Гамбург: культурный слой

Поделиться
В Гамбурге - сотни мест, где стоит побывать туристу. Это второй по величине город Германии. И для многих его жителей и поклонников - первый по красоте. В устье Эльбы обитают почти два миллиона - не только немцев, но и мигрантов со всех концов планеты.

В Гамбурге - сотни мест, где стоит побывать туристу. Это второй по величине город Германии. И для многих его жителей и поклонников - первый по красоте.

В устье Эльбы обитают почти два миллиона - не только немцев, но и мигрантов со всех концов планеты. Крупный промышленный центр и важнейший в северной Европе морской торговый порт дает работу приехавшим из разных уголков мира переселенцам.

Стиль жизни Гамбурга отражает его космополитизм, поскольку новые жители привезли на берега Эльбы собственные бытовые, религиозные и художественные традиции. К слову, сегодня немцы стали понимать, что "Украина - не Россия", и к нам, украинцам, относиться с бОльшим вниманием, пониманием и сочувствием.

Берег красивого искусственного озера Альстер в центре Гамбурга окружен живописной набережной, вдоль которой летом по вечерам бесплатно играют и поют на склонах ландшафтных парков open-air опытные и начинающие академические и джазовые исполнители.

Культурная, развлекательная и ночная жизнь особенно активна на пике туристического сезона. Главный городской оркестр Hamburger Symphoniker, как это принято в Германии, весь год дает симфонические концерты в филармонии. Плюс сопровождает спектакли Staatsoper и городского балета.

Гамбург находится на третьем месте после Нью-Йорка и Лондона по количеству поставленных мюзиклов. Здесь, специально для "Призрака оперы" Уэббера, был построен театр "Новая Флора".

Поводом для этих заметок стало окончание строительства новой Elbphilharmonie - концертного комплекса на набережной Эльбы.

Здание возводили более девяти лет, оно "съело" около 700 млн евро (вместо запланированных 70).

Авторами проекта являются архитекторы швейцарского агентства Herzog & de Meuron, разработавшие этот неимоверный по красоте, масштабам и качеству, устремленный навстречу искусству и морю "корабль-айсберг".

Официальное открытие состоится в начале января. Но уже сегодня можно войти внутрь роскошного дворца, осмотреть интерьеры, полюбоваться светильниками, лестницами, залами. Подняться на смотровую площадку на высоте 37 метров и окинуть взглядом город, реку и окрестные пейзажи.

В течение вечера в северной столице Германии можно послушать семь-восемь поп- и рок-проектов, два-три джазовых и несколько концертов академической музыки - от любительских симфонических оркестров, камерных составов и молодежных полупрофессиональных коллективов - до выступлений центральных украшений городской афиши: Симфонического оркестра Радио Севера Германии и Hamburger Symphoniker.

В Гамбурге, как известно, работает свыше сорока театров. Ежедневно у театралов есть выбор из 25-30 спектаклей, а в музеях проходит около 25 выставок. Именно в Гамбурге в 1678 г. был открыт первый в Германии и одновременно первый в мире общественный оперный театр. В ту пору он назывался Театром на Гусином Рынке. Здесь молодой Георг Фридрих Гендель в 1705 г. поставил свою первую оперу "Альмира".

Гамбург - вольный ганзейский город - населяли свободные граждане. Он был важнейшим центром мировой торговли, где тысячу лет развивалась коммерция. И зажиточные горожане, следуя девизу Гамбурга "Свободу, которой добились наши предки, достойно пусть хранят потомки", решили построить публичный оперный театр. А до того времени европейские театры были исключительно частными, придворными.

С того момента Гамбург стал не менее важным средоточием светской и церковной, конечно же, музыки, в частности, оперного искусства. Потребность в музыке привела к поддержке городом в разные эпохи выдающихся немецких композиторов, родившихся, либо осевших в тени его крепостных стен, церквей и парков.

Ганзейский город - родина великого композитора-романтика Иоганнеса Брамса. На берегах Эльбы провел последние годы своего земного пути и отошел в вечность "русский немец" Альфред Шнитке. А в одном из клубов "розового квартала" в 60-х годах прошлого века началась карьера The Beatles.

Город содержит около шестидесяти музеев различной направленности и тематики: судоходства, железной дороги, музеи-квартиры художников, писателей, галереи и выставочные залы.

В одном из центральных районов создан музейный комплекс "Квартал композиторов" (Komponistenquartier), и в домах номер 29-39 на улице Петерштрассе открыты экспозиции, посвященные известным музыкантам, оставившим след в истории музыки. Это существующий с 1971 г. музей Иоганнеса Брамса, расположенный вблизи разрушенного в 1943 г. дома, в котором он родился.

Другие экспозиции принадлежат ярким персонажам барочного периода музыкальной жизни: Г. Ф. Телеману, К. Ф. Э. Баху и И. А. Хассе.

После реставрации и "доработки" ожидают открытия гамбургские дома Феликса Мендельсона и его сестры Фанни, в замужестве Гензель, а также Густава Малера.

Новую жизнь в создание Квартала композиторов вдохнул выдающийся дирижер нашего времени Кент Нагано. С сентября 2015 года он возглавляет Гамбургскую оперу. (64-летний американец с японскими корнями, потомок эмигрантов из Страны восходящего солнца). Приглашение всемирно известной звезды дирижерского пульта должно, по задумке руководства города, вывести, наконец, ганзейский мегаполис в число ведущих оперных столиц мира.

Заплатив семь евро, можно посетить объединенные в одном здании музеи Г. Ф. Телемана, К. Ф. Э. Баха и И. А. Хассе. А также стоящую через дом, в котором реставрируется семейное гнездо Мендельсонов, квартиру Брамса.

Мне удалось побывать в музеях трех композиторов эпохи барокко и брамсовском (остальные были на реставрации). Но и этих впечатлений оказалось достаточно…

Начинается экспозиция трех композиторов XVII-XVIII веков с зала Музея барочной музыки. Церковная музыка Гамбурга со времен Реформации сформировала его репутацию музыкального города.

Великолепные хоралы пели прихожане и играли органисты главных церквей во время праздничных служб, а храмы соперничали друг с другом в строительстве величественных органов.

Слава Северогерманской органной школы и гамбургских органистов-виртуозов Якоба Преториуса, Генриха Шейдемана и Иоганна Адама Рейнкена распространилась широко за пределы Гамбурга благодаря их мастерству и высочайшему качеству созданных во второй половине XVII века органов мастера Арпа Шнитгера.

Его инструменты сохранились до наших дней и звучат в наше время как в эпоху барокко. Огромную роль в жизни города всегда, и в тот период в том числе, играла светская музыка - концертная жизнь салонов, опера, сопровождение городских праздников…

Георг Филипп Телеман вторую половину своей долгой жизни жил в Гамбурге. Более 45 лет он был музыкальным директором города, отвечая за всю его музыкальную жизнь: служил кантором в гимназии
св. Иоганна, выполнял обязанности руководителя городского Collegium Musicum - общества, собиравшегося для коллективного музицирования и прослушивания музыки. А также руководил музыкальной частью пяти городских церквей, оперного театра и был занят множеством других дел.

Он должен был представлять по две кантаты каждое воскресенье и новый пассион (праздничную мессу) к Великому посту.

Музыка была необходима для обрядов посвящения и освящения церкви, а в дальнейшем он должен был сочинять для многочисленных торжеств в городе. Телеман писал много опер, но во время его руководства местным театром посещаемость представлений снизилась, и композитор распустил труппу в 1638 году.

В музее К.Ф.Э.Баха можно увидеть старинную мебель и подлинный клавесин той поры с расположенными "наоборот", как это было в те времена, клавишами - белые на месте черных, а черные - белых.

Второй из пяти сыновей И.С. Баха от первой жены (в двух браках великого композитора родилось 20 детей, многие из которых умерли в раннем детстве) был прославленным клавесинистом.

Филипп Эммануэль сочинил около 200 клавирных сонат и знаменитый трактат об игре на клавесине. При жизни музыкант достиг весьма высокого социального статуса. В 1768 году он сменил Телемана на должности капельмейстера в Гамбурге.

С этого момента композитор начал больше внимания уделять церковной музыке. В следующем году Филипп Эммануэль написал ораторию "Израильтяне в пустыне", и в последние 20 лет жизни, прожитых в Гамбурге, создал более 20 пассионов (больших многочастных хоровых циклов), около 70 кантат, литаний, мотетов и других произведений на духовную тематику. Похоронен в крипте церкви Святого Михаила.

Иоганн Адольф Хассе охватил в своем творчестве стилистику барокко, классицизма, рококо и был одним из основателей сентиментализма в музыке. В отличие от своих прославленных предков-органистов, Иоганн Адольф сочинял оперы, которых у него около шестидесяти. Он прославился не только трагедиями (операми-сериа), но и ранними примерами в жанре комической оперы. Его большим другом был знаменитый либреттист XVIII века Пьетро Метастазио, писавший тексты опер А.Вивальди, Г.Ф.Генделя, К.В.Глюка, В.А.Моцарта, А.Сальери, Дж.Мейербера и т. д. Некоторые драмы Метастазио были положены на музыку 70-80 раз. В соавторстве с ним уроженец Гамбурга покорял Неаполь, Дрезден и Венецию. Очень любопытным выглядит макет театра XVIII века, в котором с помощью рычажков можно подвигать занавес, задники, кулисы, повернуть сцену.

В музее Брамса комнаты и экспозиции рассказывают о ранних годах жизни композитора. Он родился в Гамбурге, в семье контрабасиста городского театра, в 1833 году. Очень рано проснувшиеся огромные способности к музыке уже в 9-10 лет вывели его на большую сцену. Появилась даже возможность американского турне. Но благодаря верному влиянию учителя, обучавшего Иоганна игре на фортепиано, родители предпочли системное музыкальное образование, и мальчик продолжил учебу в классе жившего в Альтоне авторитетного педагога фортепиано и композиции Эдуарда Маркссена. Семья жила небогато, и с 13 лет одаренный мальчик, кроме учебы, подрабатывал игрой на фортепиано в гамбургских кабачках.

Уже в ранние годы жизни Брамс много путешествовал с концертами. Гамбург не был приветлив к своему уроженцу, и мечты композитора, создавшего выдающиеся образцы симфонизма, "Немецкий реквием" и массу замечательной музыки во всех инструментальных и вокальных жанрах (кроме оперы) встать за дирижерский пульт главного городского оркестра, так и не осуществились. Его признали и высоко оценили в других европейских центрах музыкальной жизни - в частности, в Вене.

Брамс не был женат. История его влюбленности в супругу Роберта Шумана пианистку Клару Шуман (урожденную Вик) известна музыкантам еще из курса музыкального училища. Она была на четырнадцать лет старше Брамса, который познакомился с четой Шуманов в возрасте двадцати лет, и питал к Кларе самые нежные чувства, поддерживая ее во время болезни мужа. Но когда Роберт умер молодым, 46-летним, в клинике для душевнобольных, Брамс так и не решился сделать Кларе предложение…

Брамс много раз и на разные сроки возвращался в родной город, где оставались члены его семьи. Но жить здесь постоянно он не мог по разным причинам. Однако благодарный город воздвиг ему величественный памятник на одной из центральных площадей.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме