «Макбет», удостоенный высшей награды Британской Королевской академии.
— Великий художник, — говорит о нем сопрезидент «КРОКа» Эдуард Назаров, — счастливый обладатель целых двух золотых рук, которыми рисовал одинаково и даже одновременно. Художник, чьи фильмы составляют гордость и радость отечественного искусства. Фильмы Николая Серебрякова наполнены тихой нежностью великана, который, жалея и оберегая нас, не делает резких движений.
Вслед за лентами Н.Серебрякова ретроспективные показы украсили хорошо известные всем фильмы Льва Атаманова («Лимпопо», «Дюймовочка») и Леонида Амальрика («Балерина на корабле», «Пони бегает по кругу»); знаменитого чеха Иржи Трнки; «Парк пластилиновых фантазий» — британской студии «Аардман анимэйшн»; французская анимация студии «Фолимаж»; подборка фильмов Радны Сахалтуева и документальный спецпроект Натальи Лукиных «Куклы в мире людей».
География фильмов, участвовавших в информационном показе, не уступает географии конкурсной программы. В ней представлена анимация всех континентов — от Америки до Австралии. Самым мощным был российский сегмент. И не только потому, что наш северный сосед — соучредитель фестиваля, а потому, что сейчас, вслед за «большим» кино государство обратило серьезное внимание на этот вид кино. Одно из ярких впечатлений — фильм Ирины Евтеевой «Петербург», показанный на прошлогоднем Венецианском фестивале. На «КРОКе» демонстрировали 26-минутную анимационную часть полнометражной картины — путешествие героев по городу-мифу, городу-сновидению, где смешались пространство и время, мифы и реальность.
Традиционный для «КРОКа» круглый стол был посвящен теме: национальное в анимации. Квинтэссенция размышлений заключается, на мой взгляд, в формулировке Натальи Лукиных:
— Анимация — экспериментальный вид творчества. Это технологии, которые развиваются одновременно во всех развитых странах. И только на основе новых технологий можно говорить об общем языке и его освоении.
Вот и закончился «КРОК-2005», расставаться всегда грустно, хотя грядущий в будущем году в России фестиваль обещает новые маршруты, новые фильмы, новые встречи. Вот что думает о прошедшем «КРОКе» его генеральный директор Ирина Капличная:
— Каждый фестиваль — новый опыт, слава Богу, в основном он положительный. С формальной точки зрения, и Украина, и Россия выполнили свои обязательства перед фестивалем сполна. С другой стороны, если бы Украина проявила искреннюю заинтересованность, можно было бы вовлечь в него и администрацию городов, где он проходит. Мы не смогли устроить для детей полноценные праздники, хотя в Херсоне и Севастополе состоялись традиционные Супермультишоу. В них участвовали клоуны и мастера анимации, любимые актеры, голоса которых звучат в фильмах, было показано хорошее анимационное кино, но не нашлось спонсора, готового предоставить детям хотя бы пакетик сока в подарок, а ведь они это так умеют ценить! И еще раз большое спасибо тем, кто «отстаивал» с нами «КРОК» плечом к плечу уже не один год — торговой марке «Винни», информационно-аналитическому центру «Новоком» (г. Москва), Международным авиалиниям Украины, которые привезли нам гостей со всего света. Canon предоставил технику для качественного показа. А полиграфический центр «Арт-пресс», компания ULYS м «Гопак» помогли сделать замечательную полиграфию. И, конечно же, мы очень ценим давнюю дружбу с телеканалом «1+1» и «ЗН». Мы не зацикливаемся на появлении на торжественных событиях фестиваля высоких государственных лиц, но их отсутствие красноречиво говорит об отношении к «КРОКу». А ведь у нас есть вся атрибутика, присущая крупным международным форумам, включая звезд первой величины нашего киножанра.