В конце года традиционно принято подводить итоги, обобщать тенденции, награждать за достижения уходящего года и даже пытаться делать прогнозы на следующий год. Театр — не исключение. Здесь и подводили, и били (не только словами), и грустили, и успели (правда, не все) предусмотрительно спланировать репертуар на начало следующего — 2025 года. Жизнь продолжается! Но война, к сожалению, тоже...
Если в 2022 году о театре вспоминали очень сдержанно и в контексте «не ко времени», то постепенно это изменилось. Необходимость лечить души искусством, чувствовать единство в зрительном зале и хотя бы на короткое время отвлечься от ужасной военной реальности уже в 2023-м сделали театр одним из главных «психологов» страны. Правда, цены на билеты в некоторых столичных и львовских театрах существенно ограничили доступ зрителей к «театральной медицине». В 2024 году эти тенденции продолжились, а иллюзия нормальной жизни лишь утвердила явление театрального ренессанса.
Эпоху Ренессанса (XIV–XVII вв.) исследователи характеризуют проявлениями гуманизма, утверждением достоинства и красоты реального человека, его ума и свободы, творческих сил. Театральный украинский ренессанс в 2024 году проявился иначе, чем его «далекий предок», — популярностью посещения театров, ажиотажем и очередями за билетами, появлением новой когорты зрителей (тик-токеров и светского бомонда), приездом именитых европейских режиссеров и прибылями, которые традиционно подсчитали и даже составили рейтинги. И чем громче гремели пушки на фронте, тем тише были театральные музы вблизи его линии.
Трагедия потерь. Эпизоды
В 2024 году продолжилась уже многолетняя тенденция нетеатрального жанра реальной жизни — трагедия потерь. Театральная семья теряла молодых и опытных, талантливых и харизматичных актеров и просто работников сцены.
В январе 2024-го в боях под Михайловкой Донецкой области погиб 31-летний актер Ровенского областного музыкально-драматического театра Владимир Фединчук (Горобец в титулованном спектакле «Зерносховище»; Эней в «Енеїді» и молодой Скрудж в спектакле-хите ровенчан «Скрудж. Різдвяна історія»). Коллеги вспоминали, что на фронт Владимир пошел добровольцем и после последнего сыгранного спектакля поцеловал родную сцену.
В начале апреля 2024 года вследствие ранений, полученных на войне, умер 51-летний актер Житомирского академического украинского музыкально-драматического театра имени Ивана Кочерги Андрей Доманский. В театре Андрей служил почти 25 лет, сыграв больше 40 ролей.
21 августа 2024 года в своем первом бою с российскими оккупантами погиб 27-летний актер Днепровского национального академического украинского музыкально-драматического театра имени Тараса Шевченко Андрей Касьянов (последняя роль — Нико Пиросмани в мюзикле «Мільйон червоних троянд»).
В День независимости Украины на 42-м году жизни погиб на фронте обладатель яркого бархатного баритона, артист-вокалист Киевского академического театра Украинского фольклора «Берегиня» Александр Сердюк.
15 ноября на Курском направлении погиб 48-летний актер Черниговского областного академического украинского музыкально-драматического театра имени Тараса Шевченко Петр Великий. За 20 лет Петр сыграл больше 35 ролей, большинство из них — ведущие.
10 декабря 2024 года очередная потеря произошла в коллективе Днепровского драмтеатра. На фронте погиб актер Яков Ткаченко — яркая звезда не только театра, но и кино (фильмы «Червоний», «Ціна правди», «Довбуш», сериалы «Перевізниця» и много других). Яков был дважды ранен и после демобилизован, но упрямо и сознательно вернулся на фронт. По его словам, он не представлял своей жизни без актерства и воевал, в частности, и за то, чтобы «иметь возможность спокойно заниматься любимым делом». Светлая память и земной поклон всем защитникам.
Ряды ВСУ в 2024 году продолжали пополняться защитниками с позывными «Артист», которые в большинстве случаев говорили о роде их деятельности в гражданской жизни. Неожиданно резонансно в этом году прозвучало заявление Черниговского драмтеатра о вынужденной остановке работы и снятии некоторых спектаклей, отмене премьер из-за мобилизации мужской части труппы. Позже такая же судьба постигла и соседний Черниговский областной молодежный театр, и Киевский академический театр украинского фольклора «Берегиня». В перечень едва не попал и столичный Театр на Подоле, правда, в этом случае ведущие актеры театра и кинозвезды Юрий Фелипенко и Константин Темляк вступили в ряды ВСУ добровольцами. Замедлилась работа многих цехов киевского театра имени Леси Украинки, причина та же — нехватка специалистов. Театры меняли репертуары, привлекали новых актеров, даже выпускали премьеры и постоянно напоминали, что коллектив, сцена и зрители очень ждут возвращения защитников с фронта.
Волонтерский тыл
Тенденция «донатим—поддерживаем—выживаем», давно ставшая для многих театров Украины и некоторых актеров стилем жизни, в 2024 году сохранилась. Актриса театра (Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра) и кино Анастасия Пустовит, которая, кстати, не со слов знает, что такое побывать в оккупации; учредитель и директор Дикого театра Ярослава Кравченко, организовавшая фонд для сбора средств по принципу «с миру по нитке» с названием «Всі по 10»; актер львовского театра имени Леся Курбаса Ярослав Федорчук, который с блеском объединяет полярные амплуа и разнообразнейшие сборы (от дронов до саперных лопат) — это лишь вершина огромного волонтерско-художественного списка. Актерский креатив в мотивации донатить был и есть безграничен: от предложений выиграть билеты на популярные спектакли, мастер-классы, творческие вечера, благотворительные мероприятия до свиданий со звездными актерами.
Непоколебимым лидером как внимания зрителей, так и объема миллионного сбора на военные и гуманитарные потребности в 2024 году остается спектакль «Конотопська відьма» режиссера Ивана Урывского (киевский театр Франко). В этом году «ведьма» много гастролировала по Украине, в июне даже побывала на Саммите мира в Швейцарии (показ фрагмента). Ну, а в конце года поразила тем, что на аукционе Forbes в рамках мероприятия «Предприниматель года» за миллион долларов было продано два благотворительных показа спектакля. Поэтому театр Франко с чистой «финансовой совестью» и публичной презентацией в этом году начал ремонтные работы внутри главного помещения. Нашлись средства и на ребрендинг логотипа театра, обновление сайта и даже на специальный шрифт.
Обновления, инициированные войной
Не с первого раза в 2022 году избавились от слов, обозначавших связь со страной-оккупантом в названии Харьковского академического российского драматического театра имени Пушкина. Наконец в этом году областная рада смогла переименовать театр в честь автора вышеупомянутой «ведьмы» — Григория Квитки-Основьяненко. Сейчас в театре адаптировались играть спектакли в безопасных помещениях, продолжают работать над созданием нового бренда — «Театр Квітки» — и готовить премьерные спектакли.
В середине февраля 2024 года один из самых больших на юге Украины театров — Херсонский театр имени Кулиша снова (после ноября 2023 года) пострадал вследствие мощного вражеского обстрела. Залатав почти четыре десятка окон, херсонцы возобновили работу в артхабе — фактически укрытии и безопасном подвальном помещении. Более того, смелые южные театралы не стали предавать свои традиции и в сентябре провели XXVI Международный театральный фестиваль «Мельпомена Таврії» (в локациях трех городов Украины и с особым показом в соседней Польше).
Под одной крышей
Иногда так бывает (2024 год — стабильно, без перемен), что клановость династий, друзей по интересам или интригам не дает возможности спокойно уживаться под одной крышей коллективу театра. Если в 2025 году кто-то вдруг до сих пор не знает, как это преодолеть, езжайте сначала в Сумы, где на протяжении всего 2024 года уживались в мире и дружбе и продолжают это делать два театра — хозяин Сумской национальный академический театр драмы и музыкальной комедии имени Михаила Щепкина и дважды переселенец Луганский областной академический музыкально-драматический театр. В октябре, правда, 2023 года они даже вместе приехали на гастроли в столицу с красноречивыми спектаклями «Їх там нєт» и «Хто я?» и попыткой одолеть сложную классику Бертольда Брехта — спектаклем «Тригрошова опера».
Если не получилось унять эмоции, милости прошу в место, более отдаленное от вражеской границы, — Закарпатский музыкально-драматический театр имени братьев Юрия-Августина и Евгения Шерегиев в городе Ужгород, где нашел приют Донецкий академический областной драматический театр (Мариуполь). В августе этого года мариупольские переселенцы не только смогли фактически с нуля создать репертуар, но и погрузились в гастрольную деятельность. На сцене Днепровского академического театра драмы и комедии они презентовали премьерную постановку спектакля «Віднесені вітром» (режиссер Игорь Матиив), до этого объявив о создании платформы Theatrical Rammstein для объединения мирового театрального сообщества в борьбе с российским терроризмом. Тихо и скромно и без каких-либо новых шрифтов и логотипов мариупольцы собрали средства и передали их на счет «Руху підтримки закарпатських військових».
Дальше двигаемся на север, в Чернигов, где в 2024 году Черниговскому областному академическому музыкально-драматическому театру имени Тараса Шевченко, сильно пострадавшему от прилета российской ракеты «Искандер-М», благодаря международной финансовой поддержке наконец-то восстановили крышу. Вопрос необходимости неотложного ремонта и внутренних работ до сих пор остается актуальным. Планируют, пытаются, а на чьи средства (отечественные или иностранные) — время покажет. И вот что-то мне подсказывает (если что, то «театральные» результаты тендеров в 2024 году на Прозорро я, на беду для моей психики, тщательно пересмотрела. — Ю.С.), что некоторые лидеры театральных финансовых рейтингов могли бы спокойно обойтись в этом году без стенда за полтора миллиона гривен, декораций за почти четыре миллиона гривен или закупки тканей к спектаклю на полмиллиона гривен. Где-то здравый смысл все же должен был победить жажду к искусству. Заметьте, что о марафоне (том самом — бесконечном) я вообще пока молчу.
Моя страна неразрывна
И снова о боли. Львов. Театр имени Марии Заньковецкой. В состоянии физической руины (здесь даже без иллюзии ренессанса) и в этом году находится помещение одного из ведущих театров страны. Вместе с тем по количеству премьер и скорости обновления репертуара его не смогли лишить первенства и в 2024 году ни первая, ни другие сцены страны. Ну и чего стоит только приезд в этот театр по приглашению Максима Голенко именитого европейского режиссера Оскараса Коршуноваса. После его постановки «Тартюфа» другим иностранным художникам (литовцу Йокубасу Бразису и поляку Гжегожу Яжине), похоже, стало не страшно ставить в Украине. А вот у украинцев страх только вырос, потому что на сайте Львовской городской рады появилось сообщение, что город Львов будет претендовать на статус Европейской столицы культуры-2030. Радость пришла, откуда не ждали. Я уже даже представляю, как мэр Андрей Садовый лично встречает иностранных гостей на львовском железнодорожном вокзале под музыкальное сопровождение песни Кузьмы «Руїна». А с вокзала предлагаю маршрут сразу в театр имени Марии Заньковецкой, поскольку что, как не декадансовый вид театра, является визиткой культуры Львова.
Меньше месяца назад правоохранительные органы Украины сообщили, что установлена личность российского генерал-полковника, давшего команду применить по Черниговскому драмтеатру ракету «Искандер-М». Со временем, надеюсь, найдут виновных и в разрушении Херсонского театра, уничтожениях Северодонецкого и Мариупольского театров. Но вместе с тем ответственных за упомянутый региональный львовский декаданс тоже стоило бы уже поискать и привлечь к ответственности, потому что все на войну списать не получится.
И еще об ответственности. В 2024 году суд вынес приговор народной артистке Украины (звание присвоено в 2021 году. — Ю.С.) и вместе с тем коллаборантке Ружене Рублевой, которая на оккупированных территориях Херсонщины агитировала людей участвовать в незаконном референдуме, выступала с моноспектаклем и, находясь в Москве приняла участие в митинге-концерте, организованном государством-агрессором и посвященном временной оккупации части территории Украины, исполнив музыкальную композицию, начинавшуюся словами «здесь птицы не поют…» Из реестра судебных решений вижу, что допелась коллаборантка до приговора — до 10 лет лишения свободы с лишением права занимать должности в сфере культуры сроком на 12 лет и конфискацией всего принадлежащего ей по праву собственности имущества. Правда, Ружена пыталась обжаловать все и до сих пор продолжает попытки, находясь в розыске. Здесь свой театр абсурда.
В конце года президент Украины Владимир Зеленский наконец подписал указ, которым ввел в действие решения СНБО о лишении государственных наград предателей Украины. Как думаете, есть там народная артистка Украины Ружена Рублева? Я лично не смогла найти и не знаю, где еще искать. Может, у вас, уважаемые читатели, получится. И заодно прошу поискать среди «лишенных» действующего Героя Украины и бывшего многодесятилетнего руководителя столичного Театра русской драмы имени Леси Украинки Михаила Резниковича. Что касается его, правда, приговора суда, датированного 2024 годом, сейчас нет. Минкульт в этом году нашел время поинтересоваться в Национальной академии искусств Украины лишь лишением упомянутого рупора российской пропаганды звания академика. На этом вроде бы все.
Кадры решают не все
Что касается самого Минкульта, то в 2024 году сменилось не только его название, но и руководитель — назначили профессионального дипломата и заместителя руководителя офиса президента Николая Точицкого. Пока рано говорить, насколько этот специалист близок или далек от знания специфики театра. По крайней мере интерес и участие в театральной жизни пан Точицкий выявлял в форме личного появления на церемонии вручения наград победителям Шестой всеукраинской театральной фестиваль-премии GRA и на мероприятиях, посвященных празднованию 90-летия киевского Театра оперетты.
Главной театральной кадровой сменой уходящего года, смело можно назвать назначение актера театра и кино, в прошлом — министра культуры Евгения Нищука на должность руководителя первой сцены Украины — театра Франко. Определенные революционные перемены в театре произошли, кроме упомянутого начала ремонта, переформатирование испытал и его художественно-руководящий состав.
А вот где в который раз случилось «кадровое землетрясение», так это в Театре корифеев (Кировоградском академическом областном украинском музыкально-драматическом театре имени Марка Кропивницкого — да, до сих пор (позорно называется!) Кировоградским, как и одноименная облрада), которым временно назначили руководить известного украинского театрального режиссера Евгения Лавренчука. О прошлых перипетиях в попытке определить руководителя театра наше издание подробно рассказывало раньше. Лавренчук оказался человеком активным и предпринял попытки смелой режиссуры и такого же руководства, чего, похоже, не оценил коллектив театра, обратившись в ту же облраду с письмами-просьбами отстранить Лавренчука и проверить изложенные в обращении факты. Одним из таких фактов указан расход почти миллиона гривен на постановку спектакля «Перед волею» при том, что «заработал» этот спектакль, со слов жалобщиков, всего 135 тысяч гривен. Облрада самостоятельно решила, что Лавренчук больше не будет руководить театром, а сосредоточится на режиссерской работе. Режиссер решил иначе — поблагодарил коллектив и покинул театр вообще.
Энергия военного креатива
Хочешь свой театр — бери и создавай. Так решили украинские драматурги и после успешного опыта деятельности «Театру драматургів» вместе с Управлением коммуникаций командования Сил территориальной обороны ВСУ (ТРО «Медіа») создали в 2024 года в Киеве «Театр ветеранів» как общий проект команды авторов, ориентированных на создание современной украинской пьесы и инструмент реабилитации для тех, кто пережил травматический опыт, имеет ранения, контузии, потери конечностей. В октябре состоялся «Фестиваль перших п’єс», где были представлены тексты, созданные участниками проекта «Театр ветеранів», и одним из открытий стало имя Алины Сарнацкой — автора пьес «Військова мама» и «Баланс».
Права на постановку пьесы «Військова мама» приобрел у ветеранки Сарнацкой львовский театр имени Марии Заньковецкой, который планирует постановку в сезоне 2025/2026. С пьесой «Баланс» бывшая военнослужащая, а ныне драматург разделила первое победное место конкурса «Липневий мед-2024» и единолично победила в нынешнем 15-м конкурсе-фестивале «Тиждень актуальної п’єси» (проводился на базе театра Франко).
Премии и юбилеи
Что касается спектаклей-победителей, то в 2024 году престижными премиями отмечены:
- национальной премией Украины имени Тараса Шевченко в категории «Театральне мистецтво» — режиссер Иван Урывский, художница Татьяна Овсийчук и хормейстер Сусанна Карпенко за спектакль «Конотопська відьма» (Театр Франко, Киев);
- жюри Всеукраинской театральной фестиваль-премии «GRA» признало лучшим драматическим спектаклем постановку «Вороги. Історія любові» (театр имени Марии Заньковецкой, Львов, режиссер Максим Голенко);
- киевский рейтинг «Театральний інфобум-2024» (новообразованная премия издания «Укрінформ») — в номинации «Найкраща вистава (драма)» победил спектакль «Процес» (режиссер Давид Петросян, киевский Театр на Подоле). Кстати, именно этот спектакль еще в апреле этого года стал первым лауреатом премии имени Олега Вергелиса.
Кроме рейтингов, наград и разнообразных почетных отличий, 2024 год был богат юбилеями: 120 лет исполнилось Киевскому национальному университету театра, кино и телевидения имени Ивана Карпенко-Карого, 100-летие отметил Киевский академический театр юного зрителя на Липках, 90 лет деятельности громко и ярко отпраздновал Киевский национальный академический театр оперетты, 85-й театральный сезон начал Ровенский областной академический музыкально-драматический театр.
Когда-нибудь обязательно, очень в это верю, отметит солидный юбилей и восстановленный в 2024 году благодаря команде сподвижников профессиональный журнал «Український театр» (издательский дом «Антиквар», главный редактор Виталий Жежера). Ну, а пока в следующем году планируется выход третьего номера.
Вместо Нострадамуса
Прогнозировать театральную жизнь во время войны очень тяжело, потому что утром не знаешь, что будет не то что вечером, а через несколько часов. Но в информационном пространстве уже появились расшифровки якобы предсказаний Нострадамуса на 2025 год. О театре там ни слова. Так почему бы не восполнить этот пробел и спрогнозировать-предсказать?
В 2025 году, как и в предыдущие военные годы, художественная среда активно будет организовывать сборы средств в поддержку ВСУ. Позывных «Артист» на фронте станет больше. Усилится внимание к вопросу безбарьерности и инклюзивности украинских театров. Показы спектаклей в наземных помещениях будут перерываться воздушными тревогами. Будет продолжаться массовое написание текстов на военную тематику, потому что сама жизнь будет диктовать сюжеты. Театры с востока и юга страны периодически будут приезжать на столичные гастроли.
Киевский театр Франко будет ремонтировать то, что запланировал, возможно, появится более продуманный гардероб и буфет, точно усилится критика неуместности этих процессов в военное время. Спектакль «Конотопська відьма» продолжит третий премьерный год и отправится на европейские гастроли (Берлин, Прага, Вена, Женева, Варшава, Париж и Оффенбах). Режиссер Иван Урывский представит первую попытку «подружиться» с шекспировским «Макбетом». Фанаты воспримут завороженно любую режиссерскую трактовку, хейтеры тоже, но не воспримут. Также Урывский попытается покорить еще одну столичную сцену национального театра. И дай Бог ума поставить что-то новое, а не воссоздать то, что идет уже где-то в европейских театрах.
Киевский театр имени Леси Украинки перехватит эстафету ажиотажа за билетами на премьерный спектакль «Поромник» (режиссер Кирилл Кашликов). Этот же спектакль в 2025 году станет победителем многих премий и рейтингов и получит порцию непринятия от зоозащитников. В этом же театре с интересом, но не без комментариев «у нас есть кому ставить» привередливая столичная публика воспримет спектакль известного польского режиссера Гжегожа Яжины. Известного театрального, в прошлом украинского, режиссера с очень богатым опытом в ведущих театрах России Андрея Жолдака большей частью встретят бешеным непринятием. Хотя любопытство и будет побеждать, но работу на благо культуры врага не простят. Михаила Резниковича наконец лишат звания Героя Украины. До других тоже доберутся.
Шевченковскую премию в 2025 году получит режиссер, который сейчас возглавляет национальный театр во Львове. Результат премии в который раз рассорит театральное сообщество. Причиной станет (светлая ему память) выдающийся украинский режиссер Сергей Данченко.
В репертуарах украинских театров появится новая постановка «Кайдашевої сім’ї», потому что в нашей истории нет такого года, который бы обошла кайдашемания. Франковский драмтеатр проведет Второй Шекспировский фестиваль и начнет гастрольную деятельность с новым рок-мюзиклом «Наталка Полтавка», удивляя публику тотально кожаным (может, экокожаным, неизвестно) гардеробом с элементами национальных орнаментов.
Кировоградская облрада попытается в который раз сменить временного руководителя Театра корифеев. Кировоград во всех названиях учреждений останется. Театры Харькова будут выживать и бороться с местными (точнее, областными) «руженами».
Потрепанное здание театра имени Марии Заньковецкой останется культурной визиткой Львова.
Такая иллюзия театрального ренессанса может быть в году 2025-м. Хотя… Может и не быть. Доживем — увидим.