Н.Кадан. «Мальчик и натюрморт» |
В обновленных выставочных залах Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры прошел Первый фестиваль молодого изобразительного искусства «Рефлексии», организаторы которого намерены отныне проводить его ежегодно, по образцу кинематографического фестиваля «Молодость».
Инициаторами проведения подобных выставок стали сами молодые художники. В этот раз встретились студенты трех академий искусств — из Вильнюса, Львова и Киева. На открытии фестиваля молодежь приветствовали академик, директор Института современного искусства Виктор Сидоренко и председатель киевской организации НСХУ Василий Гурин. Последний выразил пожелание, чтобы в следующий раз фестиваль стал еще более авангардным и более насыщенным разнообразными перформансами и действами.
Новое тысячелетие настраивает на возвышенный лад, словно сами цифры с нулями могут магически повлиять на зарождение действительно новых, с нуля создаваемых явлений в культуре. К тому же упоминания об авангарде на заре прошлого века словно ищут аналогии в современности. Не в связи ли с этой настойчивой требовательностью к появлению радикальных изменений возникает обратный эффект? Язык сегодня как-то незаметно становится перенасыщенным словами иностранного происхождения, начинающимися «ре»: ремикс, релакс, реверс и т.п. Она указывает на повторное или обратное действие. И название нового молодежного движения «Рефлексии» наталкивает на любопытные размышления.
Как объяснил один из кураторов и участников фестиваля Никита Кадан, изо всех значений этого слова взято значение «отображение» и «реагирование на раздражители». Это, собственно, можно считать и творческим кредо поколения — никаких сверхзадач типа строительства «светлого будущего» (как у будетлян-футуристов), мифологизации идей, а, скорее, этакий художественный позитивизм: увидел, почувствовал и создал.
Автоматизм быстрого реагирования встречается во многих работах экспозиции, для которых характерны небрежность bad painting и поверхностность взгляда, присущая потребителю комиксов, мультиков и т.п. Так, демонстративно подчеркнута антиакадемичность в стилизованных под детско-тинейджерский рисунок графике А.Якубенко «Витёк, Митёк», живописи О.Сусленко «Мики Маус» и В.Кузнецова «Спейсмен», инсталляции Р.Торембы «Колобок».
Местами подобная стилизация становится средством самоутверждения в работах И.Небесника «Пацаны», «Верхний брейк», А.Недуды «На танец». Импонируют молодым художникам и приемы трансавангарда с его «накрученной» живописью и нагромождением несовместимых смешных персонажей. Так, на картинах О.Трофименко прыгают балерины в белопенных пачках среди экзотических животных Африки и Индии, у Л.Хоменко жизнерадостный негр играет роль известного литературного героя («Дед Масай и зайцы»). К.Гнилицкая удачно использует бытовые предметы в игре с содержанием («Бегство из шкафа»).
Игра и ирония не мешают видеть реалии жизни, от которых иногда жуть охватывает. Вот неподвижно сидят двое мужиков в черных вязаных шапочках, будто навеки прикованные к столу с бутылкой, нужен ли им «третий» — то есть зритель, или ничего на свете им уже не нужно? (И.Михайлив. «Утро», «Вечер»). Стена на картине Гринёва «Тени» полностью покрыта ругательными надписями, ведь кто-то же, вероятно, виноват в том, что «жизнь не удалась». Безрадостные, но преисполненные внутреннего напряжения сцены производственного процесса обработки мяса и его потребления стали темой работ В.Харкевича «Птицефабрика», «Семья». Сложные отношения между человеком и социумом отражены на уровне индивидуальной символики в живописи Н.Кадана («Маленький всадник», «Двое»). Философично созданная инсталляция
Д.Александровича «У Древа Познания», где вместо красок «работают» древесина, яичная скорлупа и плоды граната.
Вильнюсская художественная молодежь по-своему «реагирует» на «раздражители» времени, в общем меньше внимания уделяя цвету и больше — аналитичности. Лаконичные черно-белые фото серии «Знаки жизни» К.Якинявичюте, где существование человека угадывается за жестами манекенов, блеском часов и прочим окружением. Знаковые работы Ю.Чистякова («Мягкая посадка»), Э.Вилулите («46—27»). На обычных белых ватманах темными фломастерами выполнен цикл «Приметы» В.Ванагиса, где фантастично переплетаются схемы, эскизные зарисовки с изображением людей разных временных и социальных пластов. А вот витражные портреты Ю.Миндаугаса отмечены высоким профессионализмом — технические, яркие и выразительные.
Загадочны и изысканны работы О.Ковальчука («Тракай», «Легенда»). Романтичны и многоплановы работы М.Гринюк (коллаж «Как на небе, так и на земле», живопись «Песня о дожде», объект «Замок»). Поэзией дышат спокойная графика Л.Наконечной, Т.Ковача, Д.Рубана, задумчивая живопись М.Нименко, С.Горобенко. Неистовой экспрессией разбегаются краски в нефигуративах К.Троценко, А.Маженайте и др.
Однако некоторые роботы все же напоминают, что художники — именно студенты и они учатся на традиционных жанрах. Здесь и изящные «Ню» Н.Журавлёвой, и сочные натюрморты Т.Ягодкиной, и классической красоты пейзажи Д.Гурина.
На мой взгляд, лучше «назад в будущее», чем «вперед в прошлое», что означает лишь тешить себя иллюзией прогресса, на самом деле повторяя старые ошибки. Привлекает откровенность молодого поколения, которое так или иначе, пусть «реверсивно» и «рефлексивно», все равно идет вперед.