ИГРА В МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

11 июня, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №23, 11 июня-18 июня

Нельзя сказать, что IV Междунардный арт-фестиваль, проводившийся в Киеве с 4 по 6 июня, не такой серьезный, как три предыдущих, хотя бы потому, что фамилии основных участников все те же (иначе говоря, примелькались)...

Нельзя сказать, что IV Междунардный арт-фестиваль, проводившийся в Киеве с 4 по 6 июня, не такой серьезный, как три предыдущих, хотя бы потому, что фамилии основных участников все те же (иначе говоря, примелькались). Но что-то неуловимо иное разлилось в воздухе над блестящими каменными плитами Украинского дома, где проходили основные церемонии. Как будто спало некое напряжение, характерное для начала званого обеда, и спустя 2-3 часа (а в данном случае 3 года) начали снимать пиджаки и вступительные речи - короче, и сам президент Ассоциации арт-галерей, главный организатор Виктор Хаматов, изменив своей традиции произносить безукоризненно гладкие речи, на этот раз озвучил небезызвестный плакат О.Бендера «Ура!».

Грандиозный замысел ежегодной демонстрации достижений украинского и зарубежного изобразительного искусства по-прежнему остался грандиозным, но воплощение замыслу явно уступает. Стала ли менее активной наша художественная жизнь или она куда-то уходит из нашего поля зрения, а может, ей не дают проявиться некие препоны?

Фонтан рождающихся на нашей земле талантов, конечно же, не иссяк развязывать галстуки. Официальных лиц на открытии стало меньше, но оттого, что в нем зажимаются или прикрываются какие-то отверстия, он каждый раз принимает причудливые формы. В этом году, как мне показалось, доминантой художественного форума стало слово «игра». В представленных десяти проектах, демонстрировавшихся в разных культурных центрах города, так или иначе присутствовал игровой момент.

Так, куратор проекта «Лабиринт времени» В.Денбновецкая в своей программе заявляет: «Вся жизнь - движение. Цель? Ходим по лабиринту... из всего, что сами придумали, сделали, намечтали. С замиранием сердца мы произносим фразу «дух времени». Я хочу поиграть с этим духом. Построить для духа времени лабиринт-дворец и заманить туда время, как обычно время поступает с нами». Понятно, что такую сложную задачу иначе, как играючи, решить невозможно, хотя для этого и приглашены были немецкие художники П.Адлер, М.Мюллер и Б.Шопман.

Более откровенный призыв не принимать ничего слишком близко к сердцу звучал в проекте «Игра» Харьковской муниципальной галереи. Они устроили оазис отдохновения от проблем, использовав всевозможные художественные, эстетические и музыкальные средства: изысканно-иронические картины В.Норазяна, А.Власенко, Д.Даниша, скульптуру А.Ридного (ах, какие ножки он изваял для Марии-Антуанетты!), джазовые импровизации и игровые инсталляции.

Современное искусство не желает быть статичным: оно вовлекает в действие, размышление, соучастие, используя в качестве палитры не только краски, но и пространство. «Ландшафтные каллиграфии» китаянки Мао-Мао и украинских художников А.Блудова и А.Праховой - это попытка внести гармонию в природу с помощью слова, изображенного между землей и небом, а именно: на водонапорной башне в Центральном парке. Так выглядело осуществление проекта «Письмо на небо» - лэнд-арт, привносящий «в лик Грядущего толику человечности», как видели свою задачу художники.

Далеко не всегда «теоретическая часть» произведения соответствует его видимому воплощению. Весьма претенциозное впечатление производит центральный экспонат фестиваля «Наследие» П.Бевзы и А.Литвиненко, занимающий несколько десятков квадратных (и кубических) метров. Не зря проект «Наследие», изобретательно написанный искусствоведами С.Иваненко и М.Протас, стал победителем на конкурсе проектов ЦСИ «Совиарт» АГУ 1999 года - его можно читать как самостоятельное произведение для развития интеллекта и фантазии. Читаем: «Проект, как волшебник, сворачивает горизонтальность времени в точку молниеносного сейчас - емкую формулу триединства существования, где тело-материя является колесницей Души, а Душа, в частности, вертикализованная, как пламя свечи, носителем Духа». Есть ли этому вообще какой-то материальный эквивалент? Художники утверждают, что этому описанию в точности соответствует покрашенный белой краской изогнутый ствол дерева с укрепленными внутри вертикальными стволиками потоньше, тоже белыми. А как выглядят «образы предельности существования»? Да это же пустые пивные бутылки, и никак иначе, - считают авторы инсталляции. Сама по себе пространственная композиция - вещь вполне приемлемая с дизайнерской точки зрения, но в сочетании с тем пафосом, с которым она сопровождалась, кажется воплощением вульгарного материализма. К тому же, один мой знакомый, недавно побывавший за границей, сказал: «Где-то я уже видел точно такие же разрезанные бутылки, соединенные прозрачной плоскостью, - не то в Копенгагене, не то в Берне на выставке, точно не помню». Дело тут не в рассеянности ученого, утомленного участием то в одном, то в другом зарубежном симпозиумах, а в большой трагедии нынешнего украинского искусства - его несамостоятельности, зачастую вторичности.

Этот период в истории нашего искусства будет кратковременным, хотя и неизбежным, - так считает академик Н.Жулинский, выступавший на открытии выставки. Наш выдающийся современник довольно терпимо относится к тому, что многие художники сейчас «кого-то напоминают», как правило, непроизвольно (не обязательно как плагиат). За короткое время Украина заполняет все те «белые места» на карте искусства, которые многие годы осваивались в других странах, у нас же были запрещены. Зрители терпеливо осматривают «Пинакотеку 90-х», собранную А.Соловьевым. Что ж, будем надеяться, что как только мы переболеем чужим, у нас сразу появится свое.

Пока что бесспорной оригинальностью, как это показал фестиваль, обладал лишь документальный материал, снятый на видео - это наши, и только наши, диссиденты и психически больные. Можно было часами стоять на «Территории» А.Дирдовского, смотреть и слушать отснятые им кадры, сопереживая невыдуманным сложным судьбам наших сограждан. Рядом - рисунки загадочной невинной души Б.Горбаля, о котором с большой нежностью рассказывал его брат. Эта некоммерческая акция имела немало спонсоров, среди которых Украинско-Американское бюро защиты прав человека.

В основном же художники, желавшие представить свои работы на фестивале (кроме задействованных в проектах), сами оплачивали арендные места, и они были заинтересованы в том, чтобы привлечь как можно больше покупателей. Коммерческое искусство пока что носит у эстетов некий отрицательный оттенок (а в будущем, я предполагаю, он станет положительным). Ведь плохую картину не продашь по той же цене, что и хорошую, и стоимость должна быть одновременно и высокой эстетической оценкой. Многим еще надо учиться так работать над своим произведением, чтобы оно имело в хорошем смысле «товарный вид» (а не выставлять голую неприглядную идею, кичась тем, что она некоммерческая).

Высокую художественную культуру продемонстрировали прибывшие к нам на фестиваль иностранные участники («Гала галерея», Магдебург). Проявляя свою индивидуальность, каждый из них достиг своеобразного совершенства. экспрессивность итальянца Витторио Д'Акунто проявилась и в композиции, и в контрастних сочетаниях цвета, и в довершение - продуманной фактурностью наложения красочных мазков. Поверхность работ француза Жана Тэннуса -наоборот, подчеркнуто гладкая, динамику создает многообразие составляющих компонентов: линий, цветных плоскостей, вкраплений реальных предметов. Они как бы парят в особой среде (города, космоса или чего-то неназываемого). Для передачи своих неординарных ощущений Жан даже изобрел новые виды художественных материалов (и оформил патент на их изобретение), так что ему помогают творить акрил, особые пластик и лак.

Всесторонний подход к художественному делу явился и критерием в проведении национального арт-рейтинга-99. Более 200 специалистов в области изобразительного искусства заполнили анкеты Ассоциации арт-галерей, где оценили художников по различным показателям - тут и умение организовать выставку, продавать свои работы, подавать о себе сведения в каталогах и Интернете. Таким образом, выделилась «горячая двадцатка», по выражению А.Титаренко, наиболее «раскрученных» художников. Стилистически они разнополярны. «Асами» нефигуративной живописи названы П.Лебединец, А.Криволап, В.Будников (хотя известный колорист, автор проекта «Цветопись» в «горячие» почему-то не попал). Симпатии зрителей, по всему, на стороне творцов фигуративной живописи. Они подолгу рассматривают старинные кибитки В.Наразяна, парящих человечков Н.Журавля, белых купальщиц П.Бевзы, красавиц С.Гая, открывают Америку вместе с С.Марусом, ощущают дыхание природы на полотнах О.Левчишиной, удивляются усатому супермену А.Анда, погружаются в старину Л.Бруевича и Л.Берната.

Наши художники нравятся и зарубежным зрителям, они все чаще ездят туда, где их картины не только смотрят, но и покупают, некоторые живут там подолгу и остаются навсегда. Потом на нашем фестивале появляется художник с непонятным местом жительства, например Украина-США (по середине, кажется, вода), а длинную славянскую фамилию обрезают до международных стандартов, так Ю.Чарышников стал просто Чари. Хорошо еще, что приезжают. До следующего арт-фестиваля остался год. Интересно, какие таланты смогут за это время найти себе спонсоров, или мы будем наблюдать новые игры прежнего «междусобойчика»?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно