КИНОСКАЗОЧНИК — РОВЕСНИК ВЕКА

28 апреля, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №17, 28 апреля-5 мая

В апреле этого года самому «сказочному» кинорежиссеру Александру Птушко исполнилось бы сто лет. Он — ровесник века и почти ровесник кино, которое стало его жизнью и вдохновением...

В апреле этого года самому «сказочному» кинорежиссеру Александру Птушко исполнилось бы сто лет. Он — ровесник века и почти ровесник кино, которое стало его жизнью и вдохновением. В его историю он вписал яркие страницы, а созданный им киномир, населенный людьми, куклами и рисунками, подпитывает воображение и доставляет радость уже не одному поколению кинозрителей. Думаю, что в списке любимых фильмов, составленном людьми с самыми разными вкусами, обязательно был бы какой-нибудь из фильмов Александра Птушко.

Он — режиссер, сценарист, художник — до прихода в кино в 1927 году, в котором и прожил яркую, «сказочную» жизнь, попробовал себя в разных ипостасях. Был декоратором, корреспондентом в газете, актером. Первой его работой был знаменитый впоследствии кукольный персонаж Братишкин в фильме режиссера Ю.Меркулова «Приключения Братишкина». И хотя сериалы — знак сегодняшнего кино, за первой картиной последовала целая серия: «Случай на стадионе», «Сто приключений», «Шифрованный документ» и др.

Первый звуковой мультипликационный фильм «Властелин быта» тоже сделал Александр Лукич Птушко.

Фильм «Новый Гулливер», снятый в 1935 году по мотивам романа Дж.Свифта, вписал имя Птушко в историю мирового кинематографа крупным шрифтом. В этой картине было снято 1500 кукол и использованы новые, не виданные доселе методы комбинированных съемок. И хотя тонкие исследователи социалистического реализма приписывали этой картине жанр политической сатиры — ведь по сюжету это сон пионера Пети, попавшего в «страшную страну капитализма», сегодня, глядя на экран, забываешь об этом. И новые поколения зрителей, отягощенных знакомством с клишированными электронными персонажами, с восторгом включаются в сюжетную игру, не переставая удивляться разнообразию зрительных, характерных образов, населяющих экран.

За «Гулливером» в предвоенный период последовали ставшие классикой «Веселые музыканты» (по «Бременским музыкантам»), пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке» и невероятный по своей изобретательности «Золотой ключик», в котором на экране «сотрудничали» актеры и куклы, звучала прекрасная музыка, звавшая в «страну, что далеко за морем».

Опыт комбинированных съемок очень пригодился для создания фильмов во время войны. Батальные сцены в картинах «Парень из нашего города», «Секретарь райкома», «Зоя» и других — дело рук Александра Птушко.

Когда сегодня говорят о «лакировочном» советском кинематографе послевоенных лет, правда в этом есть, хотя можно вспомнить бесконечные голливудовские сказки о Золушке с хэппи-эндом. Самым страшным тогда, думаю, были жесткие идеологические рамки, бесконечные, похожие один на другой биографические фильмы. Птушко вновь окунается в сказку. Один за другим на экраны выходят вариации на темы Бажова — «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», отмеченные премией за цвет на Первом Каннском фестивале.

«Садко», созданный по мотивам онежских сказаний, был увенчан наградой Венецианского фестиваля.

Любовь к эксперименту не оставляет режиссера — первый широкоэкранный фильм со стереофоническим звуком «Илья Муромец» тоже дело его рук. Поиски новых приемов трюковых и комбинированных съемок продолжаются в картине, созданной на основе финского эпоса «Каслевала» — «Сампо».

Александр Лукич часто сам был соавтором сценариев своих картин, но в их основе всегда лежал высококачественный литературный материал — Сказки народов мира, Александр Пушкин, Евгений Шварц, Александр Грин. Тактичное отношение к первоисточнику не сковывало, а давало пищу бурной режиссерской и технической фантазии. Экранизации «Руслана и Людмилы», «Сказки о царе Салтане», «Алых парусов» и «Сказки о потерянном времени» — тому нетленные свидетельства. В картинах снимались известнейшие актеры — Тамара Макарова, Борис Андреев, Владимир Дружников, Лариса Голубкина, Анастасия Вертинская, Павел Кадочников и многие другие, которые всегда с удовольствием вспоминали о своей работе с мастером.

Если бы наши дети могли сегодня хотя бы на кассетах, не говоря уж о большом экране, смотреть фильмы Александра Птушко, думаю, мы меньше жаловались бы на черствость, жесткий рационализм и агрессивность подрастающего поколения. Потому что в работах необыкновенного киносказочника никогда не было эксперимента ради эксперимента, его экран лучится добротой и любовью.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно