Как одесские стиляги Попандопуло одевали

Поделиться
Комик Михаил ВОДЯНОЙ — лицедей, который… Который переиграл на сцене одесской оперетты (и не только на ней!) десятки разнообразных образов, а в массовое киносознание навеки вошел под «файлом» Попандопуло...

Комик Михаил ВОДЯНОЙ — лицедей, который… Который переиграл на сцене одесской оперетты (и не только на ней!) десятки разнообразных образов, а в массовое киносознание навеки вошел под «файлом» Попандопуло. Именно этот герой-прохиндей из популярной кинокомедии 1967 года «Свадьба в Малиновке» и сделал «короля одесской оперетты» любимцем всесоюзного масштаба. О нем, о персонаже, и сейчас волей-неволей вспоминаешь, наблюдая за нашей бурной (уже не опереточной) общественно-политической «свадьбой в…» («Что-то мне не нравится здешний режим!» или «Чует мое сердце, что мы накануне грандиозного шухера!» — все крылатости от Попандопуло). В конце декабря 2009-го самому известному одесскому лицедею
ХХ века исполнилось бы 85. Воспоминаниями о нем для «ЗН» поделилась одесситка Фаина Мушкатина. Директор музея Одесской театральной музкомедии хорошо знала как самого Михаила Григорьевича, так и его супругу — актрису Маргариту Демину.

— Михаил Водяной воздействовал на публику, как гипнотизер, — так начинает свой рассказ Фаина Мушкатина. — Стоило ему выйти, и зал неистовствовал. Причем с первого мгновения его появления на сцене и до последнего. Наблюдая за ним, многие старались понять, в чем секрет его власти над зрителем. Я для себя сформулировала это так: все гениальное — просто! Водяной никогда не прибегал к броским приемам. В его игре не было аффектации. Сложнейшие роли он преподносил очень просто. Но при этом работа над ролью велась колоссальная.

Помню, готовясь сыграть Мишку Япончика в спектакле «На рассвете», он общался с Леонидом Утесовым. Хотя тогда еще был жив младший брат Михаила Винницкого, того самого Мишки Япончика… Но именно Леонид Осипович детально рассказал, как легендарный бандит одевался, ходил, двигался. Утесов был знаком с Мишкой и любил рассказывать о том, как работал в Большом Ришельевском театре (в советское время в этом здании на углу Колодезного переулка работал кинотеатр имени Короленко), где посетителям не рекомендовалось оставлять в гардеробе пальто и калоши (представляете обстановочку?). Мишка Япончик со своей бандой часто вламывался на представления, и публика в ужасе разбегалась.

Однажды пришел Утесов в театр, а его партнер нервно курит у входа и говорит: «Ледя, твой фрак украли ребята из банды Япончика, тебе не в чем играть!». Утесов, не мешкая, побежал в кафе Фанкони, где днем Мишку можно было застать, и сказал ему: «Мишка, что ты делаешь? Я артист, у меня семья, дочка маленькая, мне играть не в чем!». «Будет тебе фрак!» — ответил Япончик. Вернувшись в театр, Утесов встретил того же партнера, который не менее нервно сообщил, что уже принесли восемнадцать фраков на выбор, разных цветов… Когда Утесов увидел Водяного в роли Мишки Япончика, он не скрывал слез восторга…

Известно, что Леонид Осипович первым посоветовал Михаилу Григорьевичу посвятить себя оперетте, после того как увидел Водяного—Бони и Дембскую—Сильву на концерте в одном из санаториев Пятигорска. Впоследствии их дружба была очень крепкой, и нередко Утесов, приезжая в Одессу, останавливался в доме у Водяного.

Сама же я познакомилась с Водяным у бронзового Дюка на Приморском бульваре — вела экскурсию (работала тогда в экскурсионном бюро), а он стоял на ступенях постамента и что-то увлеченно рассказывал одной молодой актрисе… Как-то незаметно эта пара присоединилась к нашей экскурсии, даже села с нами в автобус. Затем мы втроем вышли на Дерибасовской, Водяной расспрашивал об истории Одессы, об архитекторах, и в его вопросах чувствовалась любовь к нашему городу… Это подкупало.

Со временем мне посчастливилось попасть в штат театра. Я пришла в музкомедию договариваться об аренде зала. В театре было тогда трудное положение — раскол, уход части труппы. Ушел и завлит Зиновий Аврутин. Тогдашний директор театра Эдуард Владимирович Рымашевский завел разговор о трудностях, переживаемых театром, и вдруг предложил занять должность завлита.

А утром я уже сидела в этом кабинете, где когда-то разрабатывала свою экскурсионную тему «Театральная Одесса». Такое вот совпадение! Первая задача, поставленная передо мной Рымашевским, — вернуть в театр прессу. И начала я именно с передачи о Михаиле Водяном, которую мы с Кимом Каневским сделали на телевидении. Я искала новые пути и вместе с тем штудировала папки Аврутина, пыталась разобраться в его наметках...

Возвращаясь к работе Михаила Григорьевича над ролями, не могу не вспомнить такой эпизод. Водяной работал над ролью Яшки-Буксира в «Белой акации» и долго искал костюм для своего персонажа. Возвращаясь как-то домой после спектакля, на Дерибасовской (неподалеку от дома, где он жил) заметил толпу, протиснулся и увидел стилягу в экзотической рубашке с пальмами, египетскими пирамидами, в аляповатом галстуке.

— Где можно достать такой костюм? — обратился к нему Михаил Григорьевич. — Это вы, Миша? — Да, это я! — Так я вам дарю!

Стиляга тут же снял с себя галстук, рубашку и отдал их Водяному.

А когда театр гастролировал в Киеве, Водяной шесть вечеров подряд играл Тевье-молочника в «Скрипаче на крыше». В эти дни в городе находился Михаил Ульянов. До отхода поезда на Москву еще оставалось время, и знаменитый вахтанговец решил ненадолго зайти в театр. Свободных мест в зале не было. Он простоял весь спектакль, забыв о железнодорожном билете в кармане...

«Если бы я видел, как Водяной играет Тевье, я бы никогда не решился сыграть эту роль в фильме», — сказал после спектакля Михаил Александрович. А сам Водяной, придя усталым в гостиницу, рухнул на кровать и с едкой интонацией воскликнул: «Неужели я такой гениальный?!».

Тысячи одесситов называли его Мишей (не в глаза, конечно: амикошонства Водяной не допускал, оставаясь Мишей только для узкого круга ветеранов, основателей театра). Просто фамилию добавлять нужды не было — все и так знали, о ком идет речь. Когда Водяного хоронили, казалось, по нему плакала вся Одесса. На деревьях, на крышах домов буквально висели» люди. «Ушел наш Миша!» — рыдали одесситы...

После его смерти (в 1987 году) наступила «эра молчания». Став завлитом театра, я предложила местному телевидению сделать передачу о Михаиле Григорьевиче. Помнится, после этого ко мне в кабинет пришла вдова Водяного Маргарита Ивановна Демина и искренне поблагодарила меня за нее. С тех пор началась наша крепкая дружба... Конечно, ей приходилось нелегко: Водяной — кладезь остроумия, душа компании. Стройный, обаятельный, за ним, естественно, тянулся шлейф поклонниц… Возможно, у него и были какие-то увлечения, но Демина говорила мне, что никогда ни в чем не упрекала мужа. Более того, Маргарита Ивановна была в самых добрых отношениях с его «почитательницами» в стенах театра. Она его безумно любила.

Маргарита Ивановна сохранила открытки, написанные ей Водяным: «Любимой Марочке». И даже коробку от торта, который он преподнес ей во Львове, где они были заняты в спектакле «Принцесса цирка». Михаил Григорьевич тогда играл Тони, а она — Мабель. Спектакль шел в день рождения Маргариты Ивановны, и на коробке Водяной написал: «Дорогой Марочке—Мабель от любящего Тони». После этого они поженились.

После смерти мужа она еле-еле сводила концы с концами. Была «богатой нищей». Квартира, мебель, но жить-то с чего?!.. Приходилось распродавать кое-что, но никого ни о чем она не просила, повторяя: «Все хорошо, все хорошо...».

Однако вскоре сердце ее не выдержало... Когда вскрыли квартиру, Маргарита Ивановна сидела в кресле бездыханная, в ночной сорочке. Ее похоронили в одной могиле с Михаилом Григорьевичем. Вместе они прожили почти всю жизнь, вместе лежат на Втором городском кладбище.

Сегодня музей хранит память об этих замечательных артистах, которые друг без друга не состоялись бы…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме