Как сохранять память о жертвах — и не застрять в трауре

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Как сохранять память о жертвах — и не застрять в трауре Чествование жертв трагических событий на острове Утойя, Норвегия. © Getty Images
Опыт «расстрелянного острова» в Норвегии

Небольшое грузовое судно медленно приближается к норвежскому острову Утёйя. Медленное движение в чем-то оправдано, потому что расстояние от берега до этого трагического места не очень большое, а наши норвежские коллеги, наверное, хотят, чтобы мы успели порадовать свою душу невероятными видами озера Тюрифьорд. И вот через каких-то пять минут видишь простой беленький домик, за ним еще несколько, и ощущаешь, что этот покой, гармония и суровая северная красота очень хрупки, готовы сломаться от любого громкого звука, выстрела, крика. Украинцам такая хрупкость и болезненный контраст между тем, что создано природой, и тем, что совершают люди, хорошо известны. Похожие ощущения появляются постоянно, когда мы попадаем на места преступлений бывшего коммунистического режима или уже настоящего путинского. И постоянно себя спрашиваем, почему всяческая сволочь выбирает живописные места для своих кровавых дел, почему человечество в целом не ценит возможность просто жить, создавать, развиваться?

У меня первые минуты пребывания на Утёйе вызывают трепетное ощущение дежавю. Таки же огромные сосны, плачущие янтарно-желтой смолой, худющие березки, кое-где застывшие в воздухе, будто испугались чего-то, ярко-голубое небо и тишина. Я словно снова стою в Быковнянском лесу, который что-то шепчет нам сосновыми кронами и чье равновесие нарушает разве что черный ворон, который всегда летает над группами посетителей. К сожалению, сходство между Быковней и Утёйей на этом не заканчивается, потому что оба места — территории преступления, а мы приехали, чтобы понять, как норвежское общество работает с памятью.

Фото предоставлено Татьяной Шептицкой

Опыт Утёйи для норвежцев очень важен, ведь и трагедия, которая произошла 22 июля 2011 года в Осло и на острове, достаточно свежа. В тот день праворадикальный экстремист Андерс Брейвик сначала подорвал автомобиль в центре столицы, а потом расстрелял 69 участников молодежного летнего лагеря — юношей и девушек в возрасте от 14 до 20 лет. Всего жертвами теракта стали 77 человек, и это самые большие потери Норвегии после Второй мировой войны.

Конечно, для нас несоизмерим не только масштаб потерь. Ведь, например, на территории бывшего спецучастка НКВД в Быковнянском лесу, по самым скромным подсчетам, похоронены 30–50 тысяч человек, а некоторые исследователи называют цифру и до 100 тысяч. Несоизмеримы и основы трагедий, что в свою очередь влияет и на принципы мемориализации и практику работы с разной целевой аудиторией.

Появление и функционирование тайных могильников жертв политических репрессий в СССР — следствие планомерной государственной политики сталинского режима. Поэтому все, кто так или иначе работает с темами Голодомора-Геноцида 1932–1933 годов или Большого террора 1937–1938 годов, акцентируют на недопустимости возрождения тоталитарных практик. Хотим мы этого или нет, но временное расстояние от событий 1920–1950-х годов заставляет нас апеллировать к фактажу, документам, объяснениям, почему смог развиться советский тоталитаризм, какие преступления против человечности совершали его творцы и какие предохранители против этого есть в современном мире. Теракт на Утёйе осуществил одиночка, выступивший против демократических принципов Норвегии и гуманистических подходов нынешней Европы. Собственно, поэтому мемориальные мероприятия на острове, встречи со школьниками, экскурсии, тренинги и прочее преследуют иную, чем информирование и предостережение цель — постоянно напоминать о важности культурного многообразия, безоговорочности соблюдения прав человека и борьбе с «языком ненависти».

Еще одним отличием между Украиной и Норвегией, как по мне, стал демократизм в принятии решений о формате и форме сохранения памяти. В нашем государстве многие процессы забюрократизированы, хотя радует и то, что к обсуждению проектов новых мемориалов, музеев привлекают специалистов (историков, экспертов по музейному делу, архитекторов, общественных активистов, журналистов). В начале 1990-х ситуация выглядела намного печальнее. Норвежское общество более чутко к потребностям и просьбам сограждан. Подтверждением этому могут быть дискуссии о здании бывшей кофейни, где Брейвик убил многих молодых людей. Часть родителей погибших выступали за то, чтобы стереть этот объект с лица земли, настолько сильным было их горе. Но победила другая позиция — сохранить это место для памяти, с дырками от пуль в стенах, с цветами и детскими игрушками в точках гибели подростков. Поэтому кофейню законсервировали, возвели вокруг нее стеклянный корпус, который держится на досках, по количеству равных количеству убитых и тех, кто выжил, и символизирует круг защиты. Живые как будто защищают и оберегают память о расстрелянных. Кстати, другой, государственный мемориал, расположенный на берегу озера Тюрифьорд, тоже должен был выглядеть более монументальным. Однако власть пошла навстречу местным жителям, которые выступили против чего-то грандиозного, поскольку утверждали, что постоянное напоминание о трагедии будет производить на них гнетущее впечатление.

Фото предоставлено Татьяной Шептицкой

Кстати, не на всех объектах Утёйи можно фотографировать. Коллектив мемориала просит сохранять право семей на приватность горя и собственный способ почитания и говорит, что они не хотят делать туризм на смерти. Наконец, норвежские коллеги позиционируют остров не столько территорией преступления, которое они считают эпизодом в истории Утёйи, сколько территорией «продолжения жизни». Экскурсионный маршрут начинается с рассказов о деятельности летних лагерей Норвежской рабочей партии, традиции политических дебатов и способах молодежного досуга; продолжается по «тропе любви» с романтическими историями и лишь тогда приближается к трагическим объектам. Однако даже в бывшей кофейне кодой становится жизнеутверждающий стих с конечной фразой «Гей, гей, время просыпаться и менять мир». Наконец на остров вернулись и молодежные лагеря. К сожалению, многим нашим мемориальным местам объективно не хватает позитивных кейсов. Часто их просто невероятно сложно добыть из глубин народной памяти или архивных документов. Недаром в последние годы украинские исследователи говорят об отходе от тотальной виктимизации исторических нарративов и напоминают о героических страницах прошлого или примерах борьбы и побед. В конце концов в украинских музеях мы сейчас видим и рассказы о свете в эпоху тьмы: о человечности во время Голодомора-Геноцида 1932–1933 годов, об украинцах-спасателях в период Холокоста, о формах индивидуального сопротивления быковнянских жертв.

С чем я, наверное, не смогла согласиться окончательно, так это с тем, что норвежцы максимально избегают упоминать о Брейвике. Конечно, преступнику нет места в мемориальном пространстве. И, конечно, замалчивание его лица оправдано стремлениям не предоставлять ему слова, не популяризировать его человеконенавистнические идеи. Однако для таких мест памяти, связанных с событиями советского террора, как Быковня, остается важным не просто показать обобщенно банальность зла, систему, создававшую геноцид, но и ее послушных винтиков, которые выполняли преступные приказы. Ведь массовые могильники коммунистического режима по всей Украине — это общая ответственность и системы, и компартийных руководителей, и рядовых сотрудников НКВД, которые пытками, манипуляциями и коварством требовали нужных «признаний» и расстреливали украинцев десятками тысяч.

Но было и то, что объединило Быковню и Утёйю в сохранении памяти о погибших. Это внимание и уважение к каждой индивидуальной истории. На острове есть традиция: в день рождения кого-то из погибших детей в его имя, выгравированное на мемориале, который имеет форму металлического кольца, прикрепленного к соснам, вставлять цветок и зачитывать какие-то воспоминания или сведения о погибшем. Очень важно, что этот мемориал разрабатывали и воплощали родители жертв. И они сознательно выбрали «чистое пространство» — единственное место на острове, где не ступала нога Брейвика, где не было смертей. Вместе с тем на Утёйе кто-то из родных этих детей может переживать горе в нужное время и в удобном формате. Часто родители погибших активно приобщаются к образовательным программам, рассказывая в школьных и студенческих аудиториях и о теракте 22 июля, и о равенстве прав людей.

Фото предоставлено Татьяной Шептицкой

В Быковнянском некрополе тоже есть свои традиции оказания почестей. Это не только возложение цветов к братским могилам Международного мемориала 1937–1941 годов, разные государственные траурные мероприятия, просветительские акции, но и вполне народные, берущие свое начало с конца 1980-х годов: связывать сосны лентами или вышитыми рушниками. То, что начиналось с идеи активистов общества «Мемориал» и Артура Луковского (сына репрессированного Иосифа Луковского) — обозначить как-то могильник в Быковнянском лесу — превратилось в мощную связь поколений, манифестацию стойкости в нашей памяти, стремление никогда не забывать о страшной цене свободы и последствиях советской несвободы.

Фото предоставлено Татьяной Шептицкой

Параллельно лекционно-образовательная продукция, научно-популярные статьи, серии подкастов и открыток заповедника уделяют внимание конкретному имени, вплетая историю простого крестьянина или известного художника в общий контекст событий страшного времени. И возле фамилий на Стене памяти тоже появляются цветы…

В мире, где ненависть снова превращается в оружие, где агрессоры воспроизводят запущенные мифы и стереотипы, где у людей слабеют исторические знания, где есть мощный запрос на гламурную легкость, память не может быть делом только ученых или музейщиков. Она должна быть частью нашей ответственности — как граждан, как общества, как государства, которое ежедневно добывает в борьбе право на жизнь. И если мы научимся видеть не только след преступления, но и понимать его причины, осознавать методы, которыми действовал враг, ценить и уважать силу тех, кто выстоял, то сможем сохранить себя. Как норвежцы сохранили Утёйю. Как разные поколения украинцев сохраняют Быковню. Как мы сейчас сохраняем Украину.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме