7 июля закрывает свой 82-й сезон один из самых влиятельных театров в Украине - Ивано-Франковский Национальный академический театр имени Ивана Франко. Руководитель театра, народный артист Украины Ростислав Держипильский в интервью "Укринформу" сообщил, что новый сезон его "Гуцульский театр" (так называют западных франковцев в театральной среде) может начать в августе у стен Кабмина и Верховной Рады.
Это могут быть "протестные спектакли", цель которых - привлечь внимание правительства и политикума к бездействию украинских чиновников, которые бойкотируют решения проблем национальных театров в Украине.
Франковский драмтеатр получил статус «Национального» еще 18 февраля 2019 года, но с тех пор вопросы с обеспечением гарантированных государством финансовых выплат так и не решились. Сейчас необходимо внести изменения к дополнительному коэффициенту, местные власти театр поддерживают, вопрос за Кабинетом министров.
«Мы дважды озвучивали эту проблему во время Часа вопросов к правительству - народные депутаты Игорь Фрис, Николай Княжицкий обращались к премьер-министру Украины Денису Шмыгалю с трибуны Верховной Рады. 20 мая у меня была встреча с премьер-министром, рядом были и президент Украины Владимир Зеленский, и министр культуры Александр Ткаченко. Тогда я услышал следующее: вопрос о коэффициентах в соответствии со статусом национального, который наш театр получил два года назад, должен быть решен в ближайшее время. Более того, Денис Анатольевич сказал, что он думал, что проблема уже решена. Прошло больше месяца, но и дальше - тишина. Мы через несколько дней все идем в отпуск, а в августе оставляем за собой право - я вполне не исключаю такой возможности - заявить о нашей проблеме на всю страну: будем играть франковские спектакли под Кабмином, и под Верховной Радой Украины...», - заявил Держипильский.
По мнению театрального критика Олега Вергелиса, наше государство очень любит щедро раздавать украинским театрам "Национальные" статусы (для собственного пиара и для медийной заботы об искусстве), но, к сожалению, чиновники не доводят дело до логического результата, когда театры должны были получать необходимое в таких случаях, предусмотренное законом, финансирование.
«Если раньше борьба за "Национальные" статусы предусматривала со стороны театров, прежде всего, финансово-экономическую составляющую, то сегодня для украинских театров в регионах Национальный статус - это охранная грамота, это самозащита театров в эпоху децентрализации от возможного произвола местных гетманов-губернаторов, которые могут на свой вкус перепрофилировать любой театр в любое другое заведение (не обязательно учреждение культуры).
В масштабах государства - финансовая поддержка Национальных театров, согласно действующему законодательству, - мизер. Но у нас привыкли тянуть и кормить обещаниями, игнорируя даже распоряжение президента Украины ", - говорит Вергелис.