18 июля Национальный театр имени Ивана Франко завершил 101 сезон - спектаклями «Кайдашева сімья» и «Крум», а уже 20 августа стартует новый, 102-й, сезон. Начнет его «Украденное счастье» по пьесе Ивана Франко.
«Это давняя добрая традиция - открывать сезон спектаклем по произведениям патрона нашего театра. «Украденное счастье» вообще занимает особое место в истории франковцев, вспоминая легендарные постановки Сергея Данченко и Гната Юры, ставшие символом театра на многие десятилетия. Поэтому я и чувствовал особое волнение, когда под занавес 100 сезона представили новую версию символической для нашего театра пьесы.
Этот спектакль стал первой премьерой, вышедшей в «шоковых» условиях карантина - ползаполненный зрителями зал. А название пьесы Франко стало знаком нашего настоящего времени, символической и мистической рифмой театрального сезона, который подходит к концу. Ведь из-за пандемии каждый так или иначе смог почувствовать на себе эту "кражу счастья" живого общения - и с театром, в частности», - рассказал ZN.UA главный режиссер театра Дмитрий Богомазов.
«Поэтому прошлый театральный сезон для франковцев был периодом испытаний и закалки в сверхсложных обстоятельствах. Поэтому через издание "Зеркало Недели" я и хочу искренне поблагодарить коллектив франковцев - актеров, административную команду, цеха и всех наших работников - за выдержку, веру и преданность театру. И особенно поблагодарить Михаила Васильевича Захаревича, генерального директора-художественного руководителя Национального театра имени Ивана Франко. Он как талантливый и опытный руководитель провел наш театральный корабль через «карантинные» бури. Я искренне поражен мудростью и точностью его менеджерских решений, что позволило театру не останавливать творческий процесс, а также человеческой чуткостью и искренней заботой о коллективе.
В этот чрезвычайно сложный сезон мы выпустили пять премьер ( «Трамвай «Желание» Т. Уильямса, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Кассандра» Леси Украинки, «Пер Гюнт» Ибсена, «Комедия в руинах» М. Кропивницкого), и начали формировать репертуар уже на следующий, 102-театральный сезон.
В 101-м сезоне наш Национальный театр завоевал ряд престижных художественных наград: Национальная премия имени Тараса Шевченко (спектакль "Верба"), Премия Кабмина имени Леси Украинки за лучший детский спектакль "Снежная Королева"), Государственная театральная премия имени Леся Курбаса ("Украденное счастье").
И самый главный итог прошедшего сезона: несмотря на все внешние проблемы, с нами остался наш преданный зритель. Зрительская аудитория Театра Франко даже заметно помолодела. Очень радует, что к нам приходит новый молодой зритель, который ищет в спектаклях ответы на сложные философские вопросы. Итак, большая и искренняя благодарность нашим преданным зрителям - за театральный патриотизм в нынешние драматические времена ", - подвел итоги сезона режиссер.
"Уверен, что и в новом 102-м сезоне нам будет чем их порадовать и удивить.
На начало нашего нового, 102-госезона приходится несколько знаменательных событий - 30-летие независимости Украины, 165-летие нашего патрона Ивана Франко и 80-летие выдающегося мастера сцены Богдана Ступки. К этим юбилейным датам в фойе театра откроются тематические выставки. Вечером 24 августа сыграем «Кориолан» Шекспира, а 27 августа торжественным возложением цветов к памятнику Ивану Франко театр почтим его память. В тот же вечер состоится посвященная памяти Богдана Ступки спектакль «Пер Гюнт» с Остапом Ступкой в главной роли.
Первая премьера 102-го сезона, которую предварительно планируем на сентябрь - спектакль-мюзикл "Пой, Лола, пой!", над которым сейчас работаю с творческой группой франковцев. Это не калька, а скорее ремейк моей постановки, которая до недавнего времени шла в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра. К той же литературной основе (пьеса Александра Чепалова написана по роману Генриха Манна «Учитель Гнус, или конец одного тирана» и сценарию культового фильма «Голубой ангел») была создана новая музыка, новые песни и обновлено визуальное решение. Музыку и песни к спектаклю написали актеры Александр Бегма и Михаил Кукуюк, аранжировки для оркестра совершил композитор Александр Кохановский. Художник спектакля - Петр Богомазов, хореограф - Алексей Скляренко.
Во франковской версии спектакля очень мощная актерская команда: Богдан Бенюк, Александр Ярема, Елена Хохлаткина, Александр Печерица, Дмитрий Чернов. Хотя некоторые исполнители останутся - Оксана Жданова (она будет играть роль Лолы в паре с Дарьей Легейдой), также Михаил Кукуюк, Александр Бегма и Александр Кохановский.
Также в 102-м сезоне франковцы откроют для зрителей немало интересных европейских авторов - их произведения появятся впервые на украинской сцене.
Это, прежде всего, Душан Ковачевич, известный сербский драматург, сценарист, дипломат, творческий соратник Эмира Кустурицы (фильм "Андеграунд"). Пьесу Ковачевича "Родован III" на сцене франковцев поставит Юрий Одинокий.
Еще один европейский автор - господин Тадеуш Доленга-Мостович. Произведение этого знаменитого польского автора - "Карьера Никодима Дызмы "- адаптирует для украинской сцены режиссер Дмитрий Чирипьюк.
Украинская классика будет представлена в 102-м сезоне "Безталанною" Ивана Карпенко-Карого в прочтении нашего режиссера Ивана Урывского. В 1993 году именно эта пьеса стала моим профессиональным дебютом в 29-летнем возрасте. Поэтому мне особенно интересно, как «прочтет» ее сегодня молодой режиссер, ровесник меня тогдашнего. В планах театра на следующий сезон еще несколько премьер, но подробнее о них - позже.
Также Национальный театр имени Ивана Франко имеет приглашение на международные театральные фестивали. Надеюсь, ситуация в мире пандемии не помешает нашим планам. Уже второй год наш спектакль «Лымеривна» по пьесе Панаса Мирного ждут в Будапеште на самом престижном фестивале МІТЕМ, который был перенесен на сентябрь этого года. Также должны ехать в Херсон на "Мельпомену Таврии" с «Трамвай «Желание» по пьессе Теннесси Уильямса.
Сейчас руководство театра ведет переговоры с молдавскими коллегами, и один из крупных международных фестивалей Литвы тоже проявил заинтересованность в участии нашего спектакля. Хочется верить, что фестивальная театральная жизнь начнет понемногу оживать», - добавил Богомазов.