«Евровидение-2006»: а не спеть ли нам песню о…

17 марта, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №10, 17 марта-24 марта

Забавной темой, намедни объединившей массовое сознание сограждан в едином полемичном порыве, оказалось мирное событие — финал отборочного конкурса поп-исполнителей на «Евровидение-2006»...

Забавной темой, намедни объединившей массовое сознание сограждан в едином полемичном порыве, оказалось мирное событие — финал отборочного конкурса поп-исполнителей на «Евровидение-2006». В Грецию, как известно, по итогам голосования, отправляют молодую исполнительницу Тину Кароль с песней собственного сочинения «Я — твоя королева».

Этот «финал», цитируя Шиллера (по иному поводу), словно бы… «вышел из утробы, чтоб разжигать огонь любви и злобы». И народ, весьма вяло реагировавший на межрегиональные поп-соревнования на канале УТ-1 (внутри «звездного дома» и за стенами оного) в течение почти трех месяцев, вдруг оживился, «прозрел» и так разактивничался, будто решается судьба страны в финальном матче на чемпионате мира по футболу. «Так!» и «Не так!», «профанация» и «неоднозначность ситуации». Только и разговоров о «Евровидении».

Дошло до того, что группа товарищей из числа маститых музыкантов даже потребовала от президента Ющенко личного вмешательства в историю «Евровидения», а то (далее дословный фрагмент эпистолярия, направленного президенту) «…ситуация, которая сложилась вокруг отборочного конкурса, вызывает глубокую озабоченность. От участия в подготовке конкурсантов отстранены наиболее известные в Украине специалисты. Выдвижение кандидатов носит кулуарный характер. Участие общественности носит символический характер».

Я так понимаю: президент Ющенко, наверное, уже выполнил все «обіцянки Майдану», и ему теперь больше нечем заняться, кроме как «попсовые» интриги распутывать? Но манускрипт подписали заметные композиторы — Поклад, Быстряков, Злотник (Александр Иосифович впоследствии пожалел об этом), а также поэт Крищенко, ректор института эстрадного искусства Чунихин, председатель ассоциации эстрадных артистов Герасимов и, наверное, популярная певица Сысоева.

Оставлять без внимания это «сочинение» не можется и не хочется. И совсем не потому, что возникает объяснимое раздражение в связи с жанром «коллективных писем», которые в разное историческое время исполняли функции то доносов, то разносов. А потому что «наиболее известные в Украине специалисты» совершенно напрасно решили, будто они «отстранены». Ведь они как бы самоустранились и от других более глобальных музыкальных проблем. Например, от захлестнувшего страну бесконечного публичного хамства и бесстыдного эстрадного паясничания, которое выдается на отечественной эстраде за «профессионализм». В общем, от всего того, что регулярно ротируется на ТВ и активно пропагандируется «очагом культуры» под предводительством всем известного «ученого», с которым очень многие специалисты лобызаются как с отцом народов. На эту тему писем президенту я, понятно, не читал.

Чтобы «отстранить» — надо привлечь. Но НТКУ — патрон отборочного конкурса. И компания сама решала, кого привлекать, кого нет. Так как, например, Первый российский телеканал самолично решил вообще обойтись без «всенародного голосования», доверив выбрать песню и исполнителя на «Евровидение» спецжюри, состоящему из музыкантов и журналистов. «Кулуарным» назвать наш конкурс тоже сложно, так как по регионам путешествовали и даже снимали об этом подробные программы. Иной вопрос, каков вообще формат и стандарт всех этих евровиденских конкурсов — профессиональный или аматорский? Судя по международному шоу хотя бы в Киеве, петь и плясать на «Евровидении» может кто угодно и как угодно — хоть хозяйка гостиницы из загадочной страны Андорра, хоть рыжие старшеклассники из Великобритании, хоть победительница всех существующих на острове Мальта хит-парадов. Посему вопрос «профессионализма» в данном случае вообще плавно выходит за скобки... Это просто шоу. Это музыкальная разновидность международных а-ля любительских «спортсостязаний» в том или ином политконтексте.

А относительно «неучастия» нашей широкой общественности в таком принципиальном для нее событии, как «Евровидение», то и на этот счет есть субъективный взгляд… Что могут выбрать люди, у которых нет ни слуха, ни голоса, ни образования, ни вкуса? Правильно... Либо Сердючку, либо Поплавского, навязываемых с утра до ночи эфирами (благо, эти «миссионеры духовности» сегодня заняты другими выборами, а то бы с радостью поучаствовали). Если питание детей дошкольного возраста поручить самим же детям, то все они могут вскоре повально загреметь в больницу, так как забьют свои желудки дешевыми, но яркими конфетами и самым противным газированным пойлом. Так и у нас в жанре массовой песни… Ждут, чего «изволит публика» — и тут же, как ежик из тумана, навстречу публике высовываются хамские физиономии наших «мелких бесов», так называемых кумиров, ротируемых проплаченными медиа, под предлогом «но их же любит народ!». И те же специалисты либо не знают, либо лукавят относительно того, что на отечественной эстраде нынче многие вообще не поют — только открывают рты. И весь наш так называемый «профессиональный» и «процветающий» шоу-бизнес — давно не конкуренция талантов, а только отдельные вотчины, своего рода расчерченные на секторы криминальные городские кварталы. Поскольку в одном «квартале» — поющие жены олигархов разной масти и длинноногости (одна, к примеру, под «крышей» известного «регионального» политика, другая — пакистанского толстосума, у третьей, очень известной, — целая продовольственная сеть страны). Еще в одном «квартале» — провластная «оранжевая» музыкальная волна, а еще в одном — «диссиденты», вынужденно ориентированные сугубо на северный рынок, во главе с «княжной Таракановой» —Таисией Повалий (талантливая певица, увы, редко сегодня выступает в Украине). И т.д. Из кого выбирать?

Конечно, зря потратили бешеные деньги на многосерийный ирландский формат «Ти — зірка», если заранее было предсказуемо лидерство Кароль. И любое жюри (в том числе и из специалистов) могло путем одноразового заседания-голосования сразу решить кого послать. Но к чему мне считать чужие деньги, тем более что на НТКУ этим активно занимаются сразу два Грицака — продюсер и финансовый директор (по одним версиям — родственники, по другим — однофамильцы). В итоге и принцип демократичного выбора «соблюли», и получили не самое ужасное как для отечественного ТВ шоу (многим напоминающее «Фабрику звезд»). Три финалиста — Тина Кароль, Кирилл Туриченко и Ирина Розенфельд — изначально метили в лидеры. Их песни, их номера выделялись на фоне порой уж совсем откровенной самодеятельности. Правда, выделялись по-разному. Одессит Туриченко, например, иногда очень напоминал неучтенного солиста группы «Ласковый май», голосил с откровенно сиротским надрывом. А Тина Кароль на одном из этапов, желая продемонстрировать весь национальный спектр своих способностей, выбрала песню «Тернопільський рок-н-ролл», которая ей не подходила совершенно — ни по стилистике, ни по внутреннему настрою. Кароль — исполнительница, которой близки сюжетные песни, композиции мелодичные, голосовые. При этом имеет значение режиссура номера, его сюжетное развитие. После успешного выступления в Юрмале (там как раз и сошлись звезды с той самой драматургичностью номера) девушка в одночасье стала заметным героем на нашем поп-безрыбье, и тосковать о ней не давали, поскольку пиар-машина работала как агрегат «Сибирский цирюльник» в одноименном фильме Михалкова. Но после юрмальского конкурса прошло немало времени. Словно боясь упустить какой-то уникальный шанс, она стала неугомонно мелькать в довольно вторичных телешоу в роли ведущей (наподобие «Хочу бути зіркою»). А полноценного хита пришлось ждать почти полгода. Песня Некрасова «Выше облаков» — несомненная удача. Но этого мало. Как мало (или вообще нет?) в ее репертуаре и собственно украинских песен. И продюсер певицы, г-н Черный, тоже обязан об этом думать, а не только заниматься предвыборной деятельностью в списке «Партии поддержки политики Путина». Метания, мелькания, игры в звездность, переливы глянца — ничто не заменит труд над огранкой таланта, а талант несомненно есть. Это видно и по ее выступлению на финальном концерте в рамках отборочного конкурса. Песня «Я — твоя королева» — ритмичная, «форматная», кому-то эта вещь напоминает по мелодике прошлогодний «евровиденский» хит Елены Папаризу, а у кого-то иные ассоциации. Но Кароль (вместе со своим продюсером) представила не совсем полноценную песню, так, лишь сырье — скелет, без мяса, без одежды, без качественной аранжировки, к тому же весь творческий потенциал певицы эта композиция не раскрывает. Выстрелит ли песня в Европе? В Европе много своего «формата». А Кароль, повторюсь, может отличиться и выделиться только тогда, когда найдет действенный сюжет песенного номера и отыщет свой образ в законченной сценической и песенной драматургии. Потому что не только импульсивные внешние эффекты и искусные голосовые модуляции — залог ее возможного успеха, а просчитанная и прочувствованная театральность. И хотя театр начинается с вешалки, многим скептикам «вешаться» (в смысле отчаиваться, нервничать, критиканствовать) пока не стоит. Надо подождать. И послушать одну из песен группы «Гринджолы».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно