Инквизиция оркестра. Дирижеру Хобарту Эрлу портит жизнь одесский «квартирный вопрос»

Поделиться
В Одессе назревает конфликт, погасить который под силу только руководителям областного совета и обладминистрации...

В Одессе назревает конфликт, погасить который под силу только руководителям областного совета и обладминистрации. Ситуация крайне непростая, и ее главным фигурантом является Одесский филармонический оркестр, дирижер — Хобарт Эрл. Этому коллективу предписано отдавать непомерные деньги за «квартплату» — собственно, за место под солнцем в Одесской филармонии. Место, где, казалось бы, Национальному оркестру ничто и никто не сможет помешать полноценно творить.

В Одессе (и не только) трудно найти человека, незнакомого с творчеством этого коллектива. Хобарт Эрл стал первым и, кажется, до сих пор единственным иностранцем, удостоенным в Украине звания заслуженного артиста. Впервые он попал сюда в 1990 году как дирижер камерного оркестра из Вены и получил от тогдашнего директора филармонии, народного артиста Украины Анатолия Дуды нестандартное предложение — возглавить симфонический оркестр. Это произошло в 1991 году, интересным образом совпав с отсчетом истории независимости нашей страны…

«Это было начало конец…», — на своем тогда весьма далеком от совершенства русском говорил маэстро. И в самом деле, положение одесского оркестра на тот момент иначе чем плачевным назвать нельзя. Не было инструментов, тростей, струн. Музыканты за долгие годы привыкли к положению, когда на симфоническом концерте в зале сидит меньше народу, чем на сцене. А о регулярной выдаче копеечной зар­платы тогда вообще забыли. Но началась «эра Эрла» — оркестр принялся активно гастролировать в разных странах, приобрел много новых инструментов. С тех пор как в 2002 году оркестру был присвоен статус «Национального», проблемы с зарплатой решились тоже.

Правда, приглашать солистов и дирижеров для совместных выступлений возможно только благодаря помощи спонсоров. Ведь средства из Киева ищут только на зарплату и частичное погашение коммунальных услуг.

Проблемы с директорами одесской филармонии возникали всегда. Но сегодня эти же проблемы необычайно обострились. Руководство филармонии в лице ее нового директора Александра Перепелицы настойчиво предлагает оркестру платить арендную плату «за проживание» в размере 380 тысяч гривен ежегодно. Поскольку высвободив определенные средства из областного бюджета, коллектив вышел из состава филармонии, став отдельным юридическим лицом.

Стало быть, оркестр находится в здании на правах квартиранта? Вот такой казус.

Александру Перепелице не хочется повторить судьбу своего предшественника Валерия Кузнецова, уволенного с должности директора филармонии по статье как раз «за упущенную выгоду». То есть за то, что с оркестра не добился. По словам Перепелицы, «против Кузнецова даже возбуждено уголовное дело», а лично ему такой поворот событий ни к чему.

По-человечески директора можно понять. Он руководствуется решением Одесского областного совета № 33-У от
9 ноября 2007 года «О передаче зданий культурного наследия совместной собственности территориальных громад области, в которых размещены учреждения культуры в оперативное управление вышеуказанных учреждений». А тот, кто управляет, должен отвечать за свое хозяйство по полной программе.

С другой стороны, взимать с филармонического Национального оркестра непомерную дань за пребывание, собственно, в филармонии (где ж еще ему репетировать — на Привозе?) с точки зрения здравого смысла тоже нелепо. Это то же самое, что принуждать египетскую мумию оплачивать свое пребывание в витрине Археологического музея (он ведь тоже в областном подчинении!) по расценкам четырехзвездочного отеля.

Александр Перепелица, между тем, советует вспомнить, что за рубежом нет определения «симфонический оркестр», все составы, исполняющие соответствующий репертуар, называют себя phylarmonic orchestra. Так что, дескать, нечего этим пользоваться, выпрашивая для себя льготы.

А музыканты, находящиеся пока еще в штате филармонии, никак не придут в себя от шока после заявлений директора на общем собрании, будто им пора «исполнять коммерческую музыку», «искать спонсоров» и перестать рассчитывать на то, что и впредь им даром свет включать будут…

Но пока что «народники» не спешат разучивать матерные частушки, а вокалисты — репертуар Шафутинского вместо вагнеровских арий. Они уверены, что дело даже не в репертуаре… В городе ходят слухи, будто облсовет, поставив во главе филармонии своего человека, планирует в дальнейшем и вовсе отобрать здание, вновь устроив там биржу либо что-нибудь еще. Ну а музыкантов… Их сошлют куда-нибудь на выселки. В Дом культуры. А если вспомнить недавние скандалы с участием Одесского областного совета вокруг зданий Дворца студентов и Всеукраинского центра болгарской культуры, то это походит на правду. Хотя и на страшный сон — тоже.

Работай Хобарт Эрл на своем Западе, он, может быть, не удивился бы происходящему. Но ведь он руководит украинским оркестром. К тому же получившим ранг национального. За что же «наказывать» коллектив, гордость края? По мнению же Александра Перепелицы, все проблемы заключаются в слабом менеджменте. Дескать, можно же уговорить Министерство культуры и туризма выделять этому оркестру дополнительно искомые 380 тысяч, которые и поступят в областной бюджет, а оттуда снова попадут в столицу!

Вот такое перекладывание денег из одного государственного кармана в другой.

К сожалению, директор оркестра Иван Косяченко пока не добился понимания от столичных чиновников. Самое большее, что они могут сделать — вернуть оркестр в областной бюджет, а это невыгодно ни оркестру, ни области. Зато снимаются проблемы с арендой. Механизм лишения коллектива статуса «национального», правда, пока не разработан. И если подобное случится с одесским оркестром, то уж точно позора не оберешься.

Да, по стране наши оркестранты гастролируют нечасто. Записей украинской музыки сделано не так много. Но ведь все это делается не «благодаря», а «вопреки», что легко поймет любой менеджер, даже не такой квалифицированный, как Александр Перепелица — бессменный директор международного фестиваля «Два дня и две ночи новой музыки», руководитель Центра практического менеджмента культуры в Одессе.

Не разумнее ли первым лицам области создать такие условия, при которых и коллектив не пострадает, и директор филармонии при должности останется?

Еще «на заре независимости» об Эрле говорили, мол, такой молодой, а уже руководит оркестром, да еще и на зимние каникулы уезжает не куда-нибудь, а в Вену, что, у нас своих дирижеров нет?

Но дело же не в количестве специалистов (по-нынешнему магистров), которых выстреливает год от года наша консерватория (теперь уже академия), а в конкретной судьбе творческого коллектива. Аргументация оппонентов тогда была «железной»: оркестр не исполняет опер и балетов (а зачем, когда его задача — играть симфонические произведения?!), да еще и появляются спорные трактовки произведений русских и украинских композиторов… Действительно, Хобарт поначалу трудно вживался в традиции исполнения славянской музыки. Не добивался от оркестрантов необходимой напевности. Но со временем эта проблема отступила. Опыт пришел, а с ним — и убедительность трактовок Рахманинова, Скорика, Колессы. И никогда не пасовал ни перед противниками, ни перед трудностями, помня, что его старинное англосаксонское имя означает «смелый». Фамилия переводится как «граф». Нравится это кому-нибудь или нет…

Когда этот американец со сцены произносит «у нас в Украине», в зале неизменно раздаются аплодисменты. А однажды пришлось услышать, как с неподражаемым одесским акцентом, отвечая на вопрос о своеобразии нашего города, Хобарт заявил: «Одесса — это Одесса. Что я вам буду сказать?».

Хоби, как уменьшительно называют его оркестранты и слушатели, и впрямь стал одесской достопримечательностью — вроде Дюка. И при этом он стремительно вырос как музыкант. Дирижируя «Карпатским концертом» Мирослава Скорика либо «Маленькой масонской музыкой» Вольфганга Амадея Моцарта, он уже может быть равно убедительным. Практика дорогого стоит.

Комментарий

— За прошедшие годы украинскую и русскую музыку я стал понимать по-другому, безусловно, — говорит «ЗН» Хобарт Эрл. — Я горжусь, что нам удалось выступить с пианистом Ефимом Бронфманом, входящим в пятерку лучших во всем мире. Для него это был, в сущности, благотворительный концерт…

Меня очень удручает отсутствие в Одессе базы для профессиональных записей выступлений оркестра. Тревожит необходимость продолжения работ по улучшению акустики в зале филармонии. Благодаря некоторым личным связям удалось привезти в Одессу выдающегося профессионала в области акустики, ныне покойного Рассела Джонса и бесплатно получить от него рекомендации, за которые во всем мире принято раскошеливаться «по полной»…

В текущем сезоне наш оркестр выступит в Греции и Германии. А в марте 2010 года — большие гастроли в Америке, где мы были в последний раз в 1998 году. (Для сравнения — оркестр Светланова из Москвы не выезжал в Штаты пятнадцать лет — Авт.)

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме