КАРЕТУ МНЕ, КАРЕТУ!

16 июня, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №24, 16 июня-23 июня

«Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок. Карету мне, карету!» — кричит Александр Андреич Чацкий в «Горе от ума»...

«Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок. Карету мне, карету!» — кричит Александр Андреич Чацкий в «Горе от ума». Примерно то же самое заявил со сцены Театра русской драмы мольеровский Альцест в исполнении Анджея Северина.

«Мизантроп» Мольера — пьеса мрачная и язвительная. Должно быть, потому, что мрачен и язвителен, хоть и благороден, ее главный герой и совсем не весело жилось во время написания «Мизантропа» Мольеру — опальному автору и нелюбимому мужу. Чацкий и Альцест — герои одного типа: мрачные остроумцы и обманутые влюбленные. Режиссер Жак Лассаль, поставивший «Мизантропа» в театре «Види-Лозанн Э.Т.Е.», сделал боль, заложенную в пьесе, достоянием зрителей, равно как и благородные принципы ее главного героя. «Мизантроп» Лассаля — это спектакль о смешном, нелепом, но на редкость привлекательном и искреннем человеке, а также о проблеме искренности и естественности в жизни и искусстве.

Жак Лассаль — один из самых известных современных французских театральных режиссеров. Широкую известность приобрел его «Тартюф» на сцене Страсбургского национального театра с Жераром Депардье в главной роли. В 1990 году Лассаль возглавил «Комеди Франсез», а с 1994-го — приобрел статус независимого режиссера. Сейчас Лассаль сотрудничает с парижскими, нью-йоркскими и брюссельскими театрами, а также со швейцарским театром «Види-Лозанн Э.Т.Е». Кстати, загадочные заглавные буквы расшифровываются как «европейское театральное пространство».

Мольер — любимый драматург Жака Лассаля, «самый современный, самый нужный и самый плодовитый из учителей», как однажды выразился режиссер. Лассаль поставил около 10 пьес обожаемого автора и сумел проникнуться мольеровским духом. «Мизантроп» с Анджеем Северином, известным телезрителям по «Списку Шиндлера» Спилберга, «Пану Тадеушу» Вайды, «Наполеону и Европе» Занусси и многим другим фильмам, — постановка изящная и филигранная.

Полутона, непринужденные переходы, кукольно-слащавые маркизы, влюбленные в красавицу Селимену, и сама Селимена — Эльза Лепуавр — ускользающая, двоящаяся, коварная и любящая одновременно — лассалевский «Мизантроп» историчен и современен. Спектакль обладает редким достоинством: он выдержан в духе мольеровской эпохи и в то же время не кажется устаревшим. Актуальности добавляет шансонное музыкальное оформление постановки. А зеркальные стены, заменяющие декорации, символизируют самовлюбленное и лицемерное общество, в котором вращается искренний герой.

Подлинное и мнимое, напускное и естественное, притворство и поза, правда, необходимая и в искусстве, и в человеческих отношениях, — все это составляет «быть или не быть» мольеровского героя, его «жить с людьми или вдали от людей». Альцест выбирает уединение, но друг Филинт убеждает его вступить в диалог, и индивидуализм плавно перетекает в бахтинскую полифонию. Так что остается согласиться с Жаком Лассалем, то есть признать Жана-Батиста Мольера «самым современным из учителей» и поучиться у классика искренности. Причем и в искусстве, и в жизни.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно