Саранск - город в РФ, столица Мордовии. Расположен по обе стороны реки Инсар. Население, согласно последним данным, составляет 326,1 тыс. человек. С февраля 2013-го население Саранска пополнилось на одного, но заметного гражданина. Жерар Депардье. Мировая знаменитость, кинозвезда.
С начала года на мсье Депардье как из рога изобилия посыпались разнообразные пряники. За один месяц его связь с Россией превратилась в реализацию социального проекта "вот оно, счастье". Это счастье пожирнее и порозовее, нежели французские-то комедии, в которых сам он снимался в 70–80-е. Артист заявил: "Все, что мне надо для счастья - это дом с прудиком в Мордовии!" Так получи!
Как всем известно, еще 1 января В.Путин подписывает Указ №1 о предоставлении ему, Жерару, российского гражданства. Артисту тут же радостно вручают новый паспорт. 11 января Депардье присваивают звание "Почетный удмурт". 21 февраля этот же гражданин мира получает заветную прописку в том-таки Саранске. Пикантность данной фарсовой коллизии придает даже название улицы, где его прописали. Это не улица Строителей, как в "Иронии судьбы". Это улица Демократическая, как и полагается в подобных сценариях для иностранных туристов.
И вот на днях мсье Депардье, любимый актер Б.Бертолуччи и Ф.Трюффо, получает ко всем своим деликатесам еще и звание "Почетного гражданина Чеченской республики"! И сам президент Чечни Рамзан Кадыров вручает кинозвезде ключи от пятикомнатной квартиры на 27-м этаже элитного жилого комплекса в Грозном. После этого мсье, как порядочный человек, просто не может не пообещать снять реалистическое кино о счастливой Чечне. Глядя на местный демократический мир с 27-го этажа своего элитного комплекса.
На первых порах медийная канитель с участием обладателя "Сезара" местами напоминала потешный капустник. Депардье активно пародировали во всех французских телешоу. Его изображали в кокошниках и в грубых русских валенках. Это напоминало воплощение "карнавальной концепции" Бахтина, внутри которой тот-таки Депардье предстает колоритным раблезианским ряженым. Большой, веселый. Толстый, злоязычный. Любит выпить. Может, как шут, запросто хлопнуть любого властелина по важному плечу. Даже нашего Виктора Андреевича, помнится, хлопал, оценивая зорким глазом гектары виноградников в Крыму.
Короче говоря, еще до недавнего времени все это действо раскладывалось по полочкам веселого актуального "проекта", за которым считывалась лукавая улыбка хитрющего Владимира Владимировича, решившего посредством Депардье показать Европе "кузькину мать".
Но аппетит к Депардье приходит во время еды. Прежний потешный фарс с этим мсье на днях стал выворачиваться в какую-то черную злую кинокомедию. Где в одном кадре, на одном плане - война и мир, Чечня и вся Россия, Кадыров и Путин, Депардье и, извините, "совесть художника". С этого момента на наших глазах, по-горбачевски, "процесс пошел…".
Процесс многовекторного преображения одного лицедея - от любимца Трюффо до любимца Кадырова.
Процесс перерождения, бесспорно, большого артиста - в международного "тролля"… Загадочного существа как бы без родины, зато с новым паспортом. Священного чудовища, водруженного на макушку российской "горы самоцветов". Законченного конформиста (причем, не самого бедного человека на земле), готового ради звания "почетный гражданин Удмуртии" прослыть на родине отцов "перебежчиком", "наемником", "марионеткой" и т.д.
С чего начинается родина, спрашивается в этой песне? Не с картинки в твоем "Букваре". А с суммы прописью в контракте на выгодный "сценарий". Так мне все это видится - с другой страны-стороны (даже не скрываю: пристрастен к творчеству артиста!).
Конечно, в разное время с популярными артистами кино всяко бывало. Одни от Гитлера убегали на другой континент. Но то была война. Другие Сталина славили посреди русских берез. Но то был "мир" в ГУЛАГе. Третьи же, подавляя спазмы "совести художника", как известно, несли свой крест и веровали. И им мы до сих пор тоже верим… Казус Депардье в том и состоит, что теперь-то совершенно понятно - "во что", в какого "Бога", верует этот лицедей…
То, что "обида" Депардье на родину (то есть на нынешний режим социалистов), вызвана особенностями тамошнего драконовского налогообложения - это частности. Ну и езжай себе, как Делон, куда хочешь, сохраняя политическую автономию в окружении своры любимых собак. Тем более, человек-то небедный. Состояние Депардье оценивают в 200 млн долл.
Можно понять даже его праведный гнев, когда писал открытое письмо своему премьер-министру: мол, за сорок лет жизни в искусстве заплатил 145 млн евро налогов, и только в прошлом году 85% его доходов ушли на налоги, социальные выплаты и т.д.
И ведь правда, в свои 64 этот человек сделал и заработал - очень много. Почти 180 прокатных и телевизионных фильмов. В течение сорока лет неустанно снимается одновременно в нескольких проектах. Среди его бесспорных достижений в искусстве - участие в фильмах Бернардо Бертолуччи ("ХХ век"), Франсуа Трюффо ("Последнее метро"). Его гибкий талант вне границ амплуа. Он позволяет актеру быть убедительным в "Графе Монтекристо", в "Сирано де Бержераке". И даже во второсортной развлекательной кинопродукции.
Принципиально также, что на родине мсье Депардье не без оснований упрекают во всеядности, в бешеной погоне за длинным рублем, участии, порой не в самых лучших коммерческих поделках.
Только неужели ради пяти комнат в Грозном и пенсионных льгот почетного гражданина Удмуртии этому важному субъекту международного значения теперь совершенно плевать, "кого" играть… Распутина? Пугачева? Разина? Проституциирующего бонвивана при чужом дворе? Помнится, в одном интервью сам Депардье сказал: "Политика - это сарай, где гадят копошащиеся там куры и петушки". И, очевидно, именно эти - последние по времени роли талантливейшего мсье (бонвиван, курица, петушок) - достойны не только "Сезара", но целого "Оскара" за уничижение собственной репутации. В этих ролях, как всегда, он чертовски убедителен. Это потому что не "играет", а "живет", как учил Станиславский (премия имени Константина Сергеевича тоже имеется в загашнике Депардье).
Тут-таки мне и вспомнился текст сценариста Будимира Метальникова из фильма "Простая история". Когда Нонна Мордюкова говорит сомнительному герою Ульянова: "Хороший ты мужик, но не орел!" Так и мы ответствуем любимцу "богов": "Хороший ты актер, мсье Депардье. А вот человек…".